Вернет ли Украина уклонистов из-за границы: четкий юридический ответ

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Вернет ли Украина уклонистов из-за границы: четкий юридический ответ © Коллаж ZN.UA

Украинская власть, правоохранительные и антикоррупционные органы объявили войну уклонистам от мобилизации. С конца августа — начала сентября продолжаются комплексные проверки территориальных центров комплектования и социальной поддержки и принятых с 24 февраля 2022 года решений военно-врачебных комиссий о непригодности к военной службе. Тех, кто уклоняется, ищут в Украине и за границей, и в случае доказательства фальсификации справок для выезда за границу мужчин — потенциальных мобилизованных будут возвращать через процедуру экстрадиции. По крайней мере об этом говорят народные депутаты.

Реально ли это и есть ли юридические основания для экстрадиции военнообязанных мужчин из-за границы? Попытаемся разобраться.

Что такое экстрадиция и какие есть основания для ее применения?

В статье 1 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей от 1957 года указано, что государства обязуются выдавать друг другу всех лиц, преследуемых компетентными органами запрашивающей стороны за совершение правонарушения или разыскиваемых указанными органами с целью исполнения приговора или постановления о содержании под стражей.

Экстрадиция — это и есть процедура выдачи лица государству, разыскивающему это лицо для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Это длительный процесс, который в среднем может занимать не один год. Например, 13 марта 2023 года Литва выдала Украине бывшего главу правления Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины Петра Вовчука, арестованного в октябре 2019 года. Но это единичные случаи.

Процедура экстрадиции включает следующие этапы:

1) официальное обращение к запрашиваемому государству об установления места пребывания лица, которое необходимо выдать, и собственно выдачи такого лица;

2) проверку обстоятельств, которые могут препятствовать выдаче;

3) принятие решения по запросу;

4) фактическую передачу такого лица под юрисдикцию запрашивающего государства.

Проверку обстоятельств, препятствующих выдаче и принятию решения по запросу, осуществляет компетентный орган страны — обычно это Министерство юстиции, но может быть и другой государственный орган, все зависит от законодательства соответствующей страны.

Выдаче подлежат подозреваемые на стадии досудебного расследования уголовного производства и обвиненные (осужденные) — во время судебного разбирательства или исполнения приговора.

Запрос об экстрадиции также имеет ряд условий: согласно законодательству Украины, хотя бы за одно из преступлений, из-за которого запрашивают выдачу, должно быть предусмотрено наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее года, или же разыскиваемое лицо уже осуждено к лишению свободы и неотбытый срок составляет не менее четырех месяцев.

То есть, как видим, для применения процедуры экстрадиции необходимо соблюдение ряда процедурных требований, установленных национальным и международным правом. А следовательно, невозможно просто так обратиться к другой стране с запросом о выдаче лица.

В качестве примера громкого запроса об экстрадиции можно вспомнить дело Шария. В мае 2022 года Украина обратилась к Испании с запросом об экстрадиции Анатолия Шария, но его до сих пор не вернули.

Такие примеры подтверждают, что процедура экстрадиции — это длительный и сложный процесс.

Возможна ли экстрадиция военнообязанных мужчин из-за границы?

Во-первых, нужно понимать, что экстрадиция — это сложный комплекс процедур с привлечением большого количества правоохранительных органов и судов обеих стран.

Во-вторых, для применения процедуры экстрадиции необходимо, чтобы в отношении лица было открыто уголовное производство, этому лицу сообщили о подозрении, объявили его в розыск или уже даже вынесли обвинительный приговор суда.

Если мы говорим об экстрадиции военнообязанных мужчин, незаконно выехавших за границу, то можно предположить, что уголовное производство могут открыть по следующим статьям:

— уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период (статья 336 Уголовного кодекса Украины);

— использование поддельного документа (часть 4 статьи 358 УК Украины). В этом контексте — справки о непригодности к военной службе или другого документа, по которому выехало лицо.

Рассмотрим их подробнее.

Уклонение от призыва во время мобилизации

Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, согласно статье 336 УК Украины, предусматривает лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Уклонение от призыва во время мобилизации проявляется в бездеятельности — избежании призыва каким-либо способом.

Квалифицировать уклонение от мобилизации можно только в том случае, если лицу уже была вручена повестка и оно должно была явиться в ТЦК, но не сделало этого.

Конечно, теоретически правоохранительные органы смогут квалифицировать уклонение от мобилизации, но на практике это довольно сложно будет доказать.

Следовательно, если лицо выехало из Украины, но ему до этого не вручили повестку, в его действиях будет отсутствовать состав преступления, поскольку на него не были возложены определенные обязанности.

Кроме этого, в статье 4 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей указано, что она не применяется в случае правонарушений, предусмотренных военным правом. Такая норма конвенции свидетельствует о том, что ее применение практически невозможно для экстрадиции военнообязанных в Украину.

Использование поддельного документа

Если говорить об использовании поддельного документа, то квалификация предусматривает или штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы до двух лет.

Важно отметить, что 12 сентября президент Украины подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО «О военно-врачебной экспертизе в Вооруженных силах Украины». Среди прочего, в документе предусмотрена проверка всех решений военно-врачебных комиссий (ВВК) и медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) за последние полтора года.

Проверки ВВК и МСЭК уже начались, и в течение трех месяцев должно быть выяснено, действительно ли их решения по установлению инвалидности и признанию непригодности к военной службе, принятые в период действия военного положения, были обоснованными. По данным омбудсмена Дмитрия Лубинца, офис которого, в частности, имеет право на проверки, на конец августа было проверено уже 70% ВВК. Но возникает вопрос: как правоохранительные органы смогут узнать, что справка ВВК или МСЭК была поддельной? Действительно ли, как говорит секретарь СНБО Алексей Данилов, человек был здоров с 18 до 45 лет, а после 24 февраля внезапно начал болеть, или это факт фальсификации медицинских справок?

Очевидно, что эти документы нужно тщательно изучить. И в таком случае дело каждого человека должно рассматриваться отдельно. И по каждому отдельно нужно проводить проверку, чтобы доказать, что медицинское состояние действительно соответствует указанному в справке.

Кроме этого, нужно провести повторный медицинский осмотр каждого лица, а для этого нужно, чтобы оно приехало в Украину.

Как уже отмечалось выше, применение процедуры экстрадиции возможно, если предусмотрено наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее года.

Максимальная санкция за использование поддельного документа, напомню, предусматривает ограничение свободы на срок до двух лет. В таком случае невозможно будет применить процедуру экстрадиции, потому что лишение свободы и ограничение свободы — абсолютно разные санкции за содеянное правонарушение.

Также, как уже отмечалось выше, Европейская конвенция о выдаче правонарушителей не применяется в отношении правонарушений, предусмотренных военным правом.

Ряд стран ЕС, временно предоставляющих защиту украинцам, уже заявили, что не будут выдавать мужчин-уклонистов. Категорическое «нет» — от Австрии и Венгрии. Экстрадиция из Германии и Чехии хотя и есть, но ее вероятность очень мала.

Вывод

Инициативу народных депутатов по возвращению из-за границы военнообязанных мужчин, выехавших с нарушением закона, невозможно будет применить на практике, поскольку статья, по которой можно привлечь лицо к уголовной ответственности, не предусматривает лишения свободы, поэтому нет оснований для экстрадиции согласно требованиям законодательства.

Такие инициативы со стороны законодателей и заявления должностных лиц носят, скорее, популистский характер, но на практике это невозможно будет реализовать.

Если же народные депутаты все же хотят вернуть военнообязанных в Украину, то, возможно, таким лицам нужно дать определенное «окно», в течение которого они смогут вернуться и к ним не будут применены негативные последствия.

Но возникает другой вопрос: а будет ли у таких лиц мотивация нести военную службу, и не будут ли они искать другие способы избежать мобилизации?

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме