Президент полон оптимизма и решимости: уже в этом году, по его словам, должен восстановиться украинский суверенитет над оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей, а "борьба за возвращение Крыма остается приоритетом в повестке дня".
Конечно, оставаться может только то, что было в наличии, а борьбу за возвращение Крыма приоритетной в повестке дня президента никак не назовешь - как таковая госполитика по деоккупации Крыма пока что вообще отсутствует. Так что заждавшиеся услышать от президента решительное "мы начинаем!" оптимисты могут порадоваться, а пессимисты вправе усматривать в этой внезапной решительности пиар-кампанию, которая разворачивается накануне второй годовщины оккупации. Но, в любом случае, Петр Порошенко должен отдавать себе отчет, что прагматики и прочие циничные крымские бандеровцы, услышав от него "А", теперь будут требовать не только "Б", но и складывания кубиков в слова. То есть целенаправленных и результативных действий. Так что будем считать, что мы с вами стали свидетелями внесения президентом в повестку дня "крымского вопроса". Как приоритетного.
Итак, на первой в этом году пресс-конференции Петр Порошенко говорил о необходимости разработки международного механизма по деоккупации полуострова. Подобные заявления звучали и ранее, но теперь они обрели некую конкретику. По глубокому убеждению президента, оптимальным для такого механизма будет "формат "Женева плюс" при участии наших партнеров из Европейского Союза, США и, может быть, стран-подписантов Будапештского меморандума".
Министр финансов Наталия Яресько на полях Давоса подтвердила намерения Украины действовать в этом направлении ("в этом году мы действительно начнем продвигать процесс возвращения Крыма"), но уже слегка подкорректировала "оптимальность" озвученного формата: "Мы рассчитываем на создание чего-то большего, чем женевский формат, для того чтобы начать диалог о возвращении Крыма Украине".
Владимир Путин устами Пескова ответил ожидаемо: "Вопроса Крыма как такового не существует. Соответственно, невозможно обсуждать вопрос Крыма как таковой".
Тем не менее, появившиеся тут же комментарии российских политиков, их стиль и тональность свидетельствуют о том, что даже односторонние заявления об открытии международного "крымского фронта" уже в этом году вызвали у Кремля большое раздражение.
Пока не сообщалось, проводились ли Киевом предварительные консультации с западными партнерами - потенциальными участниками нового переговорного формата, с кем именно и какой была реакция каждого из них. Но в Кремле уверены - это "рука Вашингтона". Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и припомнила Наталье Яресько ее американское гражданство, и трансформировала "печеньки Нуланд" в булочки, и уличила в дипломатии "по-американски". "Заявление Яресько о новых дипломатических шагах по возвращению Крыма - это, по сути, заявление о новых провокациях и неправомерных действиях в отношении граждан суверенной юрисдикции, установленной высшей формой цивилизованной демократии международного права - всенародным референдумом жителей Крыма и Севастополя", - цитирует главу думского комитета ТАСС.
Пожалуй, Киеву не стоит разубеждать… и даже дискутировать: главный козырь, за который ухватился Кремль, - крымский "референдум" - уже давно бит, а со времени принятия Резолюции ООН от 27 марта 2014-го Киевом был сделан хоть и петляющий, но четко обозначенный ход в сторону признания крымских татар коренным народом Украины, то есть субъектом, имеющим закрепленное международным законодательством право на самоопределение на своей исторической территории - Крымском полуострове. В отличие от эфемерного "народа Крыма", именем которого Россия аннексировала Крым.
Поэтому неудивительно, что лидеры крымских татар - Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров - прилагали максимум усилий, чтобы "крымский вопрос" встал в мировую повестку дня. "Идею о создании международной площадки для переговоров по возвращению Крыма Меджлис крымскотатарского народа обсуждает с лета 2015 года на всех встречах с ведущими мировыми политиками и с руководством Украины", - сказал в комментарии ZN.UA Рефат Чубаров.
"Неизбежность обсуждения вопроса деоккупации Крыма очевидна для всех, в том числе, и для Владимира Путина. Категорически отвергая любые попытки даже упоминания о Крыме в контексте российско-украинского конфликта, Путин, тем не менее, готовится к жесткой схватке в надежде оставить за Россией Крым в обмен на уступки по всем иным требованиям Украины и международного сообщества. Инициатива президента Украины по созданию международного формата для переговоров по возвращению Крыма уже воспринята Россией "в штыки". Более того, я не исключаю громких демаршей и ультиматумов со стороны России с угрозами прервать диалог по урегулированию ситуации на Востоке Украины. В то же время, предложенные Украиной шаги - переговоры вместо войны - не могут не быть приняты международным сообществом", - считает лидер меджлиса.
Теперь о сути формата, который уже жестко критикуется украинскими экспертами, небезосновательно считающими женевский процесс, с плюсом и без, мягко говоря, неудачным выбором президента. Главный аргумент - результата не будет, если Россия откажется от участия в таком формате. Зато под рукой то, откуда Россия точно сегодня не выйдет - "минский процесс", поскольку это единственная надежда для Путина избавиться от санкций, уже подпиливших и экономику России, и его всесилие, возможность впихнуть в Украину его "ДНР"/"ЛНР", которые будут разъедать ее изнутри политически и висеть финансовыми гирями на ногах, устремившихся в Европу.
Богдан Яременко, возглавляющий Фонд "Майдан иностранных дел", считает, что, расширив существующий минский переговорный формат, можно было бы добавить в повестку дня вопрос возвращения Крыма. "Это могло бы помочь в результате исправить ошибку увязывания санкций с Минскими договоренностями (то есть исключительно с вопросом Донбасса) путем распространения всего санкционного пакета на всю российскую агрессию (Крым и Донбасс)", - пишет дипломат, считая, что какой бы сложной ни выглядела эта задача, она все равно реалистичнее, чем заставить Россию присоединиться к новому переговорному формату по деоккупации Крыма. Главное, что у "Минска" есть в распоряжении такой убедительный инструмент, как санкции.
Рефат Чубаров также полагает, что расширение Минского процесса включением темы возвращения Крыма более предпочтительно, поскольку позволяет в едином контексте системно рассматривать все вопросы, связанные с восстановлением территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах. Но этот вариант, по его мнению, труднее реализовать, поскольку "западные партнеры хотят быстрых "результатов по Донбассу".
При этом Чубаров предлагает брать пример с России - в плане трактовки минских договоренностей, целью которых было и восстановление территориальной целостности Украины, а от западных партнеров требовать практических шагов в подтверждение их заверений, что они никогда не смирятся с оккупацией Крыма. В первую очередь это отказ от формулы, что по Донбассу и Крыму есть отдельные санкции.
"Буквально неделю назад некоторые наши партнеры говорили: "Мы не можем уходить от наших обещаний". Я сказал, что это ни в коей мере не есть уход от обещаний. Мы берем Минские договоренности, а там говорится о территориальной целостности Украины. Здесь вопрос интерпретации. Мы насытились за два года интерпретациями господина Путина! Давайте уже не будем никого обманывать. Мы считаем, что в вопросе восстановления территориальной целостности Украины, закрепленной Минскими договоренностями, есть и деоккупация Крыма", - говорит Чубаров.
Что же, президент Украины выбросил на поле мяч - его уже пасуют и отбивают, потихоньку заводятся трибуны. Комментаторы ищут глазами тренера… И от гражданского общества и свободных СМИ сегодня зависит, чтобы процесс не превратился в дворовую игру с договорным счетом.
При этом стоит упомянуть, что в относительной тени пока что остаются другие процессы, которые, при участии в них экспертного сообщества и представителей особо мотивированных крымских организаций, могут дать по весне хороший всход.
В аппарате СНБО разрабатывается проект документа - назовем его условно "основными направлениями госполитики по деоккупации и реинтеграции Крыма". Не питая особых иллюзий по поводу очередного решения СНБО по Крыму (в запасе уже есть пара-тройка невыполненных), все же отметим важность утверждения подобного документа. Хотя бы потому, что до сих пор нет вообще никакого.
Указом президента структура его постоянного представительства в АРК (базируется в Херсоне) дополнена несколькими службами, в том числе - по деоккупации Крыма. Скорее всего, это подразделение будет находиться в Киеве. Коллегам-скептикам, которые не считают постпредство подходящей для таких задач структурой, замечу: в подчинении президента есть конституционный орган, напоминающий пустой сосуд. Его можно и нужно наполнить нужным содержимым. Предлагайте!