Министр финансов Крыма Людмила Денисова на днях провела в Симферополе пресс- конференцию, на которой утверждала, что «действия прокуратуры и ГНА (Государственной налоговой администрации. — Ред.) последовательно разваливают финансовую систему изнутри. Это очень накалило экономическую ситуацию в республике, может привести к взрыву…» Так министр расценила действия прокуратуры и ГНА в отношении созданной в республике системы электронных платежей на пластиковых магнитных карточках. Если она права, то получается, что два государственных органа действуют против экономического благополучия в государстве? Давайте попытаемся прояснить эту парадоксальную ситуацию.
ИСТОРИЯ ОПСУ
Объединенные платежные системы Украины (ОПСУ) на магнитных пластиковых карточках были созданы в конце прошлого года. До них в 1997—98 годах существовала сначала протокольная система, а затем, в 1998—99 годах, вексельная система взаимозачетов. В августе прошлого года вексельная система была отменена и постановлением Совета министров Крыма № 354 от 14 сентября введена в действие по его же поручению разработанная Минфином Крыма система электронных платежей. Глава правительства Крыма Сергей Куницын говорит, что эта система является аналогом мировых электронных платежных систем на магнитных карточках, но рассчитана на внедрение только в пределах автономии. Минфин подготовил также инструкцию и положение о применении систем, которые прошли экспертизу в Минфине Украины и в ГНАУ. Заместитель председателя ГНАУ Копылов письмом от 8 декабря 1999 года свидетельствовал, что «ГНАУ считает возможным осуществлять погашение обязательств Министерства финансов АРК перед субъектами предпринимательской деятельности путем погашения встречных обязательств указанных субъектов перед республиканским и местным бюджетом по оплате налогов, сборов, штрафных санкций и иных обязательных платежей в соответствии с порядком инструкции, представленной Министерством финансов». Система была рассмотрена на коллегии Минфина Украины и одобрена для применения на всей территории страны. Когда вступил в силу закон о бюджете на 2000 год, крымское правительство опять запросило мнение Киева. Ответы были единодушны: Минфин Украины письмом от 27 января, а ГНАУ письмом от 31 января разрешили Крыму использовать систему электронных платежей и в условиях 2000 года.
По словам Людмилы Денисовой, за 8 месяцев с помощью ОПСУ были осуществлены расчеты на 100 миллионов гривен. Участниками системы стали 687 бюджетных учреждений, 1029 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 30 предприятий из других регионов Украины. Электронные платежи начали применять торговые, коммунальные предприятия, энергопоставляющие организации — «Крымгаз», «Крымэнерго», «Крымтеплокоммунэнерго», предприятия связи — «Крымтелеком» и другие. За счет «электронных денег» на целых 66 миллионов была решена проблема платежей за энергетические ресурсы, ими на магнитных карточках выплачивалась зарплата работникам бюджетных организаций, которые имели возможность уплатить коммунальные платежи, приобрести продукты и одежду в магазинах, которые стали принимать «деньги» с магнитных карточек. Казалось, в Крым пришел мировой опыт…
Однако система не получила широкого распространения в Украине. Дело в том, что «электронные деньги» выпущены под гарантию Минфина Крыма и являются своеобразными его обязательствами по зачету этих расчетов в виде налоговых платежей. Понятно, что чем больше налогов остается в республике, тем эффективнее система. Но согласно бюджету Украины последних двух лет только Крыму оставлялись три налога — акциз, подоходный и налог с прибыли. В других регионах картина была иная. Два налога оставлялись в городском бюджете Киева, а в остальных областях — всего один — подоходный налог с граждан. Это слишком малые ресурсы, чтобы «электронные деньги» заработали на полную силу. Правда, и в этих условиях их сейчас начали внедрять Одесса и Севастополь...
ЧТО ДАВАЛА НОВАЯ СИСТЕМА И ЗАЧЕМ ОНА ВВОДИЛАСЬ?
Как говорит Людмила Денисова, нынешнее крымское правительство в первые же месяцы работы увидело, что вексельная система зачетов допускает возможности для многих злоупотреблений. Разрыв между суммой выпущенных векселей и зачтенным по ним платежам был неоправданно большой и доходил иногда до 20 миллионов. Это свидетельствовало о том, что векселя «прокручивались» не по назначению, во-вторых, платежи по ним осуществлялись с дисконтом (дисконт — процент, взимаемый банком при учете векселей. — Ред.) … до 80 процентов, значит, эти суммы составляли чью-то неоправданную прибыль. Была поставлена задача разработать не криминогенную систему расчетов, и система электронных платежей эту задачу решила: она полностью прозрачна и исключила возможность злоупотреблений, к тому же она значительно ускорила расчеты. По словам Людмилы Денисовой, именно это и не понравилось тем людям, которые вводили векселя в своих интересах.
ПРОКУРАТУРА И НАЛОГОВАЯ ПРОТИВ ОПСУ…
Против ОПСУ, причем уже тогда, когда система была внедрена, выступила прокуратура Крыма. Она обратилась в Арбитражный суд, который уже четыре раза скрупулезно рассматривал дело, но решения еще не принял. Длительность процесса не устраивает истца. Поэтому прокурор обратился с иском в Центральный суд Симферополя, в котором просил отменить инструкцию Минфина. 25 мая, как утверждает Денисова, даже не поставив в известность ответчика, суд удовлетворил иск. Председатель ГНА в Крыму Александр Воссин рассылает инспекциям на местах письмо, в котором запрещает принимать от предприятий и организаций зачетные письма Минфина Крыма о зачете электронных расчетов в качестве налоговых платежей. Но со временем разобравшись, что решение суда не вступило в силу, поскольку Минфин подал кассационную жалобу в Верховный суд Крыма, отзывает свое письмо. «Сейчас, — сказал журналистам Александр Воссин, — нет никаких препятствий для осуществления электронных платежей, наши инспекции принимают зачетные письма Минфина…»
Однако дело оказалось значительно сложнее: субъекты предпринимательства, те же торговые организации, почувствовав неладное, поняв, что незачет какого-нибудь письма повлечет за собой соответственно просрочку платежа, потом начисление пени, потом санкции согласно законодательству за неуплату налогов, стали осторожными, многие перестали отпускать товары по «магнитным деньгам». Прислал письмо в Минфин руководитель фирмы «Кожобувь», отпускавшей ранее свою продукцию по карточкам, просил продолжить действие системы, позволившей предприятию заработать. Забеспокоились в «Крымэнерго», принятие зачетных писем от которого налоговые инспекции «стали саботировать». По словам Людмилы Денисовой, за последние 2 месяца налоговая четыре раза то запрещала, то разрешала принимать зачетные письма, что отпугнуло предпринимателей.
Не получив скорого результата в суде (рассмотрение кассационной жалобы назначено на июль), прокуратура Крыма спешит, принимает новые меры: прислали письмо, в котором просят согласовать инструкцию в… Кабинете министров Украины.
— Сначала прокуратура утверждала, — говорит Людмила Денисова, — что в инструкции имеет место операция уступки требований, которая запрещена указом Президента № 167 от 1998 года. Но мы обратились в ГНАУ, и заместитель председателя Копылов дал нам ответ, что здесь имеет место не уступка требований, а продажа долговых обязательств. Суд учел это. Теперь же у прокуратуры появился формальный повод снова задерживать платежи, мол, инструкция не согласована в Кабинете министров. Но я не знаю, как на это посмотрит Сергей Куницын, который сейчас в отпуске, ведь инструкция согласована в Министерстве финансов, что и значит — в Кабинете министров. Разве прокуратура этого не понимает?
«Я расцениваю это, — утверждает Людмила Денисова, — как продолжение давления на наше правительство со стороны бывших его руководителей. На самом деле прокуратурой проводится работа по дестабилизации экономики полуострова путем расстройства финансовой системы. Когда не удалось разобраться со мной и с Орловским и назвать каким-то образом наше правительство коррумпированным, они стали уничтожать систему электронных платежей, что может разрушить всю экономику Крыма. Ведь вопрос отставки правительства не закрыт, мы находимся в подвешенном состоянии, они стремятся не дать нам улучшить экономическую ситуацию, а потому создать условия для отставки. Мы ожидаем, что в июне на сессии опять поднимут этот вопрос, а прокуратура готовит почву для этого… »
Сегодня ОПСУ парализована. Ее участники не понимают, что происходит, они предполагают, что ее действие прекращается, и пишут письма в Минфин с просьбой продлить работу «электронных денег», дающих ощутимый экономический результат. Усложнилась ситуация в дирекции ОПСУ, в которой возник конфликт с налоговой, устроившей режим постоянной проверки. По словам Людмилы Денисовой, это сразу сказалось на финансовом положении республики — возросла задолженность в энергетике, участились отключения, выросли долги по выплате заработной платы, пособиям на детей, пенсиям и другим платежам, сформировалась обстановка экономического недоверия между субъектами платежей.
Сама прокуратура Крыма пока избегает каких-либо комментариев по этому делу. Прокурор республики Владимир Шуба как бы в ответ признается в том, что он «очень любит всех журналистов», и обещает рассказать все позже. И процесс идет своим чередом…