Отголоски мясной контрабанды

11 мая, 2007, 15:56 Распечатать Выпуск № 18, 11 мая-18 мая 2007г.
Отправить
Отправить

Все, наверное, помнят прошлогодний шум вокруг импортного мяса, скопившегося в портах. С тех пор прошло больше года...

Все, наверное, помнят прошлогодний шум вокруг импортного мяса, скопившегося в портах. С тех пор прошло больше года. Власти тогда уверяли: страна избавилась от продукции сомнительного качества. Однако почти все мясо, запрещенное для ввоза в Украину, до сих пор лежит в Одесском порту. Это свыше 2 тыс. тонн.

Восемьдесят шесть рефрижераторных контейнеров, в которых оно хранится, могут в любой момент выйти из строя. Все понимают, чем чревато хранение такой небезопасной продукции, когда впереди лето. Все за скорое решение проблемы. Да только воз и ныне там. Почему? Сколько еще времени мясо пролежит в порту? И не окажется ли оно в конечном итоге на нашем с вами столе?

Контейнеры с мясом поступили в порт еще в конце 2005 года. В январе 2006-го, когда стало ясно, что в Украину завозят продукцию из стран, неблагополучных в эпизоотическом плане, используя контрабандные схемы, все выгруженные в порту контейнеры в количестве 321 штуки были арестованы по постановлению прокуратуры. Впоследствии под арестом остался лишь груз, поступивший из Китая. Так как по распоряжению главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины с мая 2005 года импорт китайского мяса в нашу страну запрещен.

В августе прошлого года чрезвычайная противоэпизоотическая комиссия при Одесской облгосадминистрации приняла решение утилизировать мясную продукцию, находившуюся в 14 контейнерах. В них оказалась курятина, свинина и крольчатина. Документы о происхождении, качестве и безопасности данной продукции отсутствовали. Однако было уничтожено содержимое только четырех контейнеров. Остальные десять по-прежнему находятся в порту.

Проблема и в том, что все скопившиеся контейнеры с мясом после того, как были арестованы, превратились в бесхозный груз. Получатели за ним не явились. И с тех пор за его хранение никто не платит. Рефрижераторные контейнеры не просто занимают место в порту, но и «съедают» огромное количество электроэнергии. Мясо глубоко заморожено и нуждается в поддержании определенного температурного режима. Кстати, был случай, когда контейнер вышел из строя, и для перегрузки мяса докеров одели в специальные костюмы, дабы никакая зараза не пристала. На самом же деле никто толком не знает, какого качества продукция в контейнерах.

Представители дочернего предприятия «КОСКО Одесса судоходство и торговля» (агент китайской контейнерной линии COSCO), доставившие контейнеры в Одесский порт, уверяют: мясо не заражено. По их словам, были отобраны пробы и проведены лабораторные исследования, подтвердившие, что продукция соответствует всем требованиям и нормам.

Если это так, то скопившееся бесхозное мясо — это ликвидный товар, за который можно выручить большие деньги. Другими словами, очень лакомый кусок для тех, кто сможет приложить к нему руки. Вероятнее, это и есть одна из причин того, что мясо залежалось в порту. Поделить не могут, как говорят знающие люди, поэтому груз заблокирован. Меж тем выход из сложившейся ситуации имеется, была бы воля.

Все сходятся на том, что сегодня есть два пути решения проблемы.

Первый — мясо уничтожить или отправить на утилизацию. Те, кто не преследует свои корыстные цели, считают: это дорого и долго. Платить-то за все придется государству. А уничтожение только одного контейнера с мясом глубокой заморозки, говорят, обходится в 10 тыс. долларов. Можете представить, сколько понадобится денег, чтобы избавиться от скопившегося груза. А сколько времени? Четыре контейнера жгли четыре дня. При этом есть опасение, что мясо будет не уничтожено, а отправлено на переработку для производства колбас и другой продукции. Как это практиковалось в 2005 году. Суды принимали решения конфисковать мясо в пользу государства. По бумагам его утилизировали, а на самом деле отправляли в торговую сеть и на мясокомбинаты. Надо полагать, именно по этой причине СБУ сегодня периодически напоминает порту, что в случае вывоза контейнеров для утилизации, он обязан поставить в известность Службу безопасности Украины.

Второй путь — отправить контейнеры морем подальше от берегов Украины. Он самый приемлемый. Его придерживаются портовики, которые заинтересованы, чтобы наконец-то избавиться от залежалого груза, который кроме убытков и головной боли ничего не дает. Однако реализовать данный вариант пока невозможно. Видимо, слишком много заинтересованных лиц в том, чтобы мясо не покинуло таможенную территорию Украины или покинуло на определенных условиях. Во всяком случае, у многих сложилось впечатление, что власти пытаются создать препятствия для вывоза мяса за пределы Украины, требуя документы, которые не могут быть предоставлены.

Желающие погрузить мясо на судно и вывезти в другую страну есть. Однако все упирается в разрешение украинских властей. Они готовы дать добро на отправку морем, если грузоотправители предоставят документы, подтверждающие согласие страны-получателя. Грузоперевозчики удивлены такой позицией властей. Они уверяют, ни одна страна, из которой отгружается продукция, не запрашивает согласие другой на ее ввоз. Тем более что груз в пути может быть перепродан в третью страну. К этому стоит добавить, что сертификаты на мясо просрочены. Кто выдаст новые документы, неясно.

Поэтому недавняя попытка получить разрешение на вывоз контейнеров в Абхазию провалилась. Ветеринары потребовали предоставить документы, подтверждающие согласие грузинской стороны. Документы предоставлены не были. В Одесской региональной службе госветсанконтроля на границе и транспорте посчитали, что сие чревато международным скандалом, и добро на вывоз не дали.

Есть еще одна причина, сдерживающая решение проблемы. Контейнеры находятся под арестом. Чтобы вывести мясо из порта, необходимо получить разрешение Генпрокуратуры. Уголовное дело, открытое более года назад в связи с ввозом в Украину запрещенной продукции, до сих пор расследуется. Теперь уже СБУ. Поэтому тот, кто проявляет интерес к мясу, тут же попадает в поле зрения правоохранительных органов. Конечно, в такой ситуации никто не хочет брать на себя ответственность за принятие решения в отношении залежалого груза.

Недавно в порту побывал губернатор области Иван Плачков и пообещал портовикам, что поможет сдвинуть проблему с мертвой точки. Ждет Одесса, и что скажет Киев. А вдруг договорится с китайской стороной на возврат ее продукции. Ну а пока власти, надо полагать, думу думают, частные компании, которые несут убытки из-за хранения бесхозного груза, собираются судиться.

Оператор контейнерного терминала Одесского порта — ДП «ГПК Украина» (дочернее предприятие немецкой компании «ГПК Гамбург порт колсантинг ГмбХ») вложил в расширение и модернизацию терминала около 30 млн. гривен инвестиций. А в итоге залежалые контейнеры занимают почти четвертую часть площади. И за их хранение никто не платит деньги. Рефрижераторные контейнеры подключены к электричеству для поддержания определенной температуры. Поэтому затраты на их содержание перевалили за 14 млн. гривен.

ДП «ГПК Украина» обратилось в суд, чтобы взыскать деньги с ДП «КОСКО Одесса судоходство и торговля», которое на основе договора оставило на хранение 54 контейнера с мясом. Однако компания платить не собирается. По словам ее руководителей, она тоже страдает, поскольку рефрижераторные контейнеры превратились в склады. Дочернее предприятие COSCO ссылается на форс-мажорные обстоятельства, возникшие из-за непредвиденных действий органов власти.

Непредвиденность, надо полагать, заключается в том, что коммерсанты более полугода возили мясо из запрещенных стран, и все сходило с рук. И вдруг сработала система «Контрабанда-стоп». И все же в такой ситуации разумно было бы запретную продукцию отправить туда, откуда она поступила. Однако ее не просто задержали, а наложили арест как на вещественные доказательства по уголовному делу, заведенному на лиц, допустивших ввоз мяса на таможенную территорию Украины. При этом следственные органы не определили ответственного за хранение, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс.

Поэтому история с залежалым мясом может закончиться тем, что компании, которые несут убытки, могут подать в суд на власти Украины. Кто от этого выиграет? Конечно, ни государство. И не мы с вами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК