Оборотная сторона популярности. Произведения закарпатских художников как объект для преступных посягательств

Поделиться
едавно в Закарпатье из областного краеведческого музея, расположенного в Ужгородском замке, похи...

Недавно в Закарпатье из областного краеведческого музея, расположенного в Ужгородском замке, похитили четыре картины кисти известных далеко за пределами Украины мастеров Манайло, Кашшая, Грабаря и Бокшая общей стоимостью около полумиллиона гривен. Как предполагают правоохранители, вор пришел в музей под видом обычного посетителя, спрятался там в неприметной нише, и персонал в конце рабочего дня опечатал зал вместе с «гостем». А тот, дождавшись ночи, вырезал из рам картины, через окно (решеток не было) по громоотводу спустился со второго этажа, перебрался через замковый вал и оказался на улице. Сигнализации и видеонаблюдения в музее со 110 тысячами ценных экспонатов не было, хотя местное управление государственной охраны (ГСО) не раз предупреждало руководство о необходимости такой защиты. В последний раз — за три недели до ЧП, вскоре после резонансной кражи из одесского музея картины Караваджо...

Это дерзкое преступление заставило вспомнить о «художественных» похищениях предыдущих лет. И вывод напрашивается неутешительный: художественные ценности крали, крадут и будут красть, пока сами собственники надлежаще не позаботятся об их сохранении, поскольку раскрывать заказные и хорошо продуманные преступления очень трудно.

Из творческой мастерской, из фойе предприятия, из приемной губернатора...

Картину Золтана Шолтеса «Весна в Карпатах» похитили прямо из облгосадминистрации
Начало XXI века оказалось несчастливым для произведений основателей закарпатской школы живописи. В 2000 году двое грабителей стащили четыре картины из дома Адальберта Эрдели. Сам художник умер в 1955 году, а художественное наследие ревностно хранила его вдова Магдалина, жившая одиноко. Налетчики, угрожая ножом, закрыли пожилую женщину в ванной, а сами выбрали, что хотели, и исчезли в неизвестном направлении. После этого случая хозяйке предлагали отдать остальные картины на сохранение в музей или по крайней мере оборудовать жилище сигнализацией, но она была категорически против. Едва уговорили ее поставить дополнительные металлические двери-решетку. Впрочем, этого оказалось недостаточно: уже в 2004-м 88-летняя пани Магдалина снова стала жертвой воров: перекусив щипцами железные прутья, они отогнули решетку, проникли в дом, связали несчастную старушку электрическим шнуром и несколько часов хозяйничали в комнатах, аккуратно вынимая холсты из подрамников. Тем временем серд-
це женщины не выдержало такого стресса, и на утро племянник Адальберта Эрдели нашел ее уже холодной. Вдову великого художника похоронили в тот же день, что и ее мужа, только на 49 лет позже. А несколько десятков картин общей стоимостью около миллиона гривен бесследно исчезли. Правда, позже большинство из них подбросили назад. По-видимому, преступники не рискнули или не смогли продать холсты, за которыми стояла загубленная человеческая жизнь.

Еще одна дерзкая кража была совершена в июле 2006-го.
Картину Золтана Шолтеса «Весна в Карпатах» рыночной стоимостью около пяти тысяч долларов украли из коридора на третьем этаже облгосадминистрации — непосредственно возле приемной губернатора. Это было лучшее из двух полотен автора, взятых еще в 1996 г. для временной экспозиции в ОГА вместе с произведениями других художников. Вынести из помещения такую небольшую вещь проблемы не составляло, ведь охрана у входа никого не обыскивает. Тем не менее осторожно вынуть картину из подрамника — процесс продолжительный, следовательно, злоумышленник должен был точно знать, когда в фойе никто не появится...

А буквально через неделю неизвестные похитили картины из мастерской заслуженного художника Украины Юрия Герца, расположенной в обычной ужгородской многоэтажке. Злоумышленники подобрали ключи и ночью тайком забрали двадцать пять лучших полотен. Сосед снизу позже рассказывал, что не спал тогда до четырех утра, но никаких подозрительных звуков не слышал. Рядом на этаже были мастерские других художников, их двери тоже оказались открытыми, тем не менее картины не исчезли. Так что неизвестные были не дилетантами в искусстве, знали, что им нужно.

В том же 2006-м, в августе, таинственная история случилась с картинами одного из открытых акционерных обществ, где на четвертом этаже возле кабинетов администрации 40-летний ужгородец (бывший столяр) приметил работы известных мест-
ных художников. К похищению он подошел творчески: сфотографировал облюбованные полотна, заказал у местных живописцев их копии, а потом на протяжении нескольких ночей тайно проникал на предприятие и подменил восемь оригиналов работ Шолтеса, Контратовича, Мыкыты... Злоумышленник попался с последней картиной — «Ранней весной» Кашшая, причем совсем случайно. Работники патрульно-постовой службы остановили для обычной проверки такси, в котором глубокой ночью ехал находчивый вор, и на зад-
нем сиденье заметили вернутое в тряпку полотно. Поскольку в багажнике машины нашли специфический набор инструментов, подозрительного пассажира задержали. Самое интересное, что на предприятии подмены даже не заметили. То, что на стенах висят дешевые копии (каждая из них обошлась злоумышленнику в пятьдесят долларов), руководство ОАО узнало от милиционеров, которые пришли выяснять обстоятельства на место преступления. Оказалось, что первые семь полотен бывший столяр сбыл за бесценок (все вместе — за пять тысяч долларов), а последнее (Кашшая) планировал продать всего за шесть сотен долларов. Благодаря оперативному раскрытию преступления большинство картин удалось вернуть.

Не менее «урожайным» на резонансные преступления в сфере искусства оказался и 2007 год. Непосредственно на Пасху у 79-летнего пенсионера из Миная, что возле Ужгорода, похитили семь полотен Бокшая (рыночная стоимость работ его кисти — 20—25 тыс. долл.), в июне из частного дома в Тячеве исчезли одна работа Бокшая и три — Шолтеса, оцененные в 300 тыс. грн. Все эти картины ищут до сих пор.

Нет денег на охрану — не будет и картин?

Конечно, перечень можно было бы расширить — это далеко не все преступления, связанные с похищением произведений живописи, а только самые резонансные. На самом деле художественные ценности в Закарпатье крадут чуть ли не ежемесячно, иногда даже из церквей. Кое-что милиция находит, а что-то исчезает бесследно. При этом злоумышленникам, чтобы завладеть художественными произведениями, совсем не обязательно прибегать к силовым методам. В сентябре этого года в Ужгородское городское управление милиции поступило коллективное заявление от творческого объединения профессиональных художников Ужгорода, которое еще в августе 2007-го предоставило директору столичного пиар-агентства «Глория» более семи десятков картин современных закарпатских художников для выставки. Полотна до сих пор не вернули. По Киеву тогда расклеили более тысячи афиш, и выставка действительно открылась в Доме культуры «Росток». Она имела такой успех, что, несмотря на договоренные два месяца, ее решили продлить до Нового года. Тем не менее, когда после этого директор предложила оставить работы еще на некоторое время для реализации, художники вежливо попросили их вернуть. После этого столичная дама будто растаяла в воздухе вместе с картинами, стоимость каждой из которых в среднем составляет пять тысяч гривен. Членам союза не оставалось ничего другого, как обратиться за помощью в милицию. Сейчас этим делом занимается прокуратура.

Закарпатское искусство нынче в почете, особенно работы его классиков, так что кражи и аферы вокруг него — оборотная сторона медали популярности. Председатель творческого объединения профессиональных художников Ужгорода Василий Брензович говорит, что спрос большой, поскольку местная живопись отличается от украинской, имеет скорее европейское направление, приближается к французскому импрессионизму. Закарпатская обособленность особенно заметна на пленэрах, где собираются и российские, и восточно- и центрально-украинские художники. Соответственно картины с готовностью и за хорошую цену покупают как в Киеве, так и за рубежом, причем не только основоположников закарпатской школы живописи, но и современных.

Как же уберечь произведения искусства от воров? Конечно, лучший выход — охранная сигнализация. Когда речь идет о музеях, то у них, понятно, собственных средств на это дорогое удовольствие нет. Относительно упоминавшегося Ужгородского замка, то как раз только установка видеонаблюдения и охранной сигнализации во всех залах с выводом на центральный пульт «потянет» на 540 тысяч гривен. А потом еще придется ежемесячно платить за услуги. Однако сохранение 110 тысяч музейных экспонатов того стоит. Учитывая частые кражи шедевров искусства, Министерство внутренних дел обратилось к премьер-министру с просьбой централизованно выделять из государственного бюджета средства на надлежащую охрану музеев.

Что касается небюджетных организаций, то им прибегнуть к услугам государственной службы охраны проще (если есть средства на покупку дорогих произведений искусства, должны найтись деньги и для квалифицированной охраны). Кстати, по словам начальника управления ГСО в Закарпатской области Александра Конюшко, на сегодняшний день ни на один из объектов, стоящих у них на сигнализации, ограблен не был.

Тем не менее ценные произведения искусства хранятся не только в музеях. Основоположники закарпатской школы живописи при жизни щедро дарили свои роботы (например, Адальберт Эрдели за принесенный кувшинчик меда мог предложить гостю выбрать любую картину из свой мастерской), да и купить их было проще, так что у многих семей сегодня есть за что переживать. Как обезопаситься этим людям?

Если средств на охрану нет, правоохранители советуют счастливым владельцам картин по крайней мере не слишком афишировать их наличие и не демонстрировать посторонним. Рекомендуется установить крепкие двери и зарешетить окна на первом и последнем этажах, а в случае отъезда договориться с родственниками или надежными соседями, чтобы те каждый вечер на какое-то время включали свет в квартире и создавали иллюзию присутствия хозяев. Возможно, это совпадение, но известную в области и за ее пределами народную артистку Украины, жительницу Ужгорода, ограбили после того, как на одном из местных телеканалов она давала интервью, и при этом в кадр попала ценная картина. 79-летнюю женщину и ее мужа связали двое в масках и вынесли одну работу Свалявчика и две — Борецкого. Поэтому лучше перестраховаться — береженого бог бережет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме