Самое неблагодарное занятие - делить деньги, которых нет. Можно лишь посочувствовать вице-премьеру Николаю Белоблоцкому, которого сия участь не миновала. Причем делить-то требуется не тысячи - 90,5 миллиона гривен! А в кошельке, то бишь на спецсчете Одесского горсовета, из которого надлежит срочно погашать 61-миллионный муниципальный заем, к концу мая накопилось... аж 240 тысяч гривен. С учетом ранее выплаченных владельцам облигаций 250 тысяч получается ровно 90 миллионов гривен.
Правда, за три дня до истечения срока, 12 июня, врио одесского городского головы упредил гнев владельцев облигаций публичным напоминанием: Кабмин Украины перед резидентами, а тем более нерезидентами - чист. Поскольку-де гарантий по займу не давал. А если кто польстился на неслыханные 50-процентные годовые - понесет, видимо, потери вследствие просчетов эмитента-горсовета! Да только зря расстраивать зарубежных инвесторов, усвоивших уже «расстрельный» вопрос правительству: кому же тогда в Украине верить, если даже с мэрией города-миллионника нельзя иметь дело?
Итог - банки, ожидающие дивиденды, спокойны, а киевские чиновники встревожены. До согласования с финансово-экономическим блоком Кабмина отсрочена и 3-я сессия Одесского горсовета, которой надлежит, согласно Указа Президента Л.Кучмы, рассмотреть представленные врио городского головы Н.Белоблоцким «неотложные меры по стабилизации социально-экономической ситуации в городе, нормализации работы городского хозяйства и усилению борьбы с преступностью».
«Не могу я представить сессии проект решения, который предусматривает неотложную 80-миллионную правительственную дотацию, - не стал скрывать Н.Белоблоцкий на брифинге иждивенческую направленность ряда предложений, внесенных работниками исполкома. - Города-миллионники должны не только самофинансироваться, но и сельским районам помощь оказывать». Однако не вырвать город из долговой ямы, если вообще оказаться без поддержки центра. Страшным бичом бюджета назвал Н.Белоблоцкий безынициативность и косность глав райадминистраций города, превращенных прежним руководством в «маленьких бригадиров», а также несоблюдение чиновниками финансовой дисциплины, неуплату налогов коммерческими структурами.
Почему уволен на заседании исполкома 15 июня глава Малиновской райадминистрации Иван Чуприна? Накануне задал ему вице-премьер два вопроса: каковы темпы роста объема производства в возглавляемом районе, решена ли проблема своевременного поступления налогов? Чуприна ответил: за пять месяцев текущего года рост производства - 15 процентов. Белоблоцкий усомнился и попросил перепроверить: оказалось, район идет 41-процентным «минусом» против предыдущего года. Подобный развал народнохозяйственного комплекса «достигнут» и в соседнем Ильичевском районе: 122 предприятия практически прекратили выпуск продукции, 37 - работают вполсилы, поступление налогов составило всего 77 процентов. «А всего задолженность по налогам в городе достигла 55 миллионов гривен, - подчеркнул Н.Белоблоцкий, - причем поступления с 34 одесских рынков составили 437 тысяч, то есть на 30 тысяч гривен меньше, чем с одного Евпаторийского городского рынка...»
Риторический вопрос: мог ли горисполком при таком уровне хозяйствования обеспечить финансирование жилищно-коммунальных служб, школ, больниц, других бюджетных учреждений, не организовав выпуск муниципального займа? И в феврале 1997-го руководство исполкома вынесло проект 61-миллионного займа на утверждение депутатского корпуса. Продумана ли была схема размещения облигаций, сроки их погашения? Специалисты Минфина и облгосадминистрации высказали негативные прогнозы по поводу готовности к размещению и реализации займа. Однако руководство Одессы четвертый запрос из Минфина расценило как «попытку ущемления прав органа местного самоуправления» и выпустило краткосрочный заем, не весьма утруждая себя подсчетами возможностей своевременного погашения кредитных обязательств.
Нерезиденты не устояли перед «суперприбылью»?
«Иначе, чем авантюрой, этот проект не назвать, - полагает кандидат экономических наук, народный депутат Украины Алексей Костусев. - Ведь провозглашенные коммерческие проекты, в том числе строительство 8 жилдомов, 3 паркингов и проч., за счет которых надлежало возвратить кредит, никак нельзя было реализовать в годичный срок. И уж тем более - обеспечить инвесторам 50-процентные дивиденды. Понимая это, «отцы города» не нашли ничего лучшего, как по существу построить финансовую «пирамиду» по типу печально известных «МММ», «металлинвестов» и прочих жульнических компаний, ограбивших людей и исчезнувших без следа». Что указывает, по мнению А.Костусева, на заранее продуманную финансовую аферу? «Прежде всего очередной волюнтаристский шаг руководства горсовета: четыре месяца спустя после выпуска 61-миллионного займа через ноябрьскую сессию продавливается выпуск облигаций на поистине фантастическую сумму - в 500 миллионов гривен! Если сейчас задолженность составила 22 процента городского бюджета, то новый заем превысил бы ее примерно в 3 раза - горисполкомовская «пирамида» строилась настолько масштабно, что даже деятельность «МММ» могла показаться по сравнению с ней детсадовской шуткой. Платить по счетам пришлось бы многие годы всем одесситам - от мала до велика!..»
К счастью, номер с «займом-2» не прошел. Кабмин спохватился и издал в конце декабря 1997-го «Положение о порядке выпуска и обращения облигаций местных займов». Согласно ему, горсовету надлежало сначала погасить задолженность по старому займу и лишь после этого облагодетельствовать резидентов свежим 500-миллионным. Вероятно, уже с возвратом инвесторам 750 миллионов, что грозило бы распродажей с молотка всей муниципальной недвижимости Одессы. Свидетельством же того, что «отцы города» действовали наобум, без экономического обоснования проектов, является факт утверждения 26-миллионной сводной городской программы за счет средств от займа только в конце августа минувшего года. То есть полгода спустя после решения горсовета о выпуске муниципальных облигаций и через два с лишним месяца после их размещения в преимущественно зарубежных финансовых структурах (свыше 90 процентов объемов). Ну а где обретались, куда были вложены остальные вырученные деньги? Прокручивались генеральным агентом банком «Порто франко», принося, по мнению А.Костусева, «пользу вовсе не городу, а тем, кому городское руководство доверило средства. Если заем брался именно для того, чтобы облегчить жизнь определенным людям, то инициаторы его вполне добились поставленной цели».
На кого работала «пирамида»?
Не в одной Одессе выпущены в минувшие годы муниципальные займы. К примеру, Львов успешно реализовал 6-миллионный заем, Харьков - два по 5,5 миллиона гривен. Однако тамошнее руководство отдавало себе отчет в реальных возможностях города и последствиях таких шагов, заранее просчитав варианты. Одесскую же схему реализации займа Н.Белоблоцкий назвал «аферой века», ибо погашать долги в назначенный срок, 15 июня, оказалось нечем. «Без какой-либо надобности, - уточняет вице-премьер, - при исполкоме создали спецсчет, полученные миллионы пропускались через этот счет и попадали в ипотечный фонд, созданный теми же распорядителями денег. Как установлено правительственной комиссией, возглавляемой начальником главКРУ Минфина Николаем Каленским, только четверть вырученных средств (15 миллионов гривен) вложено по прямому назначению - в провозглашенную программу жилищного строительства. Причем схема финансирования объектов умышленно запутана, дабы не дать возможности проконтролировать расходование средств».
Еще 12 миллионов гривен использовано на приобретение акций в одном из киевских банков. Затем ценные бумаги передано руководителям ряда структур-однодневок, которые, в свою очередь, обменяли их на 12 миллионов наличными. А сейчас ревизоры, по словам Н.Белоблоцкого, не смогли найти ни денег, ни тех структур, ни их руководителей. «Значительные суммы отвлекались на различные финансовые операции без соответствующих поручений органов местного самоуправления, - добавляет зам.министра финансов Андрей Литвин. - Как результат - ни одна из программ, по которым осуществлялось финансирование за счет займа, не завершена. Собственно, ни одна и не была профинансирована в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за использованием средств».
В итоге - ревизионная комиссия не обнаружила в фонде ни одного бухгалтерского документа, сверку пришлось проводить по движению средств по банковским счетам. Между тем, как финансовые нарушения ежемесячно на сотни тысяч, а иногда и на миллионы гривен облегчали городскую казну. Достаточно сказать, что горисполком за последние годы увеличился на 14 управлений, штат разбух до полутора тысяч чиновников, что привело к удорожанию содержания аппарата от 900 тысяч до 5,2 миллиона гривен. До полтысячи бойцов возросла за последние полгода муниципальная дружина, на содержание формирований которой истрачено около 3 миллионов не предусмотренных бюджетом средств. Еще 2,5 миллиона гривен выделено центром социальной помощи на подписку газет «Слово» и «Чорноморські новини», в то время как на медикаменты для стариков и инвалидов - чуть более 10 тысяч (15 июня исполком принял решение отказаться от соучредительства этих изданий). На миллион гривен опустошила казну и афера с передачей в аренду 7 автомобилей «Тойота», приобретенных за счет казны. Еще один миллион гривен составили незаконные расходы по управлениям образования и здравоохранения, около полумиллиона - по жилкоммунхозу и пр.
Кто заплатит
за «аферу века»?
Исходя из выявленных нарушений законодательства при использовании средств, приватизации сотен объектов коммунальной собственности посредством решений «штаба» при горисполкоме, комиссия внесла в Кабмин предложение о необходимости ряда изменений в действующем законодательстве, в частности в Законе о местном самоуправлении, направила итоговые документы и в правоохранительные органы. Это касается грубого игнорирования законодательства вице-мэрами Анатолием Ворохаевым, Михаилом Кучуком, руководителями представительства по управлению коммунальной собственностью и городского центра социальной помощи Константина Улыбышева и Андрея Крупника, другими чиновниками. На заседании горисполкома 15 июня признана также неудовлетворительной деятельность ряда руководителей управлений, в частности: финансового - Семена Гельфонда, правового контроля - Димитрия Иванова, образования - Сергея Козицкого, внешних связей - Ирины Лукиной, культуры - Ларисы Новиковой и др. Они освобождены от исполнения обязанностей, а некоторым объявлены строгие взыскания.
Нелишне, видимо, заметить, что описываемая финансовая афера стала бы невозможной без благословения высоких киевских должностных лиц. В частности, председателя Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, о чем говорится в итоговых документах правительственной комиссии. Хотя и сейчас Олег Мозговой настаивает, что решение о выпуске облигаций муниципального займа не содержало никаких противоречий: государство, дескать, исполнило свою функцию, раскрыв эмитенту-горисполкому условия реализации облигаций, а инвесторы на свой страх и риск решали - покупать или нет облигации одесского муниципального займа.
Остается, однако, неясным, кто должен был контролировать со стороны государства законность реализации займа, способного серьезно подорвать и без того не слишком высокий кредитный рейтинг Украины? В частности, со стороны прибалтийского «Парэкс-банка», Пенсионного фонда США и других учреждений и структур, имеющих, согласно просочившимся сведениям, определенное отношение к размещению украинских облигаций за рубежом. Хотя, кажется, именно за пределами Украины их распространение сопряжено с особым риском...