КОНКУРЕНТЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ПАРОХОДСТВА ИЗБАВИЛИ УКРАИНУ ОТ БРЕМЕНИ ИМЕНОВАТЬСЯ КРУПНОЙ МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ

Поделиться
Нынешнее руководство Минтранса, а также советник Президента Украины Владимир Рыжов, курирующий т...

Нынешнее руководство Минтранса, а также советник Президента Украины Владимир Рыжов, курирующий транспортную отрасль, кажется, заслужили поздравления за решение проблем главной судоходной компании страны - «Черноморское морское пароходство». Сегодня в мировом океане не осталось ни одного торгового либо пассажирского судна, выполняющего коммерческий рейс под операторством ГСК «ЧМП». Остатки флота украинской компании, еще семь лет тому насчитывавшей 377 судов, что равнялось трети гражданского флота могущественных США, сейчас гниют под арестом в разных зарубежных портах. «В менеджменте ЧМП осталось всего пять теплоходов: торговые - «Павел Мизикевич», «Римский-Корсаков», «Антикайнен» и пассажирские - «Одесса» и «Одесса-скай», - заявил 9 июня президент ЧМП Александр Диордиев на пресс-конференции, проведенной в связи со скандальным срывом трансатлантического круиза теплохода «Тарас Шевченко». - Никакого отношения к управлению лайнером «Тарас Шевченко», отчужденным три года тому за $9,5 миллиона в собственность либерийской компании «Гейбл навигейшн ЛТД», Черноморское пароходство не имеет. И спорное, по мнению туристов, решение изменить 5 июля маршрут круизного судна под украинским флагом, ранее состоявшего на балансе ГСК «ЧМП», тоже принимал нынешний оператор лайнера - дочернее предприятие либерийской компании «Украинский пассажирский флот».

Этими же компаниями, по предположению А.Диордиева, и будет вскоре выставлен многомиллионный иск бункеровочной фирме «Бридж ойл» за необоснованный 4-суточный арест «Тараса Шевченко» в греческом порту Пирей. А что касается якобы просроченного полуторамиллионного долга Черноморского пароходства перед «Бридж ойл», то выдвинутое через суд требование не имеет документального подтверждения...

Так неожиданно и попали впросак адвокаты «Бридж ойл» с Каймановых островов, обещавшие 5 июня в суде Пирея непременно доставить к назначенному сроку, 26 июня, документы о принадлежности круизного лайнера Черноморскому пароходству и долговые обязательства компании. Подобное требование - задержать в Порт-Саиде торговое судно «Глобал скай» под флагом карибского государства Сент-Винсент приняла 30 мая и одна из греческих компаний. Команды двух военных катеров вскоре обстреляли и бесцеремонно задержали теплоход за просроченные долги ЧМП. Хотя напрасно - теплоход был только зафрахтован Черноморским пароходством, а принадлежит судно либерийской компании «Хабета шиппинг ЛТД». Не является сейчас собственностью пароходства и теплоход-паром «Герои Шипки» стоимостью в $40 миллионов, арестованный на прошлой неделе портовыми властями Варны под предлогом просрочки долга в $37 тысяч. Гендиректор менеджментской компании «Укрферри» Александр Курлянд публично расценил арест «как спланированную акцию против украинского предприятия», ибо «паром каждые три дня прибывает в этот порт, отчего между деловыми партнерами нет нерешаемых долговых проблем».

Всего в конце первой недели июня оказались арестованными в иностранных портах свыше полутора десятка судов, находившихся ранее в собственности Черноморского пароходства. Чем объяснить обвал? У президента ЧМП А.Диордиева - никаких комментариев: если и стоят под арестом 18 теплоходов, то чужие, принадлежащие оффшорным компаниям. Его в первую очередь тревожит судьба флагмана пассажирского флота - лайнера «Одесса», четвертый год гниющего у причала Неапольского порта. Просроченный долг перед компанией-кредитором «Ллойд верф» составляет $13 миллионов, а потери с учетом упущенной выгоды свыше $20. Но кому еще в Украине об этом неизвестно?

Более откровенны в оценках финансового состояния ГСК «ЧМП» и десятков оффшорных компаний, образовавшихся на базе отчужденных от пароходства теплоходов, члены специальной парламентской комиссии, знающие положение дел и отстаивающие интересы компании в разных ведомствах и судах. И если на экстренном совещании по проблемам транспорта, проведенном 9 июня в Одессе, вице-премьер Николай Белоблоцкий потребовал от руководства Минтранса срочных мер по спасению ЧМП от банкротства, ссылаясь на анонимных виновников, «растянувших суда пароходства по оффшоркам и компаниям, не приносящим пользы людям и государству», то депутаты называют конкретные фирмы и их высоких киевских покровителей.

«От Черноморского пароходства, определившего независимой Украине место третьей морской державы Европы, нынче осталась разве что вывеска», - заметил после участия в очередном бесплодном совещании в Кабмине один из парламентариев. Если несколько лет назад на счета иностранных фирм ухищрялись бесконтрольно перекачивать многомиллионные валютные средства, то сейчас в штабе отрасли отработан механизм не только избавления ЧМП от значительной части валюты, но и от самих теплоходов. Как это делается? Чтобы обеспечить качественную отфрахтовку, взаиморасчеты и юридическую защиту судов в инопортах, свыше полсотни балкеров и наиболее рентабельных многоцелевых теплоходов передали на льготных условиях в менеджмент британской «Сильвер лайн ЛТД». Оппонентам из пароходства указали - с целью надежного и быстрого сокращения долгового бремени.

Между тем, скрывать усилившуюся утечку валюты вскоре стало просто невозможно. А дальше пришлось прямо в суде отстаивать финансовые интересы ЧМП от «защитников» из «Сильвер лайн ЛТД»! Контракты британскими менеджерами составлялись так, что украинским юристам становилось все труднее проследить за взаиморасчетами, возрастал объем долговых обязательств, технически исправные суда пошли в продажу по цене металлолома, причем без разрешения Фонда госимущества.

А как реагировали на это контрольные, прокурорские органы? Предупреждали, как и полагается, руководство отрасли и государства о грубых нарушениях законодательства. Однако по существу менялись только схемы оборудок да нарушений финансовой дисциплины. Когда анализируешь выполнение постановлений Кабмина да ведомственных программ по улучшению ситуации в ЧМП, иногда даже возникает впечатление, что некоторые документы затем и издавались, дабы создавать видимость принятия неотложных мер для вывода пароходства из углубляющегося кризиса.

Особый сказ о том, как изворачивались инициаторы создания за пределами Украины оффшорных компаний, чтобы полностью вывести свыше восьмидесяти рентабельных судов из-под государственного контроля. Ведь специалисты отрасли знают, что невозможно передать судно в оффшорный бизнес без предварительного снятия с Регистра, а разрешить это может только Фонд госимущества Украины. Но оказывается, требование закона легко обойти, коль имеются высокие покровители. Во всяком случае свыше 40 теплоходов ЧМП снято с Регистра помимо Фонда госимущества - разрешение было подменено письмом Минтранса. Каковы последствия «обходного маневра»? Суда оказались выведенными в зарубежные судоходные компании без четкого механизма контроля за результатами эксплуатации и сохранности.

И что не менее важно - без бремени долговых обязательств, что дало возможность новообразованным хозяйственным структурам вести их эксплуатацию, что называется, «с нуля». Долги-то кредиторов, как и прежде, продолжают тяжелыми гирями висеть на шее ГСК «ЧМП»: вопросы их погашения вменены в обязанность руководству компании - решать самостоятельно, за счет отчислений из зарубежного расчетного центра. Стоит ли говорить, что такой подход предельно усложнил финансовое положение ГСК «ЧМП»? Несмотря на это, руководству пароходства все же удалось доказать в судах документальную необоснованность ряда предъявленных к оплате счетов кредиторов, а также на треть сократить суммарный объем долговых обязательств, доведя его до $113 миллионов. Еще около $30 миллионов сейчас распределяют между фирмами-истцами судебные органы Роттердама и других портов, где в последние месяцы пущены с молотка около десятка теплоходов...

Однако пароходские долги по зарплате, пенсионному фонду, содержанию 130 тысяч метров ведомственного жилья и прочим расходам уже превысили 40 миллионов гривен. Многим сотням моряков и работников береговых структур стало невмоготу ждать заработанные деньги. Удовлетворяя исковые требования объединенного комитета профсоюза работников морского транспорта, Жовтневый райсуд Одессы наложил арест на здания ряда офисов ЧМП, пяти детсадиков и других объектов недвижимости, понуждая к незамедлительным расчетам с людьми. Кто против? Однако откуда взять средства, коль расчетный счет пароходства вот уже пятый год заблокирован. Пятый год длится агония - большинство финансовых поступлений автоматом уходят на погашение «картотеки»...

Ситуация поистине парадоксальная: флот работает, оффшорные компании за счет эксплуатируемых высокорентабельных судов процветают, а долги ЧМП растут, превращая компанию в банкрота, объекты недвижимости которой уже описывают и обсчитывают работники судебно-строительной экспертизы, готовясь к продаже с публичных торгов. Возникает вопрос: кому выгодна консервация подобных взаимоотношений? Как нетрудно заметить, разве что руководству почти бесконтрольно функционирующих оффшорных фирм да прямому начальству в Минтрансе и, возможно, еще более высоким покровителям во властных структурах. Оснований для печальных размышлений, как говорится, хватает. Трудно, к примеру, избавиться от недоуменного вопроса: почему так низкоэффективно работают 19 судов-балкеров лондонской компании «Оушен ейдженсис ЛТД»? Почему абсолютно бесперспективно требовать от ее руководителя Павла Соханя прибыть в Украину с отчетом? А если руководитель на протяжении ряда лет «невъездной», то может ли исполнять ответственные обязанности? Как выяснить при подобных трудностях, куда девались $13 из $17,5 миллиона выручки от продажи в минувшем году теплохода «Владимир Васляев»? Или чем объяснить тот факт, что ни цента не получило пароходство и за недавно реализованный лихтеровоз «Гайсин» стоимостью $9 миллионов? Куда ушли эти миллионы, вовсе не лишние для ЧМП?

Можно адресовать сходные вопросы и руководству немецкой фирмы «Посейдон», осуществляющей операторство восемью балкерами. Или ранее упоминаемой «Сильвер лайн ЛТД», управляющей 15 судами многоцелевого назначения. Не воспрещается уточнять причины валютных «утечек» и явно недостаточного контроля за работой зарубежных оффшорных фирм также у руководителей соответственных структур Минтранса и даже их кураторов рангом повыше. Можно, но как раз так поступать сведущие люди не советуют: не зажурчит от этого звонче валютный ручеек...

В последние месяцы руководства транспортным ведомством пытался совместно с членами парламентской комиссии найти радикальные пути экономического оздоровления ЧМП опытный хозяйственник Валерий Череп. Одним из надежных вариантов защиты судов пароходства от кредиторов считали выпуск ценных бумаг, подготовлен был и соответствующий законопроект, а также проект указа Президента о государственной поддержке ГСК «ЧМП». Да только, похоже, более важными оказались другие интересы и подходы к решению проблем пароходства, более влиятельными - другие лица в окружении главы государства. Итог - наступившие конвульсии судоходной компании, «лечить» которую срочно велено вице-премьеру Сергею Тигипко. Прежними печально известными методами «мероприятий и админзаклинаний» - вместо действенной государственной помощи.

Реалистичнее выглядит схема спасения ЧМП, озвученная 9 июня на совещании под председательством вице-премьера Николая Белоблоцкого начальником госдепартамента морского и речного флота Минтранса Владимиром Севрюковым: «Если не саккумулировать немедленно достаточные финансовые средства, Украина утратит национальный морской флот. Вынужден констатировать, что мы уже на грани потери двух последних пассажирских лайнеров. Лучший вариант выхода из создавшейся ситуации - расплатиться с инофирмами-кредиторами «живыми» деньгами. Некоторые финансовые группы Украины готовы предоставить кредит от $100 до $150 миллионов. Причем эти средства не лягут бременем на бюджет страны».

Неужели украинские олигархи выходят из тени?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме