За Донбассом уже давно закрепилось определение как о регионе, в котором зарабатываются большие деньги, так и о месте, где сосредоточены большие силы желающих их забрать у государства наименее законными способами. С этими силами правоохранительные органы борются всеми имеющимися у них средствами, время от времени докладывая согражданам о своих успехах. Но если о деятельности структур МВД и о том, как руководители данного ведомства в областях видят ситуацию на местах, известно более менее достаточно, то о том, что думает по этому поводу СБУ, приходится в большей степени догадываться. И тем интереснее было ознакомиться с результатами работы управления СБУ в Луганской области за 1997 год, которые озвучил начальник управления Юрий Землянский, на заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Всего за прошлый год, по материалам СБУ в Луганской области, возбуждено более 100 уголовных дел, что в 2,5 раза превышает показатели 1996 года. Количество расследуемых уголовных дел по фактам хищений в особо крупных размерах, уклонения от уплаты налогов и должностных преступлений возросло в три раза. В доход государства возвращено имущества и ценностей на сумму около 3,5 млн. грн. Предотвращено нанесение ущерба в промышленности и кредитно-банковской системе на сумму 5,7 млн. грн. Пресечена деятельность представителей властных структур и руководителей коммерческих фирм, похитивших более 1,3 млн. грн. бюджетных и около 2 млн. грн. кредитных средств. В январе текущего года завершается расследование уголовных дел по фактам хищения из луганского городского бюджета средств в особо крупных размерах и уклонения от уплаты налогов коммерческой структуры «ДОК-инвест», в состав которой входит и магазин «Донецкие зори». Здесь стоит напомнить о том, что все эти дела связаны с именем бывшего городского головы г. Луганска Алексеем Даниловым, и накануне выборов голова у него точно будет занята не подсчетом избирателей... В производстве находится уголовное дело по признакам ст. 86 «Хищение в особо крупных размерах» и ст.80.ч.2 - «Нарушение правил валютных операций» УК Украины, по которому пресечена деятельность лиц, вовлекших в масштабные финансовые операции по незаконному обналичиванию и хищению денежных средств, более 200 государственных бюджетных организаций на общую сумму 15 млн. грн. В рамках этого уголовного дела возбуждено еще 26 дел, «главными героями» которых являются руководители предприятий различных форм собственности.
Анализ показывает, что в настоящее время наибольшие усилия преступных групп сосредоточены на получении высоколиквидной продукции под задолженность предприятий по электроэнергии, газу и воде с целью последующей ее реализации и хищении полученных денежных средств. Примеры такой «предпринимательской» деятельности просматриваются на крупных предприятиях Северодонецка, Алчевска и Луганска. Так, многочисленные коммерческие структуры, действующие по соседству с Алчевским металлургическим комбинатом, используют сложные механизмы и схемы взаиморасчетов, в результате чего предприятие не получает валюты за экспорт произведенной продукции.
Негативно влияет на ситуацию и высокий уровень бартеризации хозяйственной деятельности, который в Луганской области достигает 52%, в то время как по Украине этот показатель составляет менее 40%. Анализ бартерных контрактов АМК показывает, что наличие только двоих стратегических партнеров, поставщиков сырья - «Индустриального союза Донбасса» и «БАЙП», - приводит к дестабилизации работы предприятия. Систематические недопоставки сырья на 20-30% отрицательно сказываются на объемах производства и его рентабельности. Кроме того, завышение данными фирмами цены на поставляемый кокс и снижение объемов подачи природного газа привели к нанесению ущерба в размере 10 млн. грн.
Начата проверка оперативной информации о нецелевом использовании бюджетных средств, выделяемых на закрытие нерентабельных шахт. Проверяются данные об увеличении сметной стоимости работ, хищении демонтированного оборудования и т.п. Привлекает внимание СБУ и деятельность коммерческих структур, которые работают на рынке нефтепродуктов и используют схемы, позволяющие им уходить от уплаты налогов. Так, корпорация «Нефтеимпекс», действуя через подставные фирмы, уклонилась от уплаты акцизного сбора на сумму 200 000 грн.
Не дают забыть о себе и криминальные аспекты приватизации. В ходе проведенной по инициативе СБУ ревизии КРУ выявлено занижение стоимости основных фондов Стахановского коксохимзавода при подготовке его к приватизации на сумму 950 000 грн. Фондом госимущества Украины приватизация завода была приостановлена. Тем не менее, подготовительная работа к ней вновь проводится и уже получена оперативная информация о нарушениях допускаемых при оценке стоимости основных фондов. В балансе предприятия не отражено более 30 зданий, около 50 сооружений, свыше 100 единиц оборудования на сумму 460 тыс. грн.
В ходе сопровождения процесса приватизации Алчевского коксохимзавода получены данные о стремлении коммерческих структур с криминальным уклоном принять активное участие в приобретении акций предприятия с тем, чтобы войти в состав наблюдательного совета.
Процесс приватизации Алчевского металлургического комбината с юридической точки зрения не является легитимным, так как выявлены факты, свидетельствующие о нарушении сроков ее проведения. Льготная подписка акций осуществлялась без утвержденного плана размещения, который не утвержден и до настоящего времени. Индексация основных фондов проведена с полуторагодичным затягиванием сроков. В то же время Фонд госимущества Украины подписал акт с Украинской государственной кредитно-инвестиционной компанией о передаче последней 338 000 акций предприятия (10%) на сумму свыше 10 млн. грн. из расчета общей стоимости уставного фонда 3,5 млн. грн. В то время как его стоимость, с учетом проведенной индексации, составляет 79 млн. грн. До сих пор Украинской государственной кредитно-инвестиционной компанией не получен сертификат на приобретение акций и она не внесена в реестр акционеров АМК.
Многочисленны факты невыполнения покупателями инвестиционных обязательств по отношению к приватизированным объектам базовых отраслей промышленности. В частности ОАО «Западноукраинский коммерческий банк» (г.Киев), выкупившее в 1996 году 36% акций Алмазнянского металлургического завода (г.Стаханов), в течение всего этого времени никаких средств на реконструкцию предприятия и модернизацию его оборудования по ранее данным обязательствам и не направляло. В результате завод в настоящее время остановлен. В 1997 году коммерческие структуры - МЧП «Торговый дом «Мортрейд» (г.Мариуполь) и АОзт «Индикор»
(г.Одесса) приобрели по 30% акций АО «Стахановский вагоностроительный завод» под инвестиционные обязательства. Никаких средств на эти благие цели направлено не было.
По оперативной информации коммерческие структуры - «Укрэксимнефтепродукт», «Украгронефтепродукт» и «Укрнафта», представляемые группой депутатов в ВР, инициируют рассмотрение спорных проектов, касающихся АО «Линос», что только дестабилизирует работу предприятия и при положительном решении вопроса даст им возможность получить в собственность значительный пакет акций «Линоса». Принятое Кабинетом министров Украины распоряжение о дальнейшей приватизации предприятия, идет вразрез с решением Арбитражного суда, не принимающего решения о прекращении дела о банкротстве на условиях погашения долгов заводом, без выплаты штрафных санкций. И поэтому ряд российских поставщиков нефти отказываются от сотрудничества с «Линосом», намекая на реальную возможность объявления его банкротом...