Что Европе делать с Россией?

14 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 14 июля-21 июля

Тимоти Гартон ЭШ, профессор европейских исследований Оксфордского университета, Доминик МУАЗИ, с...

Тимоти Гартон ЭШ, профессор европейских исследований Оксфордского университета,

Доминик МУАЗИ, старший советник Парижского института международных отношений,

Александр СМОЛЯР, президент варшавского Фонда имени Стефана Батория,
научный сотрудник Парижского национального научно-исследовательского центра

Накануне открывающегося на этой неделе в Санкт-Петербурге саммита «большой восьмерки» Европа оказалась перед необходимостью принять важное, но очень деликатное решение: как же ей все-таки относиться к России? Подадут ли сигнал доверия возрождающей свою мощь державе, без чьих энергетических ресурсов нам не обойтись, или Европа предпочтет продемонстрировать свое недоверие режиму, чьи авторитарные замашки сейчас очевиднее, чем когда-либо? Десять лет назад для европейцев был актуален лозунг: «Давайте наймем Россию, если сможем, или давайте ее сдерживать, если уж это так необходимо». Сегодня баланс сил между Россией и Европой заметно изменился. Россия вновь обрела чувство собственного достоинства и уверенности в себе, в то время как Европа вошла в глубокий кризис. Поскольку в сегодняшнем мире больше России и меньше Европы, вопрос для европейцев состоит не в том, чтобы «втянуть Россию в Европу», а в том, как «спароваться с Россией», как точно подметил известный российский эксперт Дмитрий Тренин.

Евросоюз парализован своей неспособностью выбраться из трясины, в которой он оказался после решительного французского и голландского «нет» евроконституции. Теперь в течение нескольких последующих лет о нем будут судить не по тому, как он выглядит, а по его реальных действиях. Изменил ли Европейский Союз жизнь своих граждан к лучшему, и слышен ли голос Европы в мире?

В таком случае, как нам сочетать желание Европы распространять свои ценности в мире с необходимостью обеспечить приток энергоресурсов для ее экономики? Европейская политика по отношению к России — одна из наиболее важных и экстренных задач для Союза, и она стоит на пересечении этих двух естественных устремлений.

Первостепенность этой задачи становится еще более очевидной, если мы посмотрим на историю отношений между ЕС и Россией. По-правде говоря, у нас вообще не было общеевропейской политики по отношению к России. Только политика отдельных государств. А она, как это хорошо иллюстрировалось на примере крупнейших европейских государств, слишком часто представляла собой вариации на тему умиротворения. И сегодня мы все еще являемся свидетелями гонки между европейскими странами за право стать фаворитом Москвы и иметь льготный доступ к российскому газу. Более того, сегодня мы имеем дело с Россией, которая воспринимает свое членство в «большой восьмерке» как нечто само собой разумеющееся. Хотя Европа первоначально рассматривала его просто как аванс стране, которая, как казалось, стоит на пути превращения в крупное демократическое государство.

Европейскому Союзу пора уже разработать действительно европейскую политику по отношению к России. Стремясь к долгосрочному стратегическому партнерству со своим гигантским евразийским соседом, ЕС должен без колебаний требовать от России соблюдения трех простых условий. Эти стратегические требования важны не только для будущего европейского континента, но и для благополучия самой России.

Первое из них заключается в том, что Россия должна позволить своим соседям самим определять свое будущее. В сегодняшнем мире не должно быть никаких сфер влияния. Эпоха Ялты уже позади. Ялта должна оставаться всего лишь прекрасным приморским городом в независимой демократической Украине. Неоимперские формы вмешательства в дела таких государств, как Беларусь, Украина, Молдова или Грузия, являются не только анахронизмом, но и вредят отношениям России и Европейского Союза. Вопреки заявлениям российских официальных лиц, война в Чечне продолжается, и поведение там российских военных, мягко говоря, вызывает много вопросов.

Второе требование можно выразить классической формулой «pacta sunt servanda» — договоры должны соблюдаться. Договоры по энергопоставкам должны быть четкими и обязательными, и они должны выполняться. И не в последнюю очередь ради экономического будущего самой России в наш век глобализации. Так, сейчас Россия находится в «большой восьмерке», в то время, как Индия нет. Но для большинства акционеров европейской сталелитейной компании Arcelor компания, возглавляемая индийцем Лакшми Митталом, является более надежным и предсказуемым партнером для слияния, нежели российская «Северсталь». Власть предполагает ответственность. Именно потому, что Россия является энергетической сверхдержавой, она должна использовать свою власть ответственно. России негоже шантажировать Европу заявлениями о том, что Москва будет развивать более близкие взаимоотношения со странами Дальнего Востока или Южной, или Юго-Восточной Азии в случае, если европейцы будут продолжать вести себя, как слишком требовательные, высокомерные партнеры. Энергетический кран нельзя то открывать, то закрывать, а цены — снижать или повышать безосновательно, по политическим причинам.

Третье стратегическое требование к Российской Федерации — обеспечить минимальные стандарты права и политической власти внутри собственных границ. Никто не ожидал, что Россия станет образцом парламентской демократии за одну ночь, но мы надеялись, что она хотя бы не будет скатываться к постсоветскому авторитаризму. Насколько европейцы и все российские энергетические партнеры ожидают от России предсказуемого «верховенства энергетического права», настолько граждане РФ ожидают минимального уважения к своим правам и юридической защиты со стороны своего государства. Неправительственные организации должны иметь возможность выполнять свои функции в условиях гражданского общества, а СМИ должны стать по-настоящему независимыми. Продвигаемая Путиным концепция «суверенной демократии», или «управляемой демократии», напоминает нам уже известную концепцию «народной демократии». Чем сильнее вы совершенствуете концепцию демократии, тем больше вы рискуете получить обратный результат. Как в том старом анекдоте: между обычной и народной демократией такая же разница, как между каналом и канализацией.

Выдвигая эти стратегические требования перед Россией, европейцы должны руководствоваться собственными ценностями и придерживаться своих интересов. Выполнение этих требований, без сомнения, в интересах русского народа. Европе больше, чем кому-либо другому, нужна стабильная, законопослушная, демократичная Россия.

Уже на этой неделе членство в «большой восьмерке» даст правителям нынешней России места вверху списка мировых лидеров — позицию, которую некогда занимали русские цари. Так давайте поможем России подтвердить свое соответствие этой чести по высшим стандартам нашего времени.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно