УКРАИНУ ХОТЕЛИ ВЫГНАТЬ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ С ПОЗОРОМ

29 января, 1999, 00:00 Распечатать

...Но решили с позором оставить Из Совета Европы Украину все-таки не выгнали, ее «макнули» - образцово-показательно, изысканно-вежливо, - что, впрочем, не меняет сути происходящего...

...Но решили с позором оставить

Из Совета Европы Украину все-таки не выгнали, ее «макнули» - образцово-показательно, изысканно-вежливо, - что, впрочем, не меняет сути происходящего. Утершись, Украина устами своих представителей в парламентской ассамблее Совета Европы (ПС) дала еще одну «страшную клятву»: до июня нынешнего года, кровь из носу, добиться «существенного прогресса» в выполнении своих обязательств.

В принципе мало кто всерьез предполагал - опасался и надеялся, - что Украину выставят из Совета Европы, а иначе говоря - аннулируют полномочия украинской делегации в ПС до выполнения взятых на себя обязательств. Ну пожурят, как уже не раз бывало, в крайнем случае - пригрозят пальцем, но всем известно беспредельное терпение СЕ в его стремлении «не оттолкнуть партнера». Прецедентов такого рода полувековая история организации не знает.

Содокладчиками по украинскому вопросу выступили госпожа Северинсен из Дании и эстонец господин Келам.

А. Северинсен: «Я коснусь трех основных проблем, существовавших в Украине в течение многих лет и актуальных до сих пор. Первая - свобода высказываний. Мы знаем, что были журналисты, которых пугали, которым угрожали, в которых стреляли и даже убивали. Далее, мы не получили комментария от украинского министра внутренних дел по поводу доклада относительно жестокости полиции (милиции. - Прим.редакции). И наконец третья проблема - местное самоуправление во многих городах Украины. Дело в том, что государственные администрации подменяют местную представительскую власть. Здесь нужны радикальные изменения».

Что касается парламентских местных выборов 1998 года, цитирую по докладу ОБСЕ: «Кампания сопровождалась инцидентами, связанными с насилием, арестами, действиями против кандидатов». Украине также поставили на вид отсутствие разделения властей, неучастие в выборах крымских татар, пробуксовку реформы пенитенциарной системы, непринятие ряда законов, в том числе уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов. Но главная претензия была связана, конечно, с протоколом №6 (о запрете смертной казни Европейской конвенции по правам человека). В резолюции, принятой по итогам обсуждения докладов Комитета по мониторингу о выполнении Украиной своих обязательств, как члена Совета Европы, ПС признала, что с марта 1997 года в Украине де-факто введен мораторий на выполнение смертных приговоров, но парламентская ассамблея настаивает на введение моратория де-юре.

По поводу многочисленных претензий возразить в общем-то нечего. Впрочем, не секрет, что ни один из членов Совета Европы не выполняет своих обязательств в полном объеме.

Роман Зварыч, член украинской делегации ПС, Рух: «Если исходить исключительно из формальных признаков, то говорить о предвзятости к Украине со стороны Совета Европы нельзя. Но очевиден тот факт, что Украина была выделена среди всех стран - членов Совета Европы в качестве мальчика для битья. У меня есть все основания говорить о том, что позиция СЕ действительно предвзята. Так представители бывших тоталитарных государств, перенесших, как и мы, тоталитарные рецидивы, стремятся сегодня перепрыгнуть через себя, доказывая, что они в большей степени демократы, чем старые демократии Совета Европы. Только сейчас я узнал о том, что Великобритания до сих пор не ратифицировала протокол №6 Европейской конвенции по правам человека. И лишь сейчас в Страсбург приехал представитель правительства Великобритании для того, чтобы тихонько поставить подпись под этим протоколом. И это государство со старейшими демократическими традициями! В то же время здесь никто не ставит на вид Великобритании, что она до сих пор не подписала этот протокол. В общем-то, об этом даже никто не знает.

Почему именно Украина была использована в качестве «животного отпущения»? Содокладчик госпожа Северинсен отметила, что «мы хотим защитить украинский народ от тех, кто не хочет правового государства». Означает ли это, что украинский народ нуждается в такой заботе больше, чем, например, народ Турции, Албании, Хорватии или России? Весьма сомнительно. Тем не менее очевидно, что именно на примере Украины решено было продемонстрировать: СЕ способен не только улыбаться, пожимать руки и раздавать советы. Вырисовываются и другие, в разной степени правдоподобные, версии».

«Российский след». Исход ситуации с Украиной позволит Российской Федерации, ожидающей своего «судного дня»: а) почти с абсолютной точностью составить прогноз относительно собственных перспектив; б) как минимум выглядеть гораздо пристойнее, по сравнению с освистанной Украиной. Злые языки также прозрачно намекают на проблемы, связанные с предоставлением кредитов зарубежными инвесторами и нездоровой конкуренцией, возникшей в этой связи между странами, некогда составлявшими нерушимый монолит. Намекают также на стремление Совета Европы путем пощипывания хоть капельку насолить большому другу Украины, который недоступен Европейскому сообществу не так в силу отдаленности, как по причине могущества.

Но неоспоримым является, пожалуй, тот факт, что роковую для Украины роль сыграл целый комплекс причин. И прежде всего то, что Украина сама изо всех сил подставлялась под удар. Наше государство морочило голову Европейскому сообществу в связи с вопросами исполнения смертных приговоров. То мы расстреливали, то не расстреливали, то никак не могли сосчитать казненных. Видите ли, выходит небольшая погрешность при сопоставлении данных различных инстанций: чиновники всех, как говорится, заинтересованных ведомств обеими руками одновременно показывают в разные стороны, «переводя стрелки» друг на друга. В Генпрокуратуре гостям было прямо сказано: таких данных не имеем.

Представители Европейского сообщества отбыли из Украины, как показалось, не без труда сдерживая ярость. Приходилось гостям из Совета Европы и в приемных сиживать, безропотно и терпеливо ожидая аудиенции в Министерстве юстиции и в Генпрокуратуре Украины. Как следует из слов госпожи Северинсен, затаило Европейское сообщество обиду и на министра внутренних дел Украины. Заждались от него ответа на конкретные вопросы, связанные с работой его ведомства. Президент также не удостоил ответом два обращения ПС. Так что, пожалуй, имеет право на существование предположение, что публичной порки не случилось бы, если бы Украина дала себе труд оказать минимальное уважение организации, в которой пытается состоять. Но учиться даже на собственных ошибках мы, похоже, не способны. Представитель правительства Украины не присутствовал даже на заседании ПС, посвященном экономической ситуации в Украине и в России. В то же время со стороны РФ прибыла первый вице-премьер правительства Валентина Матвиенко. Она всячески демонстрировала почтение высокой ассамблее и принята была, кстати сказать, весьма доброжелательно. Пожалуй, если бы законодательная и исполнительная власти Украины проявили в процессе реформирования хоть малую толику той активности, с которой члены украинской делегации работали в зале и в кулуарах высокого собрания, «вербуя союзников», Украине вообще не пришлось бы стоять у позорного столба.

И так, каковы же наши перспективы? Что может столь радикально измениться к лету, чтобы Украина почувствовала себя равной среди равных в СЕ, хотя бы с натяжкой? Ну, во-первых, очевидно, что понятие «существенный прогресс» столь широко и многогранно, что оставляет огромный простор для всевозможных толкований. И за право на свое украинское понимание этого термина мы еще, конечно, повоюем.

Что касается вопроса о смертной казни, то простейший и, может быть, единственный правильный путь его решения известен давно. Глава украинской делегации в ПС Борис Олийнык: «Наилучший вариант, который мы можем предложить, - это обратиться в Конституционный суд Украины с представлением о несоответствии института смертной казни Конституции Украины. В том случае, если КС согласится с такой постановкой вопроса, эта проблема будет снята».

Если же вдруг украинским чиновникам и политикам перестанет казаться, что они наловчились имитировать положительные сдвиги, то, возможно, что-то изменится в лучшую сторону и для тех, ради кого, как говорят, все эти реформы и проводятся. Пока же власть имущие, подобно птице, несущей самые большие яйца, прячутся от проблем, думая, что и другим они не будут видны. Вот только надо помнить о том, что в один прекрасный день песок могут заменить на бетонное покрытие...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно