В последние месяцы в Одессе вновь заговорили о контрабанде на границе и о взятках на таможне как о большом зле, подрывающем экономические устои государства. На сей раз проблему будирует прокурор Одесской области М. Косюта. В ряде СМИ он выступил с критикой в адрес руководства Черноморской региональной таможни. По его словам, никто из руководителей ЧРТ не анализировал, что же мешает таможенной службе эффективно бороться с контрабандой и коррупцией и какие меры необходимо принять для устранения недостатков. Поэтому чуть ли не ежегодно меняются руководители таможни. Кстати, недавно произошла очередная смена. На этот раз пост занял Александр Токарчук, возглавлявший ранее отдел ЧРТ по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Каких успехов добился отдел, руководимый А. Токарчуком, прокуратура умалчивает. Но вот что показательно. М. Косюта, оценивая ситуацию с незаконным перемещением грузов через границу как обостряющуюся, опирается на данные не таможенников, а пограничников, называя при этом количество задержанных ими контрабандных грузов. Не преминул прокурор напомнить и о том, как два года назад именно пограничники с оружием в руках не дали вывезти с территории Одесского порта контрабандный груз.
Тогда в Одессе благодаря пограничникам стоял большой шум. Именно они стали выявлять контрабанду, которая валом шла через порты Одесса, Ильичевск и Южный. Пограничники задерживали машины после того, как они беспрепятственно проходили таможенный контроль. Потом подключилось СБУ, и пошли аресты груза прямо на судах. Товар из Стамбула, а это в основном ассортимент промрынка «Седьмой километр», поступал в порты по фальшивым документам, и большая часть из них вообще не проходила растаможку. А если и проходила, то для снижения таможенной пошлины указывалась не та номенклатура товара и спецификация, занижалась стоимость...
Словом, годами отработанные схемы прохождения контрабандных грузов были засвечены. Пограничники стали борцами с контрабандой. А таможенникам пришлось оправдываться и давать пояснения. Между ведомствами возникли серьезные трения, если не сказать больше. Тогда местные газеты называли эти события не борьбой с контрабандой, а борьбой силовых структур за сферы влияния в черноморских портах, за контроль над морской грузовой линией Турция—Украина.
В итоге на шестерых работников таможни были заведены уголовные дела, ряд сотрудников уволили. В их числе и тогдашний начальник ЧРТ Валерий Рыбалка. Присланный из Днепропетровска, он успел проработать в этой должности около трех месяцев. Но, как писала тогда местная пресса, его уволили не из-за того, что таможня покрывала контрабандистов, открывая им зеленую улицу. Новый начальник слишком рьяно взялся наводить порядок на границе, чем задел интересы многих. И, видимо, так задел, что с генеральскими погонами был отправлен в рядовой должности на Запорожскую таможню.
Спустя год после этих шумных дел вновь стали раздаваться голоса об огромном вале контрабанды, которая идет через Одесскую область. И перевалочным пунктом для нее служит промрынок «Седьмой километр». Заявления звучали уже из уст сотрудников УБОП МВД Украины, которые проводили в прошлом году «отработку» Одесской области и проверяли деятельность промрынка. По итогам проверки были возбуждены уголовные дела по фактам хищения чужого имущества и злоупотребления служебным положением одного из руководителей «Седьмого километра». Но о фактах контрабанды речь уже не шла.
Прошел еще год. И вот появилось дело о взятках на таможне. Несколько месяцев назад сотрудники службы по борьбе с экономическими преступлениями областного УМВД задержали с поличным в Одесском порту заместителя начальника пассажирского отдела ЧРТ. Сегодня расследование уголовного дела, по которому обвиняются еще два инспектора таможни, прокуратура завершила. Установлено, что в течение длительного времени они брали взятки за беспрепятственное прохождение груза через границу. С частных предпринимателей — по 1 доллару за каждый мешок и по 100 долларов за автомашину с товаром. В итоге положили в карман около 12 тысяч долларов.
Комментируя данный факт, прокурор области был возмущен тем, что взятки таможенники вымогали у «челноков». По его словам, у безработных граждан, которые зарабатывают себе на жизнь доставкой товаров из-за границы и продажей его на рынках. Бесспорно, вымогательство денег у кого-либо, в том числе и у людей, нелегким трудом зарабатывающих себе на жизнь, это преступно с любой точки зрения. Однако «челноки» — вовсе не безработные. Это частные предприниматели, имеющие магазины и контейнеры на рынках. Сегодня аренда контейнера на «Седьмом километре» доходит до 2 тысяч долларов. А чтобы купить это железную лавку, необходимо выложить от 45 до 100 тыс. долларов. Стоимость магазина, расположенного в бойком месте, говорят, может доходить до 300 тыс. долларов. Умопомрачительные суммы! Конечно, в Одессе знают, что не «челноки» истинные хозяева многих контейнеров. Их владельцы сидят в больших и маленьких руководящих креслах.
Рынок «Седьмой километр» кормит многих чиновников. Потому для них он — «святая святых». На рынке 10 тысяч контейнеров. И еще столько же других торговых точек. Товар сюда поступает из-за границы в основном через морские порты. Можете себе представить, какие здесь объемы! По неофициальным данным, торговый оборот рынка исчисляется миллионами долларов в месяц. Рынок и все, что с ним связано — доставка, продажа товара, — это четко отлаженный механизм, давно отработанные схемы и правила, нарушать которые не позволят.
По информации службы по борьбе с экономическими преступлениями УМВД в Одесской области, таможенники брали взятки с предпринимателей не только за беспрепятственное прохождение груза, но и за то, что закрывали глаза на занижение стоимости товара. Ведь чем ниже цена, тем меньше пошлина. А это уже частичная контрабанда. Прокуратура в ходе расследования эти нарушения не обнаружила. Вместе с тем таможенники не отрицают, что имеет место занижение цен на товары.
В общем, как вы убедились, с контрабандой у нас борются все. И милиция, и пограничники, и прокуратура, и СБУ, и таможня. Но меньше контрабанды не становится. Областной прокурор советует руководству региональной таможни действовать не самостоятельно, а в тесном контакте с другими правоохранительными органами, тогда работа будет эффективной. Руководство таможни считает, что их отношения с силовыми ведомствами действительно требуют усовершенствования. Однако заключается оно в том, чтобы размежевать наконец полномочия и устранить дублирование в борьбе с контрабандой. Видимо, для того, чтобы не мешали с ней «бороться».
Вместе с тем, контрабанда, как отмечают специалисты, становится более масштабной, а способы, к которым прибегают контрабандисты, более изощренными. Действуют хорошо организованные группы, отлично знающие недостатки законодательства. Работают они по отработанным до мелочей сложным схемам. Используются фиктивные или созданные для этих целей временные фирмы. Контрабандные группы, заметьте, имеют своих пособников в таможенных и правоохранительных органах. И покровителей во властных структурах.
Не так давно была раскрыта преступная группа, занимавшаяся контрабандой престижных иномарок, в которой замешаны и таможенники. По поддельным документам она доставляла автомобили из Словакии в Украину, оформляя при этом фиктивный транзит. По словам прокурора области, при расследовании этого дела следственно-оперативной группе пришлось выдержать натиск со стороны высоких должностных лиц. Что это за лица, прокурор назвать не решился. Хотя, цитируя Президента страны, он отметил: борьба с контрабандой и коррупцией ведется правоохранительными органами недостаточно, что серьезные нарушения и высокие лица не раскрываются. При этом прокурор заявил, что пришло время от келейных методов борьбы с контрабандой переходить к решительным действиям. Выходит, сегодня руководители правоохранительных органов способны лишь цитировать Президента страны...