или пиррова победа завода железобетонных изделий
О том, каких вершин творческой мысли может достичь искушенный ум приватизаторов, говорилось уже неоднократно, в частности, в контексте освещения ряда уголовных дел. Как оказалось, не меньше изворотливости проявляют отдельно взятые индивидуумы, а также целые коллективы и при осуществлении обратного процесса - реприватизации. Закона, регламентирующего этот процесс, пока что нет. Однако это обстоятельство не вызывает особых затруднений у чиновников, давно и успешно адаптировавшихся к проблемам такого рода.
Государственное предприятие «Завод железобетонных изделий №5» был реорганизован в одноименное открытое акционерное общество. Основанием для такого преобразования стал Указ Президента Украины «О корпоратизации предприятий» от 15.06.93г. и приказ Управления коммунального имущества г.Киева от 15.05.95г. Устав ОАО «Завод железобетонных изделий №5» был утвержден начальником Управления коммунального имущества г.Киева, а государственная регистрация осуществлена исполкомом Минского райсовета народных депутатов г.Киева. Выпуск акций зарегистрирован Киевским городским финуправлением. Результаты льготной продажи ОАО утверждены приказом регионального отделения ФГГУ (ФДМУ) по г. Киеву.
Таким образом, в соответствии со статьей 20 Закона Украины «О собственности», с 15 декабря 1995 года «Завод железобетонных изделий N5» («ЗЖБИ-5») стал полноправным субъектом коллективной собственности - открытым акционерным обществом.
Сотрудники стали совладельцами завода, вложив в приватизацию ваучеры своих детей, родственников и свои собственные. Завод выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя, его сотрудники имеют стабильный заработок, обеспечивая себя и свои семьи. За два года коллектив сумел увеличить выпуск продукции в четыре раза.
Но идиллия длилась недолго. Дело в том, что еще в августе 1996 года региональное отделение Фонда государственного имущества Украины по
г. Киеву издало приказ, предписывающий изъятие со склада имущественного комплекса ОАО «ЗЖБИ-5» котельной и передачи ее на баланс одного из акционеров - холдинговой компании «Киевгорстрой». Таким образом региональное отделение Фонда госимущества по г.Киеву, владеющее 3810 акциями ОАО (0,019% уставного фонда), приказало заводу изъять часть своего имущества и передать ее «Киевгорстрою», также являющемуся акционером завода №5.
По мнению юристов, такие действия идут вразрез с целым рядом законов, в том числе Конституцией и законами «О собственности», «О предприятиях». Кроме того, изъятие котельной из целостного имущественного комплекса «Завода железобетонных изделий №5», как считают специалисты, негативно отразится на производственном процессе. Поэтому трудовой коллектив обратился в арбитражный суд с просьбой признать недействительным приказ регионального отделения Фонда госимущества по г.Киеву.
Забегая наперед, скажем, что пламенное желание сотрудников государственного предприятия «Пар» (в соответствии с нормативными актами Киевского городского совета, также подлежащее приватизации) бесплатно получить принадлежащую заводу котельную привело к тому, что вопрос о правовом статусе оной рассматривался в судах семь раз. Два раза дело слушалось по сути и дважды пересматривалось в порядке надзора в арбитражном суде Киева. Кроме того, дважды изучал правовой статус злосчастной котельной Высший арбитражный суд Украины и еще раз дело пересматривалось в порядке надзора. Так что поиски истины в столь непростом, как оказалось, деле обошлись государственной казне недешево.
Первым решением арбитражного суда г.Киева иск заводчан был удовлетворен и обжалованный приказ регионального отделения Фонда госимущества по г.Киеву признан недействительным. Но председатель арбитражного суда г.Киева А.Пинчук по собственной инициативе отменил решение, мотивировав это необходимостью привлечь к судебному процессу государственное коммунальное предприятие «Пар».
ГКП«Пар» в свое время арендовало эту котельную. Срок аренды закончился, и котельная была заводу возвращена. Но в суде представители ГКП «Пар» неожиданно начали бить себя в грудь, доказывая, что котельная принадлежит им, а вовсе не заводу. Судебная коллегия изучила правовой статус имущества ОАО и самой котельной и снова удовлетворила иск завода, отметив, что нет никаких правовых оснований полагать, что котельная не принадлежит ОАО «ЗЖБИ-5».
Это решение еще раз было пересмотрено председателем арбитражного суда г.Киева в порядке надзора, но оставлено без изменений.
Затем в интересах Киевской городской государственной администрации иск об исключении котельной из состава имущественного комплекса ОАО «ЗЖБИ-5» подал прокурор Киева. Далее дело рассматривал Высший арбитражный суд Украины. После ряда судебных заседаний было вынесено решение, свидетельствующее о том, что котельная является собственностью завода, имущество которого приватизировано в соответствии с нормами действующего законодательства. Но Генеральная прокуратура подает протест, и судебная коллегия по пересмотру решений Высшего арбитражного суда отменяет это решение, передав дело на новое рассмотрение судье Д.Лилаку. Сомнения и тягостные раздумья, долгие и, очевидно, чрезвычайно мучительные поиски истины длились целых 16 месяцев - с 18.03.97 г. по 17.06.98г. Вряд ли станет когда-нибудь достоянием общественности информация о том, какими извилистыми и темными тропами плутала Истина почти полтора года, чтобы в результате выкристаллизовалось внутреннее убеждение судьи... совпавшее с мнением его коллег, ранее неоднократно рассматривавших это дело.
Итак, все без исключения решения судов свидетельствуют о том, что котельная не может ни принадлежать ГКП «Пар», ни быть отдельно изъятой из имущественного комплекса ОАО «ЗЖБИ-5». Но именно последнее решение, в очередной раз подтвердив безоговорочную правоту заводчан, превратило эту победу в поражение.
Дело в том, что, проявив инициативу и выйдя за пределы исковых заявлений, судья пришел к выводу, что ни Управление коммунального имущества г.Киева, ни Киевская городская госадминистрация не имели права в 1995 году осуществлять корпоратизацию коммунального имущества. И, по мнению судьи, приказ Управления коммунального имущества, которым было создано ОАО «ЗЖБИ-5», недействителен. Кроме того, судья издал постановление, в котором разъяснил, что его решение по делу является основанием для упразднения государственной регистрации ОАО «ЗЖБИ-5» с дальнейшим возвращением имущества.
Принятое по результатам последнего судебного рассмотрения решение приводит к тому, что ОАО «ЗЖБИ-5» будет лишено статуса юридического лица, его имущество возвратят в коммунальную собственность, а работники завода и его акционеры вместо приватизационных сертификатов будут иметь акции несуществующего предприятия.
Кроме того, подобным образом в управлении коммунального имущества г. Киева и в 1995 г., и в последующие годы было приватизировано около 40 предприятий строительной индустрии, которые и составили основу АО холдинговой компании «Киевгорстрой». Так что если вся корпоратизация в 1995 году, как сказано в решении суда, действительно была проведена незаконно, есть основания полагать, что вполне может случиться и возвращение в коммунальную собственность имущества всех остальных предприятий Киева, корпоратизированных в 1995 году и приватизированных в дальнейшем. А значит, количество граждан, обменявших свои приватизационные сертификаты на акции приватизированных предприятий, которые в одночасье превратятся в ничего не стоящие бумажки, будет исчисляться уже десятками тысяч. Но эта сторона дела ставится у нас во главу угла исключительно во время предвыборных кампаний.
Сегодня, когда должностные лица всех калибров щедро льют крокодиловы слезы с экранов телевизоров, сокрушаясь по поводу бедственного положения народа, когда государственные мужи в позе родэновского мыслителя вынашивают планы преодоления нежданно свалившегося на наши головы кризиса, интересы почти полусотни сотрудников завода и 10 тысяч его акционеров - такая мелочь. Впрочем, как и интересы десятков тысяч сограждан, обменявших свои приватизационные сертификаты на акции приватизированных предприятий в тот же период.
И вот письмом от 2 сентября статистическое управление
г. Киева сообщило, что в Государственном реестре под идентификационным кодом, принадлежавшим ОАО «ЗЖБИ-5», значится государственный коммунальный завод железобетонных изделий №5. А ведь регистрация может быть отменена лишь после выполнения ряда юридических действий ликвидационной комиссией.
В обращении, подписанном 276 членами коллектива завода, говорится о том, что «действия представителей судебной власти, судебная волокита, неопределенность перспектив относительно дальнейшей судьбы завода обусловили значительное напряжение в трудовом коллективе предприятия, члены которого не понимают причин того, почему государство приложило столько усилий для ликвидации производственного объекта, который наконец начал выходить из кризисного состояния».
Как замечательно иметь «на крючке» десятки «незаконнорожденных» предприятий, с которыми можно будет поступить, как заблагорассудится. Начало выкарабкиваться из кризиса, еще чего доброго - прибыльным становится, государство его - назад, в свою собственность. Ну а потом потихоньку можно будет снова приватизировать, уже вполне законно, и отдать - в хорошие руки.
В принципе, такого рода передовой опыт можно было бы распространить и на другие области нашей жизни. Например, регистрировать новорожденных заведомо неправильно. Чтобы спустя 20-30 лет им не приходило в голову отстаивать свои права. Пусть полжизни положат, чтобы доказать хотя бы то, что они вообще существуют. Обратится такой гражданин в суд - защитите, мол, мои права. А судья любопытный в метрику заглянул, а там - ошибка, то есть документ недействительный, что равнозначно тому, что и нет никакого документа. И - за решетку «неопознанный объект». Он кричать будет, сопротивляться, мол, не я же сам себя регистрировал, я же тогда только родился, меня другие записывали. Но закон есть закон - зарегистрировали тебя неправильно, значит права на существование ты не имеешь. Да какие у тебя могут быть права, если тебя вообще на белом свете нет, если ты вообще не существуешь? И потянутся толпами незаконноживущие людишки к своим властью обличенным соотечественникам. И всю жизнь они будут отстаивать одно-единственное право - право на существование. Бороться за право на достойную жизнь у них не будет ни времени, ни сил.