Лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров заявил ZN.UA, что расширение Минского процесса включением темы возвращения Крыма является более целесообразным, чем создание нового формата переговоров, поскольку позволяет в едином контексте системно рассматривать все вопросы, связанные с восстановлением территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах.
Но этот вариант, по его мнению, труднее реализовать, потому что "западные партнеры хотят "быстрых" результатов по Донбассу".
При этом Чубаров предлагает брать пример с России - относительно толкования Минских договоренностей, целью которых было восстановление территориальной целостности Украины, а от западных партнеров требовать практических шагов в подтверждение их заверений, что они никогда не смирятся с оккупацией Крыма. Прежде всего это отказ от формулы, что в отношении Донбасса и Крыма есть отдельные санкции.
"Буквально неделю назад некоторые наши партнеры говорили: "Мы не можем уходить от наших обещаний". Я сказал, что это ни в коей мере не есть уход от обещаний. Мы берем Минские договоренности, а там говорится о территориальной целостности Украины. Здесь вопрос интерпретации. Мы насытились за два года интерпретациями господина Путина! Давайте уже не будем никого обманывать. Мы считаем, что в вопросе восстановления территориальной целостности Украины, закрепленной Минскими договоренностями, есть и деоккупация Крыма", - говорит Чубаров.
"Идею о создании международной площадки для переговоров по возвращению Крыма Меджлис крымскотатарского народа обсуждает с лета 2015 года на всех встречах с ведущими мировыми политиками и с руководством Украины", - сказал Чубаров в комментарии.
"Неизбежность обсуждения вопроса деоккупации Крыма очевидна для всех, в том числе, и для Владимира Путина. Категорически отвергая любые попытки даже упоминания о Крыме в контексте российско-украинского конфликта, Путин, тем не менее, готовится к жесткой схватке в надежде оставить за Россией Крым в обмен на уступки по всем иным требованиям Украины и международного сообщества. Инициатива президента Украины по созданию международного формата для переговоров по возвращению Крыма уже воспринята Россией "в штыки". Более того, я не исключаю громких демаршей и ультиматумов со стороны России с угрозами прервать диалог по урегулированию ситуации на Востоке Украины. В то же время, предложенные Украиной шаги - переговоры вместо войны - не могут не быть приняты международным сообществом", - считает лидер меджлиса.
20 января президент Украины Петр Порошенко подписал указ о создании службы по деоккупации Крыма. Киев намерен запустить в 2016 году дипломатическую инициативу, направленную на восстановление украинского суверенитета над временно оккупированных полуостровом.
Санкции Запада против Москвы были введены в 2014 году несколькими отдельными пакетами из-за аннексии Россией украинского Крыма, а позже по причине поддержки пророссийских сепаратистов в Донбассе. В частности, в конце июля 2014 ЕС (а также США) ввели экономические санкции в отношении России, касающихся энергетической, банковской и оборонной отраслей.
В конце прошлого года США расширили список физических и юридических лиц, в отношении которых были ранее введены санкции за их действия по дестабилизации в Украине. Совет Европейского союза также продолжила экономические санкции против России до 31 июля 2016 года.
"Зеркало недели. Украина" посвятило российско-украинскому конфликту и последовавшему за ним введению санкций против РФ специальный проект "Похищение Европы". В рамках проведенного исследования журналисты ZN.UA составили карту лояльности стран ЕС к России. Позиции каждого из 28 государств-членов учитывались сквозь призму российской агрессии на востоке Украины и оккупации Крыма.
Подробнее о теме возвращения Крыма читайте в статье Валентины Самар "Деокупация Крыма: возвращение в приоритеты" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".