Члены Общественного совета при Министерстве внутренних дел будут добиваться возобновления его работы, прекращенной по приказу МВД.
На официальном сайте Министерства внутренних дел Украины был опубликован приказ №684 от 08.08.2012 г. «О досрочном прекращении деятельности Общественного совета при МВС». В мотивировочной части приказа отмечается: «Министерством внутренних дел для обеспечения деятельности Общественного совета и налаживания взаимодействия с ним был принят ряд организационных и практических мер». Сказано, что «руководство Общественного совета не смогло надлежащим образом организовать его работу и реализовать имеющиеся механизмы участия общественности в формировании и осуществлении государственной политики». Кроме того, отмечается, чего еще «не смог» сделать Общественный совет: «Заседания… проводятся бессистемно, планы работы и консультаций с общественностью не составлены, присланные в МВД протоколы не содержат предложений, учет которых оказывал бы реальное влияние на принятие управленческих решений МВД.
Об отсутствии эффекта от работы действующего состава Совета свидетельствует и то, что за полтора года Советом не внесено ни одного предложения относительно подготовки проектов нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной политики, утверждения и обеспечения гражданских прав и свобод, усовершенствования работы МВД, проведения общественной и общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов МВД, организации публичных мероприятий с целью обсуждения актуальных вопросов развития и деятельности МВД, правового просвещения населения. Низкий уровень общественной активности относительно формирования и реализации государственной политики привел к исключению из состава Общественного совета с начала 2012 года восьми ее членов (пятерых - за пропуск трех и более заседаний без уважительных причин, троих - по собственному желанию)».
Довольно критически оценивается деятельность его руководства во главе с г-ном Багировым: «Продолжительное время руководство Совета концентрировало основное внимание на рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения его деятельности, создании комфортных условий работы руководства (обеспечении транспортом, пропусков на режимные территории министерства, выдачи удостоверений и т.п.). Имели место случаи нарушения руководством Общественного совета требований учредительных документов при формировании состава Совета. Так, глава Совета Багиров Э.С. единолично, без вынесения вопроса на обсуждение Совета, отказал 16 представителям институтов гражданского общества, подавшим заявление о включении в состав Совета вместо выбывших лиц». И как повод для его роспуска приводится тезис о том, что «последнее заседание Общественного совета состоялось более трех месяцев назад - 22 марта 2012 года. Невозможность членов Совета собраться для проведения очередного заседания свидетельствует об их незаинтересованности в дальнейшей работе».
На основании этого МВД решило, «согласно п. 9.2 Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Украины досрочно прекратить деятельность Общественного совета».
А управлению связей с общественностью, департаменту обеспечения деятельности министра, стратегического анализа и прогнозирования приказано создать инициативную группу по подготовке учредительного собрания для формирования нового состава Общественного совета при МВД Украины. Список членов инициативной группы представить на утверждение до 15 сентября 2012 года. Приказ подписал первый заместитель министра внутренних дел, в.и.о. министра С.Черных.
Как отмечает сайт Харьковской правозащитной группы, «в сухом остатке» есть хорошие и плохие новости. Хорошие сводятся к тому, что Общественный совет, руководство которого больше заботилось о вопросах материально-технического обеспечения, создания комфортных условий своей работы вместо самой работы, прекратил деятельность. Плохая новость состоит в создании прецедента, когда орган, при котором функционирует Общественный совет, сам, по собственному усмотрению, ее распускает.
В «Типовом положении об общественном совете при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, районной в гг. Киеве и Севастополе государственной администрации», утвержденном постановлением Кабинета министров Украины от 3 ноября 2010 года №996 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики», вообще нет оснований для досрочного прекращения деятельности всего состава Общественного совета. Предусмотрена только возможность прекращения членства в Совете отдельных ее представителей и полномочий председателя. Единственное, что указано, - то, что «срок полномочий состава общественного совета - два года».
Фактически в соответствии с этим «Типовым положением» общественные советы создаются исключительно институтами гражданского общества (а не органами власти) и действуют на началах демократического самоуправления и саморегулирования. Органы власти должны содействовать советам в их деятельности, а советы предоставлять консультативно-совещательную помощь этим органам.
Поэтому, если придерживаться постановления КМУ №996 от 03.11.2010 г., то и речи не может быть, чтобы орган власти распустил общественный совет. Ведь он ее не создавал! Такой функцией наделено, напомним, учредительное собрание по формированию общественного совета.
Правда, п. 9.2 собственно положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Украины действительно предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Общественного совета в случае, если:
- Общественный совет в течение трех месяцев не проводит заседания из-за отсутствия кворума;
- заявления о прекращении членства в Общественном совете подали более половины членов от его количественного состава.
Ссылаясь на то, что Общественный совет при МВД не собирался уже более трех месяцев, министерство не дает информации, которая свидетельствовала бы, что в течение этого времени заседания не проводились именно из-за отсутствия кворума. Возможно, заседание просто не организовывало руководство Совета, однако это не является формальной причиной для его роспуска, а может стать, скажем, поводом к рассмотрению вопроса о переизбрании неэффективного руководства.
Если же действительно «кворум не прошел», тогда это основание обязательно надо было отмечать в приказе о досрочном прекращении полномочий Совета.
Поэтому, как кажется, вполне логичный шаг МВД по сути (прекращение «деятельности» фактически бездействующего Общественного совета) был осуществлен, как это часто бывает, в неправильной форме (роспуск Совета состоялся неправовым способом).
Отныне, имея такой резонансный прецедент, любой государственный орган в Украине сможет по собственному усмотрению распускать (разгонять) общественный совет, если тот будет плохо работать. Или же действовать не так, как хочется вождям соответствующего органа.