«Граждане не готовы к либеральному законодательству», — считает глава столичной госавтоинспекции
То, что инспекторов ГАИ у нас не любят, это факт. И был бы он весьма прискорбным, если бы то же самое нельзя было сказать о представителях еще целого ряда профессий, в том числе об остальных сотрудниках милициии, а также, например, о судьях и журналистах. Хотя, наверное, всем нам в глубине души хочется вызывать совсем другие чувства у тех, ради кого, как принято считать, мы трудимся. Но, увы, пожалуй, даже степень этой народной «нелюбви» к представителям вышеназванных профессий примерно одинакова. Разница лишь в том, что с инспектором ГАИ обыватель сталкивается куда чаще, хотя далеко не всегда последний прав и в самом деле является безответной жертвой. Поэтому мы предоставляем читателям возможность выслушать другую сторону, и, вероятно, шанс избавиться от некоторых предрассудков. Предлагаем посмотреть на участников дорожного движения с точки зрения начальника столичной ГАИ полковника Анатолия ПАВЛОВСКОГО. Он рассказывает также о результатах и последствиях введения новых Правил дорожного движения, о том, как формируется база «крутых» номеров, об использовании спецсигналов и о том, сколько получает сотрудник ГАИ.
Анатолий Павловский полагает, что наметилась положительная тенденция, которая непременно наилучшим образом отразится на взаимоотношениях водителя и инспектора. Может, это станет свидетельством того, что не только от любви, но и до нее — всего один шаг. И хотя рассказывать все, как на духу – не в традициях чиновников, для большинства которых постулат «ничего, кроме правды», вовсе не является одиннадцатой заповедью, можно утверждать, что Анатолий Павловский гораздо откровеннее всех своих предшественников на этом посту.
— Анатолий Сергеевич, каковы, на ваш взгляд, наиболее принципиальные изменения, привнесенные новыми Правилами дорожного движения (ПДД)?
— Кардинальных изменений в новых правилах не так уж и много. Водителям запретили пользоваться мобильным телефоном за рулем. Приняли новую трактовку обгона. Отныне под этим термином следует понимать «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу встречного движения». Ранее обгоном считался маневр даже в том случае, если вы не выезжали на встречную полосу. Также разрешили парковку на тротуарах легковым автомобилям и мотоциклам — при условии, что они должны быть поставлены на краю тротуара, где для движения пешеходов остается не менее двух метров. У водителей стало больше прав. В частности, теперь они могут отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или когда иными способами нельзя предотвратить собственную гибель или травмы граждан.
Появился новый термин «владелец транспортного средства». В связи с этим изложены права, позволяющие ему требовать возмещения убытков, понесенных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности, возмещения затрат в случае предоставления транспортного средства работникам милиции и органов здравоохранения согласно этим правилам.
— В некоторых областях Украины в связи с введением новых ПДД местные администрации внедрили платную переподготовку водителей. Не планируется ли такое нововведение в Киеве?
— В столице мы подобного не практикуем. Госавтоинспекция провела широкую разъяснительную работу по поводу принятия новой редакции ПДД, в том числе посредством СМИ. Я полагаю, что водителям и самим должно быть интересно ознакомиться с новыми правилами.
— Каковы, по вашему мнению, причины тотального правового нигилизма, царящего на наших дорогах?
— Время, прошедшее с момента принятия поправок к Административному кодексу Украины (с 5 мая 2001 года, когда определение ответственности за допущенное правонарушение перешло «в руки» судебных органов, были уменьшены размеры штрафов за нарушение ПДД), показало, что столь либеральное законодательство может быть эффективным только тогда, когда все — и водители, и пешеходы — осознают, насколько важно соблюдать правила дорожного движения. Ведь речь идет не просто о наказании — штрафе или лишении водительских прав, а прежде всего об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей. К сожалению, большинство наших сограждан оказались просто не готовыми к таким нормам поведения.
Некоторые и вовсе увидели в принятых изменениях своеобразное прикрытие в случае совершения того или иного нарушения ПДД. Есть огромное количество примеров, когда судебные органы ограничиваются устным предупреждением по отношению к водителям, допустившим грубые правонарушения (превышение скорости, проезд на красный свет и даже управление автомобилем в нетрезвом состоянии). Как следствие ухудшилась транспортная дисциплина, возросло количество правонарушений.
Естественно, причины дорожных происшествий разнообразны, однако некоторые положения вышеупомянутого закона, по моему мнению, негативно сказались на дисциплинированности водителей. Приведу лишь один пример: ответственность за превышение скорости до 20 км/час отменена. Получается, что по оживленным городским магистралям можно безнаказанно ехать со скоростью 80 км/час. А ведь только с начала этого года количество ДТП из-за превышения безопасной скорости движения возросло более чем на 20 процентов.
— Почему, несмотря на проводимый техосмотр, по городу передвигается довольно много автомобилей, техсостояние которых вопиющим образом не соответствует нормам, что видно невооруженным взглядом («лысая» резина, неработающие световые сигналы, дырявый кузов)?
— Наверное, так происходит и потому, что техосмотр проводится раз в два года. Все-таки за это время автомобиль изнашивается. Конечно, нарушения эти очевидны, но если предъявлять претензии к водителю, то может возникнуть конфликтная ситуация — формально ведь он прошел техосмотр, имеет соответствующий талон. Так что это, скорее, вопрос, касающийся законодательства.
— В связи с чем было принято решение о замене цвета номеров милицейских автомобилей на темно-синий?
— Думаю, это правильно, что милицейские машины выделяются таким образом. Как, например, зеленый — цвет транзитных номеров, а черный — военных. И правильно, что эта принадлежность обозначена, так как человек знает, к кому можно обратиться за помощью или дать приоритет служебной машине с милицейскими номерами, когда ее водитель торопится, не вынуждая его включать мигалку. Ну и вообще синие номера дисциплинируют самих милиционеров. К сожалению, они также допускают нарушения. Теперь это легче контролировать.
— Номера милицейских автомобилей менялись везде?
— Да, по всей Украине.
— Но уже после замены я неоднократно наблюдала: едет автомобиль с вроде бы обычным белым номером, например, начинающийся двумя двойками и заканчивающийся буквами КА, но сотрудниками ГАИ ему оказываются те же знаки внимания, что и прежде.
— Никогда они не оказываются. Это просто такие номера и все. Просто, сами понимаете — кризис, денег не хватает, поэтому старые номера и используются.
— Даже когда такие номера — на «джипе», «лексусе»?
— Это не имеет значения, такие номера могут быть установлены на любых автомобилях. Эти номерные знаки точно так, как и другие, используются в качестве «бэушных», вот и все, просто нам это выгодно. Бывает, приходят наши ветераны и говорят: я всю жизнь проездил на автомобиле 218-25 КА, ушел на пенсию, дайте мне этот номер — вы же его сняли. И мы идем навстречу.
— А можете ли вы хотя бы частично рассказать о таинстве выдачи спецномеров, спецталонов и спецсигналов?
— Выдача спецномеров, спецталонов, спецсигналов оговорена нашими нормативными документами — внутренними приказами. И там обозначено, кто может иметь их и кто нет.
— Известно ли вам, что фирмы, занимающиеся нелегальным бизнесом, используют разного рода спецталоны для беспрепятственной перевозки значительных сумм нелегальной наличной выручки?
— Если есть оперативная информация о том, что какое-либо транспортное средство используется с противоправной целью, то любой спецталон не может служить водителю основанием для беспрепятственного проезда.
— Пожалуйста, максимально точно опишите, как должен выглядеть проблесковый маячок и где может быть установлен данный спецсигнал? Каким ГОСТом это регламентируется?
— Согласно постановлению Кабинета министров Украины №291 от 12.02.2000 года, использование спецсигналов и проблесковых маячков строго регламентировано и допускается только на автомобилях специальных служб. Скажем, использовать маячок синего цвета разрешается на оперативных машинах милиции, служб безопасности движения, «скорых», аварийно-спасательных служб, пожарной охраны, служб инкассации и Управления государственной охраны. Все эти автомобили должны иметь соответствующую раскраску, надписи и эмблемы. Без таковых пользоваться спецсигналами разрешено только машинам СБУ, Управления государственной охраны, прокуратуры и МВД. А вот маячками красного цвета могут быть оборудованы только автомобили Госавтоинспекции и Управления государственной охраны. И каждая машина обязана иметь специальное разрешение ГАИ, выдаваемое сроком на год.
Согласно ГСТУ 3849-99, специальные световые сигнальные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства или над ней. Если это невозможно, спецсигнал должен быть аналогично закреплен с помощью оснащения, которое позволяет беспрепятственно видеть этот сигнал всем участникам движения.
Мы на линии довольно часто выявляем людей, которые используют спецсигналы без разрешения. Регулярно, с периодичностью раз в квартал, а то и раз в месяц, мы проводим операцию «Спецсигнал». Так вот, в прошлом году в Украине было выявлено 2,5 тысячи водителей, использовавших спецсигналы без соответствующего разрешения.
— Возвращаясь к вопросу номеров. В народе распространено мнение о существовании номеров, обеспечивающих лояльное отношение к водителю инспектора ГАИ. Очевидно, об этом свидетельствуют наблюдения участников дорожного движения…
— У нас нет номерных знаков, которые давали бы право, так сказать, не обращать внимание на инспектора ГАИ, нарушать ПДД или бросать машину, где захочется.
— Ну как это — нет?
— Я говорю вам — нет.
— Ну хорошо, например, автомобиль, номер которого начинается с трех нулей?
— Нет такого номера, который давал бы право ездить пьяным или на красный свет.
Есть только выдумки граждан, которые видят себя очень важными, нужными и хотят иметь возможность похвастаться в бане, что у него номер, например, с тремя семерками или… с пятью нулями.
Инспектор вообще работает, скажем так, на пробу — останавливает, смотрит, кто за рулем. Более того, инспектора, скорее, заинтересует «крутой» номер и он его проверит, причем в первую очередь. Так что «крутизну» номера определяет обыватель. Заканчиваются «крутые» номера с тремя нулями, появляются номера с 001 и т.д. Именно обыватели, общественность сами для себя формируют эту базу номеров. Для ГАИ «крутых» номеров нет. И лично у меня нет такого номера.
Мы знаем, что три семерки — это номера Верховной Рады, администрация города — 800. Это — номера автобаз. Там есть разные автомобили: и «волги», и «джипы», но директора рынков с такими номерами не ездят, это я вам точно говорю.
Нет прецедентов, чтобы у обывателей брали деньги за выдачу каких-то особых номеров. Другое дело, что есть люди, которым нравится создавать видимость или же действительно платить лишнее по собственной инициативе, но это уже их дело. Другой вопрос — как это преподносится. У нас вообще сегодня существует услуга: обслуживание на дому по определенным позициям! Это совершенно законно и делается на основании постановления Кабинета министров. Хочешь — плати. Но, получив такую услугу, кто-то обязательно скажет: «Приехал гаишник домой, я ему бабки заплатил…» И снова скажут, что инспектор берет деньги.
Появляется информация о том, что в МРЕО торгуют особыми номерами. У нас сейчас нет прецедента, чтобы это подтвердилось.
Более того, публикуются рейтинги структур, где больше всего распространено взяточничество. Так мы в этом рейтинге — на втором месте. Хотя в МРЕО сегодня нет очередей, работает без выходных и без обеда. Нас проверяют каждый день. Тем не менее, есть у нас организации, которые, в соответствии с публикуемыми рейтингами идут далеко за нами. Так туда вообще не попадешь без посредника, который заведет, скажет, что это свой человек и ему нужно помочь. Если же кто-то придет и скажет, что его не пустили в МРЕО потому, что он не заплатил за это, я в этот же день положу рапорт на стол и уйду.
— Сколько всего сотрудников столичного ГАИ?
— 1704 человека.
— А сколько сотрудников ГАИ были привлечены за злоупотребление служебными полномочиями, вымогательство взятки или ее получение? Какова тенденция?
— Только за четыре месяца нынешнего года к дисциплинарной ответственности привлечено 58 человек, четверых уволили, около 12 понизили в должности. Всего восемь человек было уволено якобы за взятки.
— Что значит — «якобы за взятки»?
— Вообще об этом можно много рассказывать. Это наша работа, где-то мы выявляем такие нарушения. Но у нас нет фактов, свидетельствующих о том, что инспектор вымогал взятку — как правило, водители сами предлагают деньги. Водитель знает, что он нарушил правила и в какую сумму ему это обойдется, поэтому он стремится дать 5 гривен вместо 20 плюс день потратить на суд. Так что водитель сам пытается обойтись «малой кровью», никто его не пытает, наручниками не пристегивает и в лес не вывозит, чтобы получить 5 или 10 гривен. Обывателям же иногда просто доставляет удовольствие рассказывать о том, как он кому-то давал деньги, даже если он их и не давал.
Что касается тенденции, то могу сказать, что в Киевском ГАИ значительно улучшился морально-психологический климат, потому что сотрудникам существенно повысили зарплату — почти в два раза по сравнению с ноябрем прошлого года. Сегодня у инспектора средняя зарплата 500—600 гривен. Это у людей, только что пришедших на работу, то есть это минимум. Так что я думаю, здесь у нас будет улучшение.
— Не только киевляне старшего возраста, но и бывшие сотрудники «девятки» утверждают, что нынешние ограничения движения простых смертных в связи с перемещением первых лиц государства являются совершенно беспрецедентными, и что ни при ком из бывших руководителей так называемого тоталитарного периода ничего подобного не было. К сожалению, речь идет не только о первых лицах государства. Считаете ли вы неудобства, создаваемые для остальных участников движения в связи с передвижением обличенных властью лиц, адекватными, нормальными?
— Тут все как раз наоборот. Когда я пришел работать сюда — еще при Леониде Ильиче Брежневе, да и при Михаиле Горбачеве — в связи с их прибытием мы движение с трассы снимали за три часа. Когда прибывали все остальные лидеры, например, Фидель Кастро — движение снималось за два часа. Сейчас движение снимается поэтапно. Например, колонна вышла из Борисполя, мы снимаем движение на участках поочередно, а там, где она проехала — сразу же возобновляем.
— То есть напряженность на дорогах в этой связи возникает по причине очень большого количества автомобилей?
— Безусловно. Сейчас, например, по Владимирской и так проехать сложно. А представьте, если хотя бы на две минуты придержать транспорт. В таком городе любая приостановка создаст огромное количество неудобств. И знаете еще, что обидно? Некоторые говорят, как только на перекрестке появляется инспектор, у водителей возникают проблемы с проездом. Так вот, он появляется, как правило, тогда, когда нужно ограничить движение и, конечно, создает проблему, но не потому, что он не способен нормально регулировать движение.
— Кто сегодня наделен полномочиями останавливать автотранспорт для проверки, досмотра? Какие спецподразделения имеют право делать это?
— Согласно Закону Украины «О милиции», любой сотрудник правоохранительных органов, независимо от того, в какой службе он работает, наделен полномочиями останавливать автотранспорт для проверки. Естественно, что такая проверка должна быть обоснованной.
— Какие документы вправе требовать водитель у остановившего его сотрудника ГАИ (удостоверения личности, сертификаты на спецтехнику, используемую для фиксации правонарушения)?
— Действительно, при осуществлении контроля за скоростным режимом или проведении экологического контроля с применением специальной техники, водитель вправе требовать у сотрудника милиции наличия соответствующих сертификатов (актов проверки) на используемые приборы. Также по требованию водителя работник ГАИ обязан предъявить свое служебное удостоверение.
— Имеют ли право сотрудники ГАИ нести службу на частном автомобиле?
— Инспектор не может просто так выйти на дорогу и «работать», он обязан нести службу в определенной форме, в составе наряда или патруля, в установленном месте. Данное требование регламентировано наставлением по дорожно-постовой службе Госавтоинспекции, которое введено в действие приказом МВД Украины. Кроме того, этим же наставлением предписывается, что контроль за дорожным движением может быть открытым, скрытым и смешанным.
В частности, скрытый контроль и осуществляется работниками ГАИ на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. При этом инспекторы могут быть как в милицейской форме, так и в гражданском. В случаях, когда автоинспектор работает «по гражданке», он обязательно должен иметь при себе нагрудный знак и удостоверение работника ГАИ.
— Запрещено ли сегодня сотрудникам ГАИ устраивать на дорогах «засады» или «ловушки»?
— Нет, не запрещено. Хочу сказать, что никто этим и не занимается. Основная задача инспектора ГАИ — обеспечение безопасности дорожного движения. Да, иногда мы видим, что инспектор ставит автомобиль за какой-то опорой, в кустах. Но, согласно нашим приказам, существует скрытый контроль за дорожным движением и явный контроль. Еще один момент. Я считаю, что участники дорожного движения не должны нарушать ПДД, и тогда им не страшен никакой контроль. «Ловушка», это если бы инспектор сам вынуждал людей ехать в скоростном режиме или подъехал на красный свет и всем показывал: «Проезжай», а потом давай останавливать и штрафовать. Вот что такое ловушка. А если инспектор стоит, работает — это не ловушка.
— Как быть водителю в том случае, если инспектор ГАИ ссылается на инструкцию под грифом «ДСП», ухудшающую положение водителя по сравнению с действующими ПДД?
— На вооружении у инспектора нет никаких инструкций и приказов, ограничивающих права и свободы граждан. Он руководствуется исключительно Правилами дорожного движения, больше ничем. У него может быть инструкция, касающаяся его поведения при исполнении служебных обязанностей, внешнего вида инспектора или применения оружия — последняя, конечно, носит гриф «ДСП». Но что касается взаимоотношений инспектора и водителя — они строятся только на основании ПДД. И никакой самодеятельности тут быть не может.
— Известно ли вам о существовании услуги, якобы оказываемой недобросовестными сотрудниками ГАИ и заключающейся в следующем: из базы данных «Интерпола» временно «выбивают» данные заявленных в розыск машин? В результате, когда злоумышленник продаст эту машину, его нового владельца спустя некоторое время ожидает сюрприз в виде задержания и изъятия транспортного средства.
— Я знаю, когда рождаются такие слухи. Мне знакома эта проблема, поскольку я занимался розыском украденных автомобилей. Дело в том, что автомобиль попадает в базу данных «Интерпола» только тогда, когда представители государства, в котором он украден, уверены, что машина покинула его пределы. Получается, что автомобиль появляется, мы его регистрируем, а потом вдогонку приходит такая информация.
Другое дело, бывает, что человек сознательно перекупает угнанный автомобиль и быстро реализует его, чтобы не потерять деньги. В таком случае страдает последний покупатель, который возмущается — мол, как же так, у продавца все было нормально, а тут оказалось, что машина угнана. Очевидно, такие случаи и рождают подобные слухи.
С другой стороны, если бы в базу автоматически вбивался каждый угнанный автомобиль, какой бы была эта цифра, трудно себе даже представить. Кстати, «Интерпол» разыскивает автомобиль в течение пяти лет, в базе данных об угнанных автомобилях информация о нем хранится семь лет, а потом ее стирают. Потому что никакой компьютер не «потянет» такое количество информации.
— Каким образом человек, приобревший автомобиль, но нигде не прописанный, может его зарегистрировать?
— В таком случае автомобиль может быть зарегистрирован по месту жительства близкого родственника.
— Ваше отношение к обустройству наземных переходов на скоростных магистралях? Считаете ли вы это допустимым?
— Должны быть независимые от проезжей части переходы. Оптимальный вариант – подземные. А наземные переходы на магистралях — «зебры», это вообще страшные ловушки. Потому что даже если один из участников движения пропускает пешехода, то второй может не успеть среагировать. Там, где есть трехполосное движение с высоким скоростным режимом, делать наземный пешеходный переход просто нельзя.
— Скажите, вас раздражают анекдоты «о гаишниках»?
— Страшно раздражают. Меня вообще раздражает отношение общества к милиции. Как-то так получилось, что милиция стала предметом насмешек для народа, но я уверен, что не она в этом виновата. Но по телевизору постоянно показывают бредовые истории про инспектора Петренко, который бегает на экране в трусах. Помните сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Я, можно сказать, из-за этого фильма пошел в милицию. Я смотрел его, и мне хотелось совершать подвиги, я был готов совершать их. Считаю, что в любом нормальном, цивилизованном обществе милиционер не может быть «ментом». Если вы не доверяете этим людям, уничтожьте эту структуру.
В общем, мне бы хотелось, чтобы анекдоты о милиции были добрыми и хорошими.
— В общем, я так понимаю, что спрашивать, какой ваш любимый анекдот — излишне…
— Ну, расскажу один. В Грузии инспектор ГАИ останавливает «мерседес». Водитель, не выходя из автомобиля, спрашивает, мол, что нужно. Милиционер попросил предъявить документы и показать, что он везет в багажнике. Водитель говорит: сто рублей и я поехал. Инспектор: «Нет, покажите, что у вас в багажнике». Предлагает 200, 300 рублей и так далее. Инспектор не соглашается. Водителя это злит, он выскакивает из машины, распахивает багажник: «На, смотри». Багажник пустой. «Так чего ж ты деньги предлагал», — спрашивает инспектор. «А ты «Поле чудес» смотришь?» — отвечает водитель.
Справка "ЗН"
Полковник Анатолий Павловский — начальник управления ГАИ ГУ МВД Украины в г.Киеве. Родился 5 октября 1959 года, коренной киевлянин, закончил Киевский автодорожный институт, Украинскую академию внутренних дел. На службе в милиции — с 1985 года. Начал работу старшим инспектором дорожного надзора полка дорожно-патрульной службы, затем работал в организационно-аналитическом отделе ГАИ. В 1995 году возглавил отдел организации розыска угнанного и скрывшегося с места ДТП автотранспорта. Награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» за задержание троих вооруженных преступников, убивших человека.