КАКОЕ БЫ ЕЩЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЗОБРЕСТИ?

15 сентября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 15 сентября-22 сентября

Из многочисленных сообщений прессы нам хорошо известно, какой ущерб причиняется Украине в результате различного рода злоупотреблений в сфере экономики...

Из многочисленных сообщений прессы нам хорошо известно, какой ущерб причиняется Украине в результате различного рода злоупотреблений в сфере экономики. В целях предупреждения этого вида преступности Украинской академией внутренних дел подготовлены проекты законов «Об ответственности за легализацию доходов, добытых преступным путем» и «Об ответственности за незаконные трансфертные операции». Первый из указанных проектов предлагает дополнить кодекс Украины «Об административных правонарушениях» статьей 164-5 - «Незаконный трансферт денежных средств и валютных ценностей».

Ознакомившись с самим наименованием, порадовался за нашего законодателя: насколько вырос его интеллектуальный уровень! Не какой-то там полугосударственный русский язык применен и даже не государственный украинский, на котором Президент предписал исполнять все рекламные объявления и т.п., а французский. Открыв же словарь, узнал, что трансферт (слово-то какое красивое!) - это перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; передача права владения именными ценными бумагами (акциями и др.).

Вспомнилось почему-то, как даже довольно солидные чины правоохранительных органов в недалеком прошлом требовали предусмотреть уголовную ответственность за рэкет, не зная (или не желая признаться), что ответственность за вымогательство нашим законом предусмотрена давным-давно. Подумалось: а не предложить ли в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями против жизни и собственности граждан предусмотреть в нашем законе ответственность за киллерство (от англ. «to kill» - убивать) и за стилерство (от англ. «to stеаl» - воровать)?!

Далее, наряду с административной предлагается за незаконный трансферт денежных средств и валютных ценностей предусмотреть и уголовную ответственность (статья 148-10).

Причем наряду со штрафом от 200 до 400 минимальных размеров заработной платы или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет в зависимости от конкретных обстоятельств трансферта, предлагаются такие меры наказания, как лишение свободы на срок от одного до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или штрафом до 500 минимальных размеров заработной платы (трансфертные операции, совершенные с целью хищения, сокрытия доходов от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем либо сопровождавшихся подделкой документов или внесением в них заведомо недостоверной информации).

Любопытным, на мой взгляд, представляется то, что авторы проекта предлагают гораздо более жесткую меру наказания для «трансфертников», причинивших вред государству в крупных размерах (лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет) по сравнению с такими же действиями, совершенными с целью хищения.

Непонятно, что понимают при этом авторы проекта под соразмерностью общественной опасности содеянного и мерой ответственности, под экономией уголовной репрессии и пр., и пр., и пр.

Ужели опять, позабыв о здравом смысле и чувстве справедливости, мы начинаем (или продолжаем) бороться с любыми не симпатичными нам и нежелательными для нас явлениями исключительно уголовно-репрессивными мерами, забывая о том, что с правонарушениями экономического характера следует бороться такими же экономическими мерами.

Кстати, под причинением вреда государству в крупных размерах (в результате незаконного трансферта) авторы проекта предлагают понимать вред в 50 и более раз превышающий установленный законодательством минимальный размер заработной платы.

Умножаем - и по Малинину и Буренину получаем 3 миллиона купонов, то есть теперь уже меньше 20 «зеленых»!!!

Я другой такой страны не знаю, где за такую сумму причиненного вреда, если это не убийство и не кража со взломом, а экономическое правонарушение, можно получить 5 лет лишения свободы.

Неужели наши родные авторы наших законопроектов не знают, что почем нынче в нашем славном королевстве, простите, парламентерстве?

Далее проект предлагает включить в Уголовный кодекс Украины статью 148-11 «Незаконные трансфертные операции с именными ценными бумагами», то есть предусмотреть ответственность за их передачу от одного собственника другому с нарушением установленного законодательством порядка.

Такого рода действия предлагается карать исправительными работами на срок от одного до трех лет или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом до 500 минимальных размеров заработной платы.

Обратите внимание, речь идет о нарушении установленного порядка совершения трансфертных операций с именными ценными бумагами, однако ни слова о том, что это за порядок, когда он был или будет установлен, где его искать. Что же, видимо, вновь, привлекая граждан к ответственности за кем-то, где-то установленный порядок, будем твердить, что незнание закона не освобождает от ответственности?

А ведь это правило должно распространяться - и в цивилизованных странах распространяется - исключительно на общеуголовные преступления (убийство, кража, изнасилование).

Незаконные трансфертные операции с именными ценными бумагами, причинившие материальный вред инвестору, предлагается наказывать лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или штрафом до тысячи минимальных размеров заработной платы.

Это как будто бы ясно, но напрасно будем искать мы в проекте, как и во всем нашем все еще большевистском законодательстве, ответа на вопрос: «А куда в таких случаях идет штраф, если есть потерпевший, которому и причинен ущерб?». Закон по этому поводу безмолвствует.

Но законоприменение знает лишь одно решение этого вопроса: штраф идет в бездонный государственный карман. А ведь ежели говорить о цивилизованном законоприменении, то в подобных случаях следовало бы вспомнить и о потерпевших, предусмотрев выделение части штрафа им в счет погашения понесенного им ущерба.

Проект закона Украины «Об ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем» предлагает предусмотреть уголовную ответственность за выпуск в платежный оборот фиктивных денежных средств, наказывая подобные действия опять же лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества (любимая ленинская мера наказания! Но за что при этом страдают члены семьи преступника?), с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

И здесь же предлагается лишать свободы на срок от трех до семи (!) лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, если такие действия совершены в крупном размере.

К предлагаемой проектом статье 148-9 предпослано примечание, из которого мы узнаем, что под крупным размером фиктивных денежных средств следует понимать сумму, в 100 и более раз превышающую установленный законодательством минимальный размер заработной платы.

Опять мы споткнулись о порожек, на сей раз в шесть миллионов карбованцев. Как знать, как знать, возможно, семь лет лишения свободы как раз адекватны этой сумме...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно