Монеты, медали и банкноты издавна являются своеобразной визитной карточкой страны и ее правителя.
Власти предержащие прекрасно понимали, что широкое обращение денежных знаков позволяет использовать их не только как эквивалент стоимости товара, но и как политическую рекламу и мощное средство пропаганды. А потому старались привлечь к их созданию талантливых мастеров.
Швейцарец Иоганн Карл Гедлингер (1691–1771) вошел в историю как, пожалуй, самый выдающийся медальер, гравер и резчик монетных штемпелей. В детстве он стал учеником ювелира в Люцерне, в мастерской которого делал пробные штемпели медалей и монет этого города-государства.
С 1709 г. Гедлингер работал гравером монетного двора в княжестве-епископстве Сьон, но вскоре возвратился в Люцерн, где под руководством Вильгельма Крауэра создавал монетные штемпели. К 1714 г. он стал минцмейстером. Об уровне мастерства 23-летнего Иоганна Карла можно судить по монете достоинством в 2½ шауталера ("красивый талер"). На нем выгравирован 1702 год, хотя выпущен был шауталер в 1714-м.
В 1717 г. Гедлингер переехал в Париж и стал работать в медальерной мастерской при Королевском монетном дворе. Там он познакомился с Петром I, посетившим Францию во время второго Великого посольства в Европу. По заказу царя Иоганн Карл сделал несколько медалей, но на все уговоры отправиться в Московию "поднимать монетное дело" отвечал вежливым отказом. Однако почти сразу принял предложение барона Георга Генриха фон Герца - влиятельного сановника короля Швеции Карла XII, лютого врага Петра I. Летом 1718 г., в разгар Северной войны, швейцарец представил шведскому монарху вариант риксдалера, и тут же был утвержден на должность гравера Королевского монетного двора. Осенью Карл XII отправился в поход в Норвегию, где погиб при осаде крепости Фредрикстен. Как считают историки - от рук убийц, подосланных младшей сестрой короля Ульрикой Элеонорой и ее мужем Фредриком Гессен-Кассельским. В память о "последнем викинге" Гедлингер создает штемпель изумительно красивой талеровидной медали в 20 дукатов (золото) и риксдалера (серебро).
В 1719 г. швейцарский гравер изготавливает штемпель риксдалера с изображением новоиспеченной королевы. Но уже 29 февраля 1720 г. Ульрика Элеонора отрекается от престола в пользу мужа, который правит страной вплоть до своей смерти в 1751 г.
За годы работы в Швеции Гедлингер, возглавлявший в 1720–1745 гг. Стокгольмский монетный двор, разработал сюжеты более 160 медалей и памятных жетонов, выполнил более 320 штемпелей, в том числе десятки штемпелей серебряных и золотых монет. В 1721 г. он вырезал штемпель риксдалера, посвященного 200-летию Реформации и политической свободы Швеции. На аверсе монеты-медали - погрудный портрет Фредрика I, на реверсе - великие шведские короли Густав I Ваза и Густав II Адольф Ваза. Спустя два года в течение ночи Гедлингер подготовил штемпель для серии монет в честь 12 шведских королей. Одна из них - уникальная золотая монета-медаль достоинством в 40 дукатов, весом более 139 г (!) считается настоящим шедевром. Во время ее представления при дворе сановники буквально потеряли дар речи. На аверсе монеты - погрудный портрет королевской четы, на реверсе - шведский лев с геммой, на которой изображен Фредрик I, вокруг - 11 гемм с портретами королей, от Густава I Вазы до Ульрики Элеоноры.
Заполучить гениального гравера будут стараться римские Папы, австрийские Габсбурги, императоры России, короли Великобритании, Дании, Речи Посполитой и Пруссии. Впрочем, императрица Анна Иоанновна сумела-таки со второй попытки уговорить шведского короля Фредрика I отпустить Гедлингера на два года в Россию. Сумма его годового жалованья составляла астрономическую по тем временам сумму - 4000 рублей!
"Командировка" была весьма плодотворной. Кроме нескольких медальных штемпелей, Гедлингер изготовил штемпель для очень красивого рубля 1736–1737 гг. выпуска. История его любопытна: Петербургский монетный двор тогда не работал, и заказ передали "временному монетному двору", располагавшемуся во дворце князя Никиты Прозоровского. Поначалу выпустили лишь 100 серебряных рублей, датированных 1736 г., а в следующем году этими же штемпелями отчеканили еще 2571 монету. В 1737 г. гравер Л. Дмитриев сделал по штемпелям Гедлингера копии, оказавшиеся заметно хуже оригинала. Спустя еще год тот же Дмитриев подготовил штемпель для золотого червонца с портретом императрицы работы Гедлингера. Было выпущено всего 50 монет.
Швейцарский медальер, отличавшийся независимым нравом, чувствовал себя в Санкт-Петербурге неуютно и не стал подписывать новый контракт, и в начале 1738 г. вернулся в Стокгольм. Взошедшая после дворцового переворота на престол Елизавета Петровна не смогла убедить Гедлингера переехать в Россию. Уже в Швеции он подготовил штемпель аверса медали с портретом императрицы, но медаль эта так и не была отчеканена… Сделанный по памяти рисунок попал в Россию и стал образцом для последующих изображений Елизаветы Петровны на серебряных рублях.
В 1741 г. во время поездки в Швейцарию 50-летний Иоганн Карл женился, после чего ненадолго вернулся в Стокгольм, а в 1745 г. отправился, наконец, в "вольное плавание". Несмотря на уговоры Фредрика I, ценивший свободу Гедлингер (академик Шведской академии наук и придворный камергер) решил уехать на родину. Король предоставил швейцарцу корабль (!), перевозивший огромное количество его работ, штемпелей монет и медалей, рабочих инструментов. Прославленный мастер поселился во Фрибурге, где вел уединенный образ жизни. Время от времени он выполнял заказы короля Пруссии Фридриха Великого, императрицы Австрии Марии-Терезии, короля Великобритании Георга II, ландграфа Гессен-Касселя Вильгельма VIII…
Умер Иоганн Карл Гедлингер в 1771 г. в родном Швице, незадолго до своего 80-летия. Швейцарский мастер и поныне является эталоном в медальерном деле. Или же "гауризанкаром" - одинокой и недостижимой горной вершиной.