После серии задержаний украинских судов в иностранных портах руководитель департамента морского транспорта заместитель министра транспорта Украины Владимир Севрюков дал пресс-конференцию для журналистов, во время которой объяснил, что задержанные суда - конечно, собственность государства, но об этом лучше молчать, а не то будут задерживать в иностранных портах также и авиалайнеры. Такие попытки, по свидетельству В.Севрюкова, уже были. Главная же причина всех финансовых проблем отрасли заключается в том, что не осуществляется серьезная аудиторская проверка судоходных компаний, проще говоря, государство «собственным» компаниям «доверяет», но не «проверяет».
Таким образом проблема задержанных в иностранных портах украинских судов превращается в философскую: чья земля, чье море, чьи пароходы? По словам В.Севрюкова, в дураках в конечном счете оказался Минтранс, который тратит «на пропитание» морякам, оказавшимся в иностранном плену, по 5 тысяч долларов ежесуточно. Словом, вывод напрашивается один: коль подарило государство корабли украинским компаниям, пусть дарит и волю. Авось моряки сами из иностранных судов поудирают и корабли на себе или под собой приведут.
Намеренно утрирую сущность конфликта. Ибо проблема судов, как и проблема колхозов, давно уже превращена в публичную, а потому и неразрешимую. Морские коммерческие конфликты стали любимым жанром любителей детективных историй. Достаточно вспомнить сюжет с захватом пассажирами теплохода «Тарас Шевченко», использованный не так давно едва ли не всеми телекомпаниями мира. Однако, несмотря на пристальное внимание СМИ, практически ни один скандал не завершился с той минимальной пользой для публики, которая в таких случаях возможна: не названы настоящие судовладельцы преследуемых судов. И это при том, что собственность эта вовсе не акционированная, а значит, согласно украинской Конституции, ее нельзя назвать совместной. Собственник (один, несущий полную ответственность) всегда, по логике нашего законодательства, есть, но он никогда не назван. Получается, что руководитель департамента просит не называть суда государственной собственностью, их и не называют. Но почему суточные на пропитание морякам платит Минтранс, а не истинный судовладелец? Вопрос вроде как даже неэтичный.
Согласно украинскому законодательству и международному морскому праву, каждое судно - самостоятельное юридическое лицо. По нашему - предприятие, субъект хозяйствования. Согласно до сих пор действующему законодательству предприятие как юридическое лицо (по терминологии закона о предприятии - коллектив предприятия) является собственником продукции, им производимой. В этом смысле собственника судна и быть не может. Даже купивший судно становится владельцем «железяк», а не рейса или груза. Деньги-то предприятие (судно) получает за выполнение рейса - за перевозки, а не за железо. Власти иностранных портов, арестовавшие украинское судно, арестовывают таким образом собственность сразу двух владельцев - собственно судно и рейс. Причем моряки, естественно, ни в чем не виноваты. Штраф за невыполнение рейса должны платить тоже моряки. Причем сами они обо всем этом, верно, и не подозревают и даже удивляются, почему во всех этих переделках именно они оказываются крайними. Они-то ведь нанимались на судно выполнять рейс, а не владеть им (а значит, и «сидеть» за него)!