Битва за службу спасения

Поделиться
О единой службе экстренной помощи в Украине говорят давно. Подготовительные работы по созданию такой службы предусматривалось еще правительством Януковича...

О единой службе экстренной помощи в Украине говорят давно. Подготовительные работы по созданию такой службы предусматривалось еще правительством Януковича. Распоряжением от 4 марта 2004 года №109-р оно поставило перед МинЧС задачу модернизации операторских центров диспетчерских служб 01 с последующим созданием на их базе службы экстренной помощи населению, с присвоением ей общеевропейского индекса 112. В 2005 году номер «112» заработал в Харькове, в 2007-м — во Львове.

В конце 2007 года президент Виктор Ющенко призвал активизировать подготовку украинской «службы 112». Согласно требованиям УЕФА, к началу Евро-2012 этот единый с Европой телефонный номер должен функционировать во всех крупных городах Украины. По нему жители и гости страны будут иметь возможность вызвать любую экстренную службу — от милиции, скорой помощи и пожарных, до лифтера и водопроводчика.

С целью качественной подготовки к проведению ЧЕ-2012 Юлия Тимошенко 22 февраля 2008 года подписала постановление №07 об утверждении целевой программы подготовки и проведения ЧЕ-2012, в котором МинЧС поручено развертывание программно-технических комплексов дежурно-диспетчерской службы помощи населению по единому телефонному номеру 112. 28 мая 2008 года премьер своим распоряжением возложила на МинЧС ответственность за создание и внедрение системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112. А также поручила организовать работу межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по определению необходимых нормативно-правовых и организационных основ ее создания.

Однако не исключено, что провалится и этот проект. Дело в том, что вместо четкого выполнения распоряжения правительства Украины чиновники развернули настоящую войну за государственное предприятие «Укра­инские специальные системы связи», которому министерство официально поручило реализацию создания службы 112.

31 октября появился приказ министра по делам чрезвычайных ситуаций Владимира Шанд­ры об увольнении генерального директора «Украинских специальных систем связи» Роберта Дзюбаренко. Со странной форму­лировкой: «на основании окончания контракта и согласования увольнения с заместителем министра В.Третьяковым». При этом в момент подписания приказа В.Шанд­ра находился с рабочим визитом в Беларуси. И.о. директора «УССС» был назначен генерал СБУ в запасе Владимир Полищук. 3 ноября весь коллектив предприятия в знак протеста против увольнения руководителя написал заявления об увольнении по собственному желанию.

Попытка сменить руководство «Украинских специальных систем связи» не первая. В пятницу, 13 июня 2008 года, в офис фирмы явилась целая делегация в составе начальника управления связи и оповещения МинЧС Виктора Скомаровского, сотрудника отдела управления внутреннего контроля министерства, также гражданки Оксаны Куприяновой, которая представилась адвокатом и т.д. Их сопровождала группа сотрудников аварийно-спасательного отряда МинЧС, которым, видимо, приказали оказывать силовую поддержку начальству.

Визитеры потребовали отдать им всю документацию предприятия, его печать, а также созвать общее собрание трудового коллектива. Основание — два приказа министра: № 438 от 3 июня 2008 года, которым и.о. гендиректора «Украинских специ­альных систем связи» назначался Владимир Иванов, а также №449 от 10 июня 2008 года, которым предыдущий приказ отменялся (юристы министерства сообразили, что смена гендиректора госпредприятия не входит в их компетенцию), и назначался исполняющий обязанности уже совета директоров предприятия Михаил Мосин. Это при том, что такой орган, как совет директоров, уставом «УССС» не предусмотрен. Тем не менее специальным пунктом приказа №449 предписывалось передать печать и оригинал устава предприятия его новому руководителю.

Не обошлось и без рукоприкладства — сотрудник внутреннего КРУ МинЧС нецензурно обругал и толкнул женщину, руководителя отдела «Украинских специальных систем связи».

Исполняющим обязанности генерального директора в тот момент был его заместитель Юрий Васильев. Он официально отказался отдать устав и печать, о чем был подписан соответствующий акт. Он также предупредил В.Скомаровского о том, что приказ министра будет обжалован в суде. Трудовой коллектив также стеной встал на защиту своего руководителя: работники отказались проводить собрание и все как один написали заявление об уходе по собственному желанию.
Тем не менее новую редакцию устава «Украинских специальных систем связи», предусматривающую управление предприятием советом директоров и подчинение его МинЧС, удалось... зарегистрировать в Шевченковской районной администрации города Киева. При этом оригинал устава, который чиновникам министерства получить не удалось, предоставлен не был — якобы он был утерян. Таким образом, орган государственной власти был введен в заблуждение.

Позже гендиректор «УССС» Ро­берт Дзюбаренко оспорил в суде приказы МинЧС, касающиеся кадровых назначений и переподчинения предприятия. 28 августа 2008 года суд Киева принял решение в порядке обеспечения иска приостановить дейст­вие «нового» устава предприятия.

Через некоторое время после описываемых событий Михаил Мо­син пришел к выводу, что лица, заинтересованные в установлении контроля над «Украин­скими специальными системами связи», используют его втемную. Он решил обнародовать беспрецедентный документ, к которому, судя по всему, приложили руку настоящие профессионалы в нелегком рейдерском труде — пошаговый план мероприятий по захвату предприятия (копия документа прилагается к статье). Он предполагал два варианта развития событий — силовой и мягкий.

— В этом плане расписаны благоприятные и неблагоприятные для захвата факторы, — говорит Михаил Мосин. — В числе благоприятных часто упоминается административный ресурс. В числе неблагоприятных — поддержка прессы и телевидения. Кроме того, отдельной графой проходили финансовые расходы, в том числе взятки сотрудникам милиции и судьям. Общая сумма взяток — 61 тыс. долл. По сути, именно в такую сумму рейдеры оценили это наукоемкое предприятие с уникальным интеллектуальным потенциалом.

И здесь просматривается интересная аналогия: Владимир Иванов — Михаил Мосин и, наконец, Владимир Полищук.

Генерал Владимир Полищук — грамотный «технарь», который основную часть своей жизни посвятил делу защиты интересов государства. И когда ему предложили занять должность генерального директора на госпредприятии, обрисовав, вероятно, значимость деятельности «Укра­инских специальных систем связи», он, наверное, с радостью согласился. Предполагая продолжить свою деятельность для пользы державы. Он ошибается. Те, кто организовал «наезд» на предприятие, скорее всего, используют его втемную, рассчитывая использовать его бывшую службу в СБУ как прикрытие. А то и «подставить» его потом перед компетентными органами.

Немного о цене вопроса. На реализацию вышеупомянутой Комплексной программы развития системы связи, оповещения и информатизации МинЧС на 2004—2010 годы, в рамках которой создается «служба 112» государственный бюджет выделяет не такие уж малые деньги: в 2006 — 11 млн. грн., в 2007 — всего 9,7 млн. грн., а в 2008 году — уже 36,4 млн. грн. Проектом госбюджета на 2009 год предусмотрено выделение на эти цели целых 151 млн. грн. Всего же министр Владимир Шандра оценил стоимость проекта «службы 112» в 650 млн. грн., которые необходимо вложить до 2012 года. Головным предприятием по разработке технических решений в рамках Комплексной программы, напомним, являются «Украинские специальные системы связи». В общем, побороться есть за что.

Еще одна причина, по которой чиновники заинтересованы в установлении контроля над предприятием. После того как на базе технических решений, разработанных в «УССС», были развернуты первые региональные диспетчерские центры «службы 112» в Харькове и во Львове, начали раздаваться голоса, что лучше закупить аналогичный зарубежный комплекс. Где-то с середины 2007 года в МЧС начала обсуждаться альтернативная концепция «службы 112» — техническое решение (аппаратное и программное обеспечение), разработанное компанией Ericsson специально для аналогичного проекта в Румынии. Много говорилось о том, что этот проект являет собой новейшую «технологию пятого поколения», принятую в «развитых европейских странах». Хотя даже в Румынии (и в Болгарии, которая также решила закупить данный продукт) эта программа реализована не до конца.

Нужно ли говорить, что стоимость шведской системы в несколько раз выше: только закупка программного обеспечения оценивается в 4 млн. евро, тогда как отечественное стоит около миллиона гривен. Отечественные специалисты отмечали и другие аспекты. Например, выход в сети общего пользования при слабой защите от несанкционированного проникновения. А также экстерриториальный принцип расположения колл-центров: один на семь с половиной миллионов жителей (шесть на всю Украину), в результате чего, например, звонки с просьбами о помощи из Крыма предполагалось обрабатывать в Одессе.

Несмотря на протесты начальника управления связи МинЧС Владимира Писаревского и его заместителя Юрия Васи­льева (которых, в результате, в августе минувшего года уволили), руководство министерства приняло решение о монтаже «румынского» call-центра на территории главного управления МинЧС в Киеве. Интегратором проекта стало ООО «Евроцентр СОС 112». В министерстве его называют инвестором, хотя своих средств в систему предприятие не вкладывает.

И это еще не все. Летом увидели свет приказы по министерству, которыми госпредприятие «Украинские специальные системы связи» определено как главное в тематике создания всеукраинской «Службы 112» и одновременно — в подключении коммерческих пультов противопожарного наблюдения к дейст­вующей службе «01».

Руководителям областных управлений МинЧС хорошо известны названия фирмы ООО «Ки­ев 112». По странному совпадению по времени с последней сменой руководства министерства эта фирма стала активно продвигаться как посредник в ретрансляции сигналов с коммерческих пультов пожарной сигнализации на государственные пульты «01». Ссылаясь при этом на устное распоряжение руководства МинЧС. С технической точки зрения такие посредники в пожарно-сигнализационном бизнесе не нужны, поэтому появ­ление этих фирм было воспринято без энтузиазма. Но не беда: «Украин­ские специальные систе­мы связи» получили распоряжение замминистра Валерия Третьякова об обеспечении технического сопровождения задачи сопряжения систем аппаратно-диспетчерского управления с ретранс­ляционным оборудованием. По мнению специалистов фирмы, следующим шагом стало бы аннулирование лицензий всех фирм, устанавливающих пожарную сиг­нализацию, кроме ООО «Киев 112». Это принесло бы их собст­венникам от 10 до 25 миллионов гривен поступлений в месяц.

— По сути, руководители МинЧС в лице замминистра Валерия Третьякова и начальника управления связи Виктора Скомаровского, планирует создать собственный бизнес, — говорит председатель совета директоров Михаил Мосин. — Их интересует и «освоение» бюджетных средств в рамках Комплекс­ной программы «своими» фирмами на закупку дорогого импортного оборудования, и монополизация рынка пожарной сигнализации. Нужно упомянуть и зятя Третьякова, Владимира Бурбело, который, по нашим данным, является «мозговым центром» всей этой коммерции. Он, кстати, в непонятном статусе, присутствует на совещаниях в МинЧС. Опасаюсь, что если им удастся установить контроль над «Украин­скими специальными системами связи», то предприятие из научно-производственного центра превратится в одно из звеньев по отмыванию бюджетных средств.

В связи с конфликтом вокруг «Украинских специальных систем связи» коллектив предприятия неоднократно обращался с письмами, адресованными Кабинету министров, персонально премьеру Ю.Тимошенко, а также СНБО Украины. К сожалению, высшие органы власти ограничивались формальными отписками, поручая разобраться в ситуации главе МЧС Владимиру Шандре. Тот, в свою очередь, «спускал» документ «вниз» — Третьякову и Скомаровскому.

Фактически все лето, после выхода кадровых приказов МинЧС, работа предприятия «Украинские специальные системы связи» была дезорганизована. Тем не менее его сотрудники продолжали выполнять поставленные перед ними задачи, в частности разработку концепции единой «Службы 112», и достигли реальных результатов на этом направлении. Однако их воплощение в жизнь, в силу субъективных факторов, остается под большим вопросом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме