Для Шевченко Украина - живой, целостный организм, сакральное начало. Соответственно и люди, и природа ее - суть также одухотворенные, атрибутивные составляющие. В этом понимании и степь, и Днепр, и кручи, и могилы - все это не только условия существования человека, но и само естество Украины, также как и казацкие вольности, честность, искренность, благосостояние и доброта ее народа.
Шевченко бесконечно переживает о том, в чем заключается проклятие и вечная трагедия Украины. Это - триада "Москва-москали-московщина". "Москва-государство" - монстр, который является постоянной угрозой для Украины; "московщина" - стиль правления и жизнь, которые насаждают в Украине захватчики и их прихлебатели; "москаль" - персонифицированный носитель чужеземного зла, являющийся непосредственным инструментом реализации ненасытных помыслов захватчика. В этом Шевченко был твердо убежден на протяжении всей своей жизни - с первых стихотворений и до последних. Ради Украины - его действия, поступки и жертвенность.
Всемирно известная поэма "Катерина" (1838) рассказывает о погубленной москалем украинской девушке. Если бы это была любовь... А было другое - ищет Катерина своего Ивана, а "москалі, // Сміються, жартують: // Ай да баба! Ай да наши! // Кого не надуют". А москалик Иванко при встрече скажет: "Дура, отвяжися! // Возьмите прочь безумную!". Такова цена москальских обещаний...
В "Кобзаре" 1840 года Шевченко устами кобзаря надеется: "Наша дума, наша пісня // Не вмре, не загине…// От де люде, наша слава, // Слава України". А отаман відповідає: "Та що й казать? // Кебети не маю. // А до того - Московщина, // Кругом чужі люде…" ("До Основ'яненка"). Уже в этом произведении поэт обозначил вражескую силу, погубившую Украину.
Об унижении исторического прошлого, наследия Украины Шевченко высказал свое мнение в "Розритій могилі" (1846–1847). Резко негативно поэт оценивает присягу гетмана Богдана Хмельницкого московскому царю: "Ой Богдане! // Нерозумний сину! // Подивись тепер на матір, // На свою Вкраїну…" Стервятники свое дело делают непрерывно: "Сини мої на чужині, // На чужій роботі. // Дніпро, брат мій, висихає, // Мене покидає, // І могили мої милі // Москаль розриває…". В то же время "перевертні нехай підростають та поможуть москалеві". Многое узнаем, не правда ли?
Поэт-пророк напоминает нам, сущим, что мы достойны лучшей судьбы, поскольку за нее поставили на кон свои лучшие силы: "За що ж боролись ми з ляхами? // За що ж ми різались з ордами? // За що скородили списами // Московські ребра?" ("Чигрине, Чигрине",1844). И наше общее горе: "…заснула Вкраїна, // Бур'яном укрилась, цвіллю зацвіла, // В калюжі, в болоті серце прогноїла // І в дупло холодне гадюк напустила, // А дітям надію в степу оддала. // А надію…// Вітер по полю розвіяв, // Хвиля морем рознесла". Можно ли еще сильнее прочувствовать боль Украины из-за вражеского нашествия, чем это явил миру поэт?
"Сон" Шевченко навеки стал костью в горле московским правителям. Украинская душа осматривает из поднебесья свою страну и видит еще немного Украины - в селах; а в городах - нет-нет: "А в городах, мов журавлі, // Замоштрували москалі; //…Церкви та палати, // Та пани пузаті, // І ні однісінької хати". И язык украинский там практически исчез, а вокруг - одни лизоблюды. Шевченко гениально изображает азиатскую форму устройства того государства - сплошная вертикальная властность и покорность: тот, кто над тобой, - абсолютный властитель, а кто под - полное ничто. Общий вывод Шевченко о северных "добродетелях" хорошо известен: "Це той первий, що розпинав // Нашу Україну, // А вторая доконала // Вдову сиротину. // Кати! кати! людоїди// Наїлись обоє, // Накралися; а що взяли // На той світ з собою?". Для московского царя у Шевченко есть и другие слова: "людоїде, змію", "лютий кате", "проклятий, проклятий", "медвідь" из берлоги и т.п. Вот это и есть Московия.
"Москаль" уничтожает историческую память украинцев, но вместе с тем Бог дает им надежду - апостол Петр впустит их в рай как мучеников: "Тойді у рай їх повпускаєш, // Як все москаль позабирає. // Як розкопа великий льох" ("Великий льох"). Шевченко напоминает и о большой петровско-меншиковской резне в Батурине после поражения шведско-украинского войска под Полтавой. Девичья душа (пташечка) сестричкам говорит:
"Я була ще недолітком,
Як Батурин славний
Москва вночі запалила,
Чечеля убила,
І малого, і старого
В Сейму потопила.
Я меж трупами валялась
У самих палатах
Мазепиних… Коло мене
І сестра, і мати
Зарізані, обнявшися,
Зо мною лежали…".
И сама девушка просила смерти, и "не вбили, а пустили москалям на грище!". А из-за наглой смерти ее душу в рай не пускают: "Мабуть, за те, що всякому // Служила, годила…// Що цареві московському // Коня напоїла!..".
И после Батурина Московия не оставила Украину в покое, везде безжалостно использовала украинцев как рабочий скот - и для военно-хозяйственных нужд, и чтобы смирить казацкий дух. Свирепствует Московия:
"Аж злішаю, як згадаю…
Батурин спалила,
Сулу в Ромні загатила
Тілько старшинам
Козацькими… а такими,
Просто козаками,
Фінляндію засіяла,
Насипала бурта
На Орелі… на Ладогу
Так гурти за гуртом
Виганяла та цареві
Болота гатила.
І славного Полуботка
В тюрмі задушила".
Кроме Батуринской трагедии, Шевченко вспоминает и о тысячах загубленных украинцев на строительстве новой имперской столицы, крепостей "украинской линии" на захваченных землях Запорожской Сечи, истязании приказного гетмана П.Полуботко и казацкой старшины за петицию о возвращении старых прав и свобод.
Нет таких эпитетов, которыми бы поэт не наделил москалей: "москаль незгірша штука: добре вміє гріти руки!"; "Ото указ надрюкують: // "По милості божій, // І ви наші, і все наше, // І гоже, й негоже!"; "Москалики що заздріли, // То все очухрали. // Могили вже розривають// Та грошей шукають". И большая беда Украины, что той вражеской силе свои же выродки-оборотни служат: "Байстрюки Єкатерини // Сараною сіли".
"Кавказ" Шевченко насквозь пронизан болью за Украину и ее сыновей. В ней самой - бесправие и гнет ("од молдованина до фіна на всіх язиках все мовчить, бо благоденствує!"). А украинцы должны свои головы класть где-то за царя-душегуба. Как искренний друг поэта Якова де Бальмена, погибшего в Даргинском походе в июле 1845 г., поэт говорит:
"І тебе загнали, мій друже єдиний,
Мій Якове добрий! Не за Україну,
А за її ката довелось пролить
Кров добру, не чорну.
Довелось запить
З московської чаші
московську отруту".
Поэт видит путь преодоления всех бед, и внешних, и внутренних, во взаимной любви и единении. Своеобразной установкой заблудшим сыновьям Украины является "дружнєє посланіє" Шевченко "І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні". "Нема на світі України, немає другого Дніпра", - вот основной мотив произведения. И поэтому - "схаменіться", "подивіться на рай тихий", "полюбіте", "розкуйтеся, братайтеся". И пророчески призывает:
"Схаменіться! будьте люди,
Бо лихо вам буде.
Розкуються незабаром
Заковані люде,
Настане суд, заговорять
І Дніпро, і гори!
І потече сторіками
Кров у синє море
Дітей ваших…".
Все творчество Тараса Шевченко пронизано болью за Украину и гордостью за Украину. Пророк постоянно обращается к людям: боритесь за Украину, любите Украину, заботьтесь об Украине.
Даже в каземате, в заключении, поэт своими мыслями - с земляками, с Родиной:
"Свою Україну любіть,
Любіть її… Во время люте,
В останню тяжкую минуту
За неї господа моліть".
("В казематі")
Господь Бог и сам несокрушимый дух национального Пророка всем нам, сущим, дают большую надежду:
"І на оновленій землі
Врага не буде, супостата,
А буде син, і буде мати,
І будуть люде на землі".
("І Архімед, і Галілей").