ВОЗМЕЗДИЕ БЕЗ ГРАНИЦ

Поделиться
По данным ООН, за последние 50 лет в военных конфликтах погибло около 100 миллионов человек. Это — гражданские лица, старики, женщины, дети...

По данным ООН, за последние 50 лет в военных конфликтах погибло около 100 миллионов человек. Это — гражданские лица, старики, женщины, дети. Таков результат деятельности человечества, повергнутого в шок после Второй мировой и, казалось бы, давшего зарок: «Никогда больше». Война — слишком доходное дело, чтобы быть сентиментальным. Те, кто получает от нее дивиденды и чьи сыновья никогда не окажутся на поле боя обычно достаточно влиятельны, чтобы оказывать воздействие на массовое сознание, придавая легитимность очередной «священной войне за интересы народа», самый большой интерес которого заключается в стабильном мире.

Призвать к ответу тех, кто заручился лояльностью правосудия на родине, собирается Международный уголовный суд. В то же время его полномочия — гораздо шире, чем рассмотрение дел о военных преступлениях.

По идее, Суд будет действовать лишь в тех случаях, когда национальное правосудие не сможет или не захочет заниматься фактами геноцида, преступлениями против человечества, военными преступлениями. Он будет действовать тогда, когда национальное правосудие окажется несостоятельным. Например, из-за нежелания преследовать собственных граждан, занимающих высокие посты. Или если правовая система вследствие внутреннего конфликта окажется разрушенной настолько, что в ней не окажется соответствующего суда.

Цели Международного уголовного суда таковы: препятствовать безнаказанности, побуждать национальные органы судопроизводства привлекать виновных к суду, предоставлять возможность жертвам насилия и их родственникам добиваться справедливости.

Римский устав, на основании которого будет действовать Суд, принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 года. 120 из 148 государств (в том числе Украина) поддержали его, 7 — выступили против, а 21 государство воздержалось от принятия решения.

Государства, уже ратифицировавшие Римский устав, представляют практически все части света. Вошедшие в число первых 60 получат право избирать 18 судей, Главного прокурора Суда и других должностных лиц.

Украина подписала Римский устав Международного уголовного суда 20 января 2000 года. Президент Л.Кучма поставил подпись под соответствующим документом. А вот мнения компетентных ведомств разделились. МИД дал добро, а Минюст выступил против. Дело в том, что виды преступлений, за которые предусматривается ответственность по Римскому уставу, относятся к юрисдикции национальных судов. И Международный суд будет действовать в соответствии с принципом «дополнения», что с нашей Конституцией не состыкуется. В то же время особенность Римского устава состоит в том, что его нужно подписывать без всяких оговорок и ограничений.

Озадачили данной коллизией Конституционный суд. Год назад им было вынесено решение (дело о Римском уставе), в котором говорится, что Конституцией действительно не предусмотрена возможность дополнения национальной уголовной системы международным органом. Значит, утверждают специалисты, для ратификации устава необходимо внести соответствующую поправку в Конституции. Как обстоят дела с внесением поправок в Основной Закон — известно. Так что дело это если и осуществимое, то весьма нескорое.

А вот насколько искренне желание государства Украина стать членом данного клуба — судить сложно. Ведь с официальными заявлениями высших должностных лиц, которые ответственные работники дают себе труд предварительно обмозговать, у нас, как правило, все в порядке. Но нужен ли такой суд власти на самом деле?

Украина, конечно, не Руанда, но стоит признать без ложной скромности, что в случае подписания Римского устава, наше государство обеспечит Суд работой на многие годы. В Украине только возбуждено около 150 дел относительно торговли людьми, также можно привести огромное количество примеров о применении пыток. Об этом заявил представитель украинского омбудсмена Нины Карпачевой на состоявшейся в Киеве научно-практической конференции, посвященной перспективам сотрудничества Украины с Международным уголовным судом, организованной украинской ассоциацией «Международная амнистия».

Римский устав предусматривает 11 действий, считающихся преступлениями против человечества (мы выделили отдельные моменты, заслуживающие, с нашей точки зрения, прежде всего внимания сотрудников правоохранительных органов Украины):

Умышленное убийство

Уничтожение (умышленное убийство большого количества членов группы)

Порабощение (осуществление права собственности над человеком включительно с торговлей людьми, в частности детьми и женщинами)

Депортация или принудительное переселение людей

Заключение или другие жестокие методы лишения свободы, противоречащие основным принципам международного права

Пытки — умышленное причинение физических или психических страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием

Изнасилование, сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, принудительное оплодотворение, принудительная стерилизация или любая другая тяжелая форма сексуального насилия

Преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим признакам

Принудительное «исчезновение» — арест, заключение или похищение человека государством или политической организацией с разрешения или согласия государства или организации, если это сопровождается отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом предоставить информацию о судьбе «пропавшего» с целью лишить его защиты законом на длительное время

Апартеид

Другие бесчеловечные действия подобного рода, вызывающие серьезные страдания, физические и психические повреждения.

Уставом предусматривается компенсация пострадавшему лицу. Кроме того, что привлечение преступника к ответственности само по себе можно назвать формой компенсации, Суд может обязать виновного возмещать нанесенный ущерб различными способами. Например, в форме компенсации, реституции, гарантий того, что преступление не повторится и т.д. При назначении возмещения ущерба Суд будет прислушиваться к мнению потерпевшего, виновного, заинтересованных лиц и представителей государств. Римский устав предусматривает, что государства в ряде случаев будут брать на себя обязательства самим возместить ущерб, если виновный не в состоянии сделать этого или если государство само ответственно за совершение преступления.

Римский устав выдвигает в качестве условия осуждения обвиняемого абсолютную уверенность Суда в его вине. Осужденный имеет право обжаловать решение Суда в Апелляционной палате, ссылаясь на процедурную, фактическую или правовую ошибку либо на любую другую, если она ставит под сомнение «справедливость и достоверность» слушаний дела. В случае положительного решения по апелляции, податель имеет право на компенсацию, если новые или по-иному интерпретированные факты свидетельствуют о судебной ошибке.

Годовой бюджет Суда будет составлять 100 миллионов американских долларов.

Кстати

США Международный уголовный суд, как оказалось, даром не нужен, и в последнее время они довольно последовательно придерживаются этой позиции. Год назад Конгресс и Сенат США обсуждали законопроект, направленный против создания Суда и получивший название «Акт о защите американских служащих». В соответствии с ним президент США наделяется полномочиями прибегать к силе для освобождения граждан США или союзных государств, если они будут арестованы Судом или от его имени. Ранее была предложена еще более радикальная версия законопроекта, но ее отправили на доработку.

Полгода назад английская газета Finansial Times комментировала эти события так: «Европейцы надеялись, что после 11 сентября Вашингтон изменит свою позицию относительно Международного уголовного суда, возглавив антитеррористическую коалицию. Но администрация Буша не проявила интереса к международной юстиции. Теперь понятно, что США выступают против Международного уголовного суда, опасаясь, что среди обвиняемых окажутся американские граждане, вместо того предлагает военные трибуналы, где будут судить подозреваемых в терроризме (но не граждан США). Со времени прихода к власти администрации Буша США постоянно байкотируют Международный уголовный суд. Предложенный сенатором Хелмсом законопроект стоит назвать не «Актом о защите американских служащих», но «Актом о вторжении в Гаагу», ведь он позволяет президенту США вооруженное нападение на Нидерланды с целью освобождения арестованного американца, египтянина, южнокорейца или другого союзника.

После событий, случившихся 11 сентября 2001 года, очень удивительно для страны, декларирующей защиту прав человека и создающей коалицию для борьбы с терроризмом, подрывать международный судебный форум, получивший всемирную поддержку».

Таким образом США стыдили неоднократно, но караван, как водится, идет, не обращая на посторонние шумы никакого внимания.

Спустя несколько дней спецпредставитель США по вопросам военных преступлений, выступая в Гааге заявил следующее. Мол, идея созднаия Международного уголовного суда всегда заботила США, и 11 сентября не изменило этой ситуации. Администрация президента Буша выступает против Римского устава, и, несмотря на стоящую под ним подпись президента Клинтона, не направит его в Сенат для ратификации. США настаивают на этом и считают, что не могут принимать участие в процессе, который не дает им соответственных гарантий и является излишне заполитизированным. США выполняют уникальную роль в мире в плане защиты свободы и гуманности и будут выполнять эту обязанность, но не за счет своей национальной безопасности. Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде правительство США поддерживает, поскольку они, в отличие от Суда, признают суверенитет государства и не узурпируют его власть, но через некоторое время и они должны быть распущены.

«Нью-Йорк Таймс» от 9 февраля 2002 года: «Больше всего боятся того, что Суд станет ареной антиамериканизма. К тому же Генри Киссинджер недалеко отстает от Милошевича, если вспомнить жертвы среди гражданского населения во Вьетнаме».

Международный уголовный суд может преследовать подозреваемых в совершении тяжких преступлений против международного права в случаях, если:

— преступление было совершено на территории государства, ратифицировавшего Римский устав или гражданином такого государства;

— государство, не подписавшее Римский устав, заявило о преступлении как о подпадающем под юрисдикцию МУС;

— преступление было совершенно в ситуации, представляющей угрозу для международного мира и безопасности, и Совет безопасности ООН обратился в Суд в соответствии главой 7 Устава.

К юрисдикции Суда относятся только преступления, совершенные после ратификации Римского устава 60 государствами

Дела могут поступать в Суд тремя путями:

1. Прокурор Суда может инициировать расследование в случае совершения преступления, основываясь на информации из любого источника, включая свидетельства жертвы или ее семьи при условии, что преступление и лицо, его совершившее, подпадают под юрисдикцию Суда.

2. Государства, ратифицировавшие Римский устав, могут обратиться к прокурору с просьбой расследовать преступление, относящееся к его юрисдикции.

3. Совет безопасности ООН может просить прокурора о расследовании преступлений. И в таком случае не важно, подписало ли Римский устав государство, на территории которого или гражданином которого совершено преступление.

Во всех этих случаях прокурор решает, начинать ли следствие.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме