«Зеркало недели» немало внимания уделяет нашей «пенсионной реформе». Недавно коллеги по цеху научному, уважаемые ученые К.Сытник и Б.Данильченко в своей корреспонденции «Законодатели хотели как лучше, Кабмин сделал как всегда» («ЗН», №37 за 1999 г.) обстоятельно рассмотрели некоторые нелепости последних документов КМ по науке и научно-технической деятельности. В статье, в частности, проведено сопоставление Закона о госслужбе и Закона о науке. Авторы показали, с какой «тщательностью, заботливостью и предусмотрительностью» выписан первый, и сколь оскорбительным (по-иному и не скажешь) выглядит ряд статей - второго. Прочтение и последующее толкование этих статей нашим Законодателем (объединим сиим термином многие госслужбы и структуры) иначе как глумливым назвать трудно. Закрадывается сомнение - «неужто хотели как лучше?»…
Авторы упомянутой статьи немало внимания уделили полному несоответствию недавно принятых законов и постановлений Кабмина (закон «О научной и научно-технической деятельности», постановление Кабмина от 27.05. 1999 г. №923) не только букве, но и духу главного закона страны - Конституции, т. е. полному правовому нигилизму нашего Законодателя. Названы многие несуразности нашего законодательства. Этот разговор о другом - о полном бездумии этих постановлений, о несоответствии их не только чаяниям пенсионеров (кому они нужны?), но и духу времени, всему, что происходит в мире.
Не хочется употреблять заумных слов, но Законодатель своим бездумием проводит своего рода «селекцию» научных работников с их последующей сегрегацией и дискриминацией по трем категориям.
К первой категории (назовем ее условно «счастливчики») можно отнести тех научных работников, которым еще только предстоит выйти на пенсию (по достижении ими пенсионного возраста). Им пенсия будет исчислена «со всех видов заработка», и главное («О счастье!») Законодатель милостиво разрешает и далее заниматься научно-педагогической деятельностью.
Ко второй категории (назовем ее условно и абсолютно неточно - «работающие пенсионеры») отнесем тех, кто по достижении пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 - мужчины) получил 49 грн. 86 коп., но продолжает работать. Неточным здесь является само слово «пенсионер». Во-первых, считать сумму в 49 грн. 86 коп. пенсией, помощью на лекарства или пособием по безработице не представляется возможным. На эту, с позволения сказать, пенсию нельзя ни жить, ни умереть, ни лечиться, ни существовать. Ниже мы покажем прочие нелепости такой классификации. Здесь лишь отметим, что постановление позволяет пересчитать таким «пенсионерам» пенсию, но только «с основного заработка», и в момент перерасчета требуется незамедлительно покинуть все и всяческие виды деятельности и отныне пребывать на заслуженном отдыхе. Законодатель «строжайше постановил»!
К третьей категории относятся лица преклонного возраста, которые уже давно покинули работу и вынуждены пребывать на пенсии, но не потому, что им сладко живется, а по причине нетрудоспособности. Таким пенсионерам Законодатель милостиво прибавит к уже упомянутой пенсии несколько десятков гривен и разрешает и далее пребывать на заслуженном отдыхе.
Такая вот сегрегация с вивисекцией. Самым непостижимым в такого рода постановлениях является проникновение в тайный ход мыслей, в высшую мудрость Законодателя, в логику его рассуждений, когда одних он «жалует», а других - «казнит».
Никакой логике не поддается стремление Законодателя искусственно размежевать лиц, пребывающих на пенсии, все еще работающих, и тех, кто еще только намеревается выйти на пенсию. Первым двум категориям, как отмечалось «строжайше запрещено» в дальнейшем работать. «Вина» их заключается в том, что они имели неосторожность родиться на один, два или три года раньше, чем было издано высочайшее постановление.
Никакому разумному объяснению не поддается и позиция - в одном случае разрешить исчисление пенсии со всех видов научно-педагогической деятельности, а в иных - только с основного оклада по месту работы. Таким нелепостям и несуразностям несть числа. Любопытнее всего, что большинство позиций нашего законодательства пребывают в острейшем противоречии с мировой практикой пенсионного и социального обеспечения. Складывается впечатление, что Законодатель вообще не знаком с демографическими процессами, происходящими в мире и ожидающими нашу страну в ближайшие годы. Процессы общего «постарения» населения не обошли стороной и Украину - у нас часто сетуют, что все растущее число пенсионеров (до трети трудоспособного населения) непосильным бременем ложится на работающих. В этих условиях попытки законодательно «запретить работать» выглядят не просто алогичными, но и абсурдными.
Вообще если попытаться классифицировать нелепости по степени их абсурдности, то пресловутый «запрет на работу» по праву можно считать наинелепейшим. Известный английский афоризм «работающий стоит своей оплаты» применительно к «работающим пенсионерам» приобретает дополнительный смысл. Так называемый «работающий пенсионер» не только полностью окупает самого себя, но, кроме того, содержит еще несколько пенсионеров.
Полной нелепостью выглядит утверждение, что «работающим пенсионерам» государство выплачивает хоть какую-то пенсию. Даже неэкономисты прекрасно знают, что у каждого «работающего» государство из зарплаты изымает 2% в Пенсионный фонд. Менее известно, что кроме этого существуют «начисления» на фонд зарплаты для Пенсионного фонда в размере 32%. Если суммировать эти «отчисления» с «начислениями», то выйдет, что более трети своего заработка «работающий» отдает державе на свое будущее социальное обеспечение.
В этой связи вызывает недоумение та наивная и даже горделивая позиция, которую занимают работники собеса или Минтруда и социальной защиты, когда они говорят: «Мы вам дадим, мы вам начислим, мы вам предоставим». Хорошие вы наши, благодетели несравненные, ну когда же вы уразумете, что ничего, никому вы не даете, не начисляете и не предоставляете. Вы просто-напросто должны, обязаны возместить одну тысячную (или стотысячную!) долю того, что отработавший на благо Отечества в течение тридцати-сорока лет создал своим трудом. Долгие годы всем этим людям внушали, что «все они пред Родиной в вечном долгу», но события последних лет показали, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. Выяснилось, что именно Родина весьма крупно задолжала своим труженикам. Это и 384 млрд. конфискованных государством трудовых сбережений, и огромные суммы по разного рода денежным и вещевым лотереям, и надувательство доверчивых граждан в «пирамидах» и «пирамидках» (при попустительстве государства), и многолетние принудительно взятые государством кредиты в форме невыплачиваемых пенсий и зарплат, и многое другое. Именно в таком контексте следует рассматривать вопрос о пенсиях.
С великим опозданием до нас дошло, наконец, что в цивилизованных странах пенсии, оказывается, должны быть напрямую связаны с трудовым вкладом труженика на протяжении его трудовой жизни. Но наш Законодатель и тут нашелся. Он решил исчислять пенсии со среднего должностного оклада научно-педагогического работника за последние (перед выходом на пенсию) 24 месяца. Прелюбопытная позиция!
Сначала государство урезает ученым зарплату ниже всяческих пределов (должностной оклад «высокооплачиваемых» зав. отделом либо главного научного сотрудника (ГНС) составляет 260-270 грн.), затем ее годами не пересматривают и не выплачивают (недавно была выплата за июль 1997 г.), затем переводят ученых на т. н. лимит (это когда поименованный выше ГНС получает в месяц 31 грн., остальные еще меньше), а после всего этого с этих «обрезанных» сумм пытается «исчислить-начислить» пенсию.
Известна конституционная норма, согласно которой можно выбрать для исчисления пенсии средний заработок за любой пятилетний срок трудовой деятельности. Через средства массовой информации работники социальной защиты (Т.Костюренко) разъясняют, что этот «средний заработок» следует еще умножить на коэффициент, но работники собеса на местах поясняют будущим пенсионерам, что пенсия у них будет ничтожной по причине инфляционного обесценивания рубля. Но, позвольте, всем ведь известно, что рубль (карбованец) образца 1980-го или 1985 г. был намного «тяжелее» ежедневно «легчающей» гривни.
И снова вопрос: «Неужели хотели сделать как лучше?»
Совсем «непонятливым пенсионерам» сердобольные работники социального обеспечения разъясняют, что мизерные наши пенсии связаны с кризисным состоянием нашей экономики, трудностями реформации и прочими обстоятельствами (по-простому - «нет денег»). Позволим себе с этим не согласиться. Деньги на разного рода «псевдопроекты» в государстве находятся. Не будем упирать на совесть и мораль и лишний раз напоминать, что цивилизованность страны определяется ее отношением к детям и старикам. Дело совсем в другом.
Законодатели и прочие «небожители» должны раз и навсегда уразуметь, что пенсии - это не «благодеяние» пенсионеру со стороны доброго дяди, именуемого государством. Пенсия - это возврат долгов лицам, которые авансировали общество своим трудом. Пенсия - это плата по счетам, срок погашения которых наступил, а посему «закрывать счета» надлежит точно, аккуратно и в срок с неизбежными санкциями за нарушение порядка. И никаких сантиментов.
Наши пенсионные страдания резко контрастируют с мировой пенсионной практикой. Ежедневно радиоголоса разных стран и континентов рассказывают о несметных миллионах пенсионеров, которые по выходе на пенсию начинают «жить по-настоящему», т.е. отправляются на теплоходах, самолетах, авто и прочими видами транспорта в разные уголки земного шара. Первенство, во всяком случае в численном выражении, удерживают американцы. «Голос Америки» с гордостью сообщил, что в текущем году 60 млн. американцев по выходе на пенсию путешествовали по всему миру, выплачивая в среднем по 85 долларов в сутки только за проживание в гостиницах (не считая расходов на питание, покупки и увеселения). Наши пенсионеры невольно начинают прикидывать, куда они могут отправиться на пенсию в 40-60 гривен…
Но еще любопытнее тот общеизвестный факт, что американские пенсионеры, оказывается, не любят путешествовать 365 дней в году. В свободное от «заслуженного отдыха» время они работают. Более того, правительство прилагает максимум усилий, чтобы привлечь опыт, квалификацию и талант ученых (т.е. наиболее эффективный и производительный труд) в качестве консультантов, экспертов и на прочих весьма ответственных постах. И никому даже в голову не приходит издать постановление о запрете на работу.
Полагаю, нет нужды доказывать, что труд ученых относится к самым сложным видам человеческой деятельности. Во всем мире (но не у нас) он и ценится выше иных прочих. Ученые степени и звания, при прочих равных условиях, и являются свидетельством научно-педагогической квалификации работников. За степени-звания, как известно, у нас давно уже не платят, но особой несправедливостью является низведение научно-педагогической деятельности ниже всех и всяческих пределов. Оклады кандидатов и докторов наук в бюджетных научных учреждениях и доцентов-профессоров в государственных учебных заведениях просто смехотворны (и десятилетиями не пересматриваются), а часовая оплата в 3-6 грн. никогда не сравнится с оплатой труда по оклейке обоев (за которую нынче требуют многие сотни у.е.). Мне уже доводилось писать (см. «ЗН», №12 за 1998 г.) о 5-10-кратном разрыве в пенсиях научных работников и госслужащих. Речь тогда шла о том, что «не обремененные степенями и званиями лица получают многократно более высокие пенсии». После этого вроде бы обозначились кое-какие телодвижения, и законодатели захотели «сделать как лучше». Но события последнего времени показали, что «получилось как всегда». Сейчас, судя по всему, готовится очередная радикальная реформация по пенсиям вообще, для научных работников в частности. Хотелось бы надеяться, что новый Закон будет четким и недвусмысленным, покончит как с уравниловкой, так и с дискриминацией, учтет инфляционные процессы в стране и обеспечит пенсионерам Украины пусть не поездки на Канары, но путешествия на садово-огородные участки в коммерческих автобусах.