КОНСОРЦИУМ — «СОУЧАСТИЕ» ПО-ЛАТЫНИ

11 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 11 октября-18 октября 2002г.
Отправить
Отправить

В последние месяцы и особенно в последние дни все активнее обсуждаются проблемы, связанные с созданием международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины (МКУГТС)...

В последние месяцы и особенно в последние дни все активнее обсуждаются проблемы, связанные с созданием международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины (МКУГТС). В мировой практике подобные проекты называют международным (многосторонним) промышленным сотрудничеством. Мотивы участия в промышленном сотрудничестве, его области и эффективность анализировались межправительственными организациями, в том числе в рамках ООН, уже в семидесятых годах прошлого века.

Многостороннее промышленное сотрудничество в международной практике означает экономические взаимоотношения и деятельность, обусловленные:

а) заключением договоров на длительный срок, которые выходят за пределы простой купли-продажи товаров и услуг и охватывают ряд взаимосвязанных операций (на уровне производства, разработки и передачи технологии, сбыта и т. д.);

б) заключением договоров, которые определены правительствами в двусторонних и многосторонних соглашениях как договоры о промышленном сотрудничестве.

В соответствии с этим подходом и с учетом правового характера статей этих договоров соглашениями о промышленном сотрудничестве считаются договоры, касающиеся, в частности:

1) передачи технологии и технического опыта;

2) сотрудничества в области производства, включая в соответствующих случаях сотрудничество в исследованиях и разработках при специализации производства;

3) сотрудничества в освоении природных ресурсов;

4) сбыта совместно или на общий счет продукции, производимой в результате промышленного сотрудничества в странах сторон в договоре или на рынках третьих стран.

По сообщениям средств массовой информации, МКУГТС создается для промышленного сотрудничества в области обеспечения транспортировки газа, а также надежности, безопасности и стабильности функционирования газотранспортной системы, обеспечения роста объемов транзита газа через территорию Украины, создания новых конкурентоспособных газотранспортных мощностей, использование и эксплуатация украинских магистральных мощностей и подземных хранилищ газа («День», 9 октября 2002 г.).

Основные характеристики международных договоров
о промышленном сотрудничестве

Не вдаваясь в анализ экономических проблем, попытаемся проанализировать некоторые юридические вопросы создания МКУГТС.

Средства массовой информации и политики сообщают о подписании «межкорпоративного договора» о создании предприятия «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины». Также известно, что консорциум создается, регистрируется и действует в соответствии с законодательством Украины.

Если это действительно так, то уже здесь начинаются несостыковки с законодательством Украины. Порядок создания консорциума регулируется законом Украины «О предприятиях в Украине». В соответствии со статей 4 закона, которая называется «Объединения предприятий», консорциумом может быть временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. То есть, признаками консорциума является: (1) то, что это объединение предприятий (в названии ошибка «межкорпоративного договора» — написано, что это просто предприятие; по смыслу закона предприятие не может быть одновременно объединением предприятий — это юридический нонсенс); (2) в объединение должны входить предприятия и банки. Насколько известно, банки в консорциум не вошли. Думается, что более подходящей формой объединения для этого случая могла бы стать либо «ассоциация» как договорное объединение, создаваемое с целью постоянной координации хозяйственной деятельности, либо «корпорация» — также договорное объединение, создаваемое на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников.

Важным этапом процедуры создания объединения любого вида предприятий в Украине является требование закона о необходимости согласовать с Антимонопольным комитетом Украины решения о создании объединения (учредительный договор). К сожалению, средства массовой информации не сообщали, было ли получено согласование АМК Украины.

В международной практике по существу термин «консорциум» обозначает «непрочно связанное» объединение взаимодополняющих ресурсов и мощностей на ограниченный период времени, основное назначение которого — способствовать координации вложений партнеров в проект, будучи учрежденным для одного проекта. Такое объединение имеет три основные черты: отсутствие стремления к объединению в корпорацию; взаимоотношения без распределения риска и доходов; отсутствие совместных обязательств по убыткам. Например, еще в 1977 г. был создан международный консорциум исключительно с целью подачи совместной заявки на поставку Турецкой государственной электрической компании бойлера с нагревом от тепла электростанции

Вопросы, подлежащие рассмотрению до заключения международных договоров о промышленном сотрудничестве

Международный опыт организации промышленного сотрудничества рекомендует до подписания юридически значимых документов наряду с проработкой экономической выгоды провести также предварительные исследования правовых основ сотрудничества.

Обычно эти исследования относятся к следующим вопросам:

(а) требования национального законодательства, включая льготные условия, предоставляемые для договоров о промышленном сотрудничестве, а также возможное влияние налогового и таможенного законодательства;

(б) межправительственные соглашения, могущие оказывать влияние на подлежащие заключению договоры о промышленном сотрудничестве, в том числе ограничения или преимущества, связанные с членством в международных организациях стран, где находятся (зарегистрированы центральные офисы) сторон по договору;

) изменение рынка и возможности сбыта продукции/услуг, которые могут быть получены в результате промышленного сотрудничества;

(г) возможные области промышленного сотрудничества;

(д) последствия для бюджета Украины и ценовые последствия продажи газа украинским потребителям.

Учет особенностей партнера

Помимо общего исследования учитываются в частности в отношении каждого возможного партнера:

(а) технический уровень и специализация;

(б) возможность использования при благоприятных условиях передаваемой технологии и технической помощи;

(в) экономическое и финансовое положение возможного партнера;

(г) положение, занимаемое на рынке, и готовность позволить партнеру воспользоваться этим положением;

(д) себестоимость продукции/услуг, которые могут быть получены в результате промышленного сотрудничества, по сравнению с продукцией/услугами конкурентов;

(е) условия сбыта продукции/услуг, которые могут быть получены в результате промышленного сотрудничества;

(ж) действия конкурентов, в том числе возможность применения антидемпинговых расследований, «черного» пиара и др.

Предварительное соглашение

Прежде чем принять окончательный текст договора о промышленном сотрудничестве, стороны иногда заключают предварительное соглашение или договор, которым, в частности, предусматриваются:

(а) период намечаемого сотрудничества;

(б) основные направления этого сотрудничества;

(в) положения, касающиеся технических и торговых секретов, раскрываемых в ходе предварительных переговоров;

(г) первоначальные меры, необходимые для осуществления сотрудничества, и подлежащие принятию в этой связи договорные положения;

(д) условия вступления в силу окончательного договора;

(е) возможность дальнейшего углубления сотрудничества.

Требования законодательства Украины к созданию МКУГТС

Базовым законом, регулирующим правовые, экономические и организационные основы деятельности нефтегазовой отрасли Украины, является закон Украины «О нефти и газе». Указанный закон жестко определил принципы государственной политики в нефтегазовой отрасли, среди которых необходимо отметить принцип государственного регулирования в нефтегазовой отрасли и принцип сохранения целостности и обеспечения надежности и эффективности функционирования Единой газотранспортной системы Украины, единого диспетчерского (оперативно-технологического) управления ею.

Этот же закон безальтернативно устанавливает действие единой централизованной диспетчерской системы оперативно-технологического управления производством, передачей и снабжением природным газом. При этом функции диспетчерского (оперативно-технологического) управления Единой газотранспортной системой Украины выполняет государственное предприятие (выделено нами. — С.К.), которое определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы государственного регулирования нефтегазовой отрасли (статья 44 закона Украины «О нефти и газе»). Централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление предусматривает в том числе: планирование и оперативное управление мощностями с учетом режимов газоснабжения, а также контроль за соблюдением режима работы Единой газотранспортной системы Украины. Между прочим, этот же закон устанавливает, что положение о функционировании Единой газотранспортной системы Украины утверждается Кабинетом министров Украины. Комментариев этого документа в средствах массовой информации найти не удалось.

Таким образом, если предметом деятельности МКУГТС предполагается управление газотранспортной системой Украины, то, как нам представляется, необходимо прежде внести изменения в статью 44 закона Украины «О нефти и газе».

О термине «управление». Термин «управление газотранспортной системой» имеет определяющее значение. С учетом информации о том, что создание и деятельность консорциума будет регулироваться законодательством Украины, практически наверняка можно утверждать, что единственным подходящим законом, регулирующим подобную предпринимательскую деятельность является закон Украины «О концессиях». Именно этим законом предусматривается легальная возможность предоставления права на управление таким объектом концессии как «транспортировка и распределение природного газа». Однако при этом есть требования закона, которые обойти нельзя:

(а) предложения о передаче газотранспортной системы Украины в концессию должны были попасть в перечень, утвержденный КМУ;

(б) для передачи объекта в концессию необходимо провести концессионный конкурс (что само по себе требует соблюдения довольно сложной процедуры. — С.К.);

(в) заключить концессионный договор, срок которого не может быть меньшим 10 лет и большим 50 лет. В соответствии с условиями этого договора концессионер обязан создать (построить) объект концессии либо существенно улучшить его и (или) осуществлять его эксплуатацию (управление).

Закон «О концессиях» требует, чтобы концессионные платежи вносились концессионером независимо от результатов хозяйственной деятельности и зачислялись соответственно в Государственный бюджет Украины или местный бюджет.

Имущество, которое возможно предполагается использовать в проекте, судя по тексту постановления КМУ «О создании Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», в настоящее время находится в уставном фонде НАК. То есть для того, чтобы передать его в концессию, необходимо принять решение об уменьшении уставного фонда НАК «Нефтегаз», выведении этого имущества из его уставного фонда и затем передать его в концессию победителю конкурса (а что если победителем станет не МКУГТС, а «Рургаз»?). Не можем полностью согласиться с утверждением, что межправительственное соглашение не требует ратификации парламентом. Статья 7 закона Украины «О международных договорах Украины» утверждает, что ратификации подлежат международные договоры Украины, исполнение которых обусловливает изменение действующих или принятия новых законов Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК