Путь к тоталитаризму вымощен утопией. Ведь чтобы воплотить нежизнеспособную идею, нужно применить силу и контроль.
"Добро пожаловать в рабство" - хочется написать над многочисленными пазликами утопически-райской картины "Страны Советов": бюстами Ленина и Сталина, вымпелами, наградами свиноводам и дояркам, сервизами с коммунистической символикой, зомбоящиками и красными флагами с серпом и молотом, представленными на выставке "Утопия тоталитаризма. Реальные миры Оруэлла: от СССР до РФ", которая ныне экспонируется в Национальном музее истории Украины. Выставка на уровне лучших европейских - символичная, образная, с современным многомерным дизайном.
Матрац и зомбоящик
"Выставочный проект визиализирует для посетителя два мира", - говорится в буклете выставки. Первый - мир Уинстона Смита, главного героя романа Джорджа Оруэлла "1984". Второй мир - реалии советской и нынешней российской систем, которые усматривают свою миссию в максимальном расширении зоны влияния и утверждении преступного устройства через соответствующую массовую пропаганду… Захожу в выставочный зал. Тесная прихожая. Под надписью на зеркале "Твой ум свободен?" - двери с обеих сторон. С одной стороны – слышатся голоса героев экранизированного романа Оруэлла, со второй звучат бравурные советские марши вперемешку с басней о "распятом мальчике" и прочими перлами современной российской пропаганды. Иду сначала к Оруэллу. Меня встречают обезличенные черно-серые фигуры на стенах, скрытая камера телеэкрана, который позволяет подсмотреть, что же делается в тоталитарном мире. Бросаются в глаза иллюстрации к роману "1984" молодого художника Андрея Шостака, передающие боль и отчаяние безысходности. Рядом цитаты из Оруэлла: "Война - это мир", "Правда - это ложь", "Свобода - это рабство". В уголке - комнатушка главного героя романа Уинстона Смита. "Министерство благосостояния" обеспечило ему минимальное: крышу над главой, железную скрипучую кровать со старым ватным матрацем, немного еды. На столе скромная тетрадь - дневник Уинстона. Рядом - бутылка с этикеткой "Победа" и одноименная пачка папирос. В таких условиях у человека нет сил думать о чем-то большем, он благодарен за "дары" партии. А кусочек шоколада расценивает как немыслимое благо.
По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника отдела истории ХХ века НМИУ Андрея Гуменюка, когда он увидел графические иллюстрации Андрея Шостака к роману Оруэлла "1984", то задумался, как можно объединить мир романа Оруэлла, советский тоталитаризм и современную российскую пропаганду. Авторы выставки - генеральный директор НМИУ Татьяна Сосновская, куратор Андрей Гуменюк, дизайнер Тамара Шевчук - стремились достичь эффекта, чтобы посетители почувствовали: что было бы, если бы тоталитаризму СССР или нацистской Германии удалось удержаться на сегодняшний день.
Слава КПСС - за обед в "Общепите"
На противоположной, от Оруэлловской, стороне выставочного зала размещены средства пропаганды. Сверху - бюсты вождя, "героев" Страны Советов, опутанные одной красной нитью, которая ведет к иконам… Сталина и Путина. На нижнем ярусе - радиоприемники, транзисторы, патефоны, допотопные телевизоры, магнитофоны, факсы и принтеры, современные гаджеты. Любопытно, что эти устройства годятся как для распространения пропаганды, так и для сопротивления ей - скажем, слушать "Голос Америки" или тиражировать самиздат. Здесь также вымпелы, флаги, значки, наградные вазы и кубки, чайные сервизы, книги. Вот вымпел "Лучшему кролиководу". Кубок "Лучшему молодому оператору по выращиванию свиней". "Этими вымпелами, флагами, тарелками и чашками постоянно зомбировали население. Даже доедая свой скромный обод, женщины и мужчины видели на тарелке надпись "Общепит" или "Слава КПСС", - объясняет Андрей Гуменюк. - Жалею, что газету "Правда" здесь не положил. Ведь Ленин создал ее будто согласно рекомендации оруэлловского "министерства правды".
Посредине, между мирами антиутопии Оруэлла и реализованного тоталитаризма, - черный гроб. На нем на больших прозрачных плоскостях, друг за другом портреты: Ленин, Сталин, Путин и "Большой Брат". Если смотреть анфас, они все вместе образуют лик демона. Гроб символизирует "конечную цель", к которой приводит тоталитаризм - уничтожение всего вокруг и, наконец, самоуничтожение. Стоя на этой грани, чувствуешь: пропаганда - это красивая обертка горькой пилюли, которой людей заманивали в бездну.
Сталинский тоталитаризм был самым кровавым. Казалось, когда этот садист сдох, контроль над человеком ослаб. Впрочем, сознание уже было настолько изменено предыдущими ужасами, что властям оставалось только поддерживать его в "надлежащем состоянии". Последствия жесткой и "мягкой" фаз тоталитаризма мы видим и сегодня. Это слепая вера в СССР, ностальгия по "советской картинке мира" и тотальная нехватка собственного мнения. Из-за этого население массово поддается фейкам, обещаниям волшебного "светлого будущего".
"Очень много молодых людей, которые не жили в СССР, ностальгируют по нему, - подчеркивает куратор выставки Андрей Гуменюк. - Идеология, которая в течение 30 лет почти не подпитывалась специальными усилиями сверху, все еще оказывает влияние. Впрочем, меня уже не удивляет, почему люди, зная о массовых убийствах и живя в постоянном страхе, свято верили в "светлое будущее". Либо почему человек, стоя в очереди к полупустым прилавкам, был убежден в могуществе Советского Союза. Или как можно было унижено следить, чтобы "достать" новые штаны или кусок мяса, которые "выбросят" на лотки, и вместе с тем гордиться тем, что СССР запускает ракеты в космос и бряцает оружием перед Европой и Америкой. Артефакты пропаганды у нас на выставке дают ответ на эти вопросы".
Трезвость декоммунизации
Одна из причин того, что до сих пор сознание людей находится в "скрепах" советских мифов, - их крепко держат в плену пропагандистские праздничные картинки, создавая красивую веселую обертку для страшного, античеловеческого. Такую пропаганду до сих пор не рассматривали с точки зрения влияния на психику человека, на его сознание и поведение. "Людям нужно объяснять суть этих явлений: что на самом деле тогда происходило и к чему в конце концов привело, и еще дальше могло привести, - убежден Андрей Гуменюк. - Идея выставки - развенчать эти мифы. Если сравнить красивое описание коммунистического рая и реальность, сразу становится понятно, что людей просто обманывали".
Становится понятным, что декоммунизация - это не только переименование улиц и изъятие с площадей памятников "вождям", но и просветление сознания, восстановление свободы мысли. Лишившись многочисленных зрительных и слуховых напоминаний, люди постепенно протрезвеют, вернется достоинство. Об этом свидетельствует и то, что едва лишь мы начали декоммунизацию, правопреемница СССР активизировала попытки вернуть нас в замкнутый круг тоталитаризма.
"В 2013 г. Россия увидела, что начинает проигрывать свою информационную войну в Украине, что мы стали реально выходить из-под ее контроля. И оккупировала часть Украины, - объясняет Андрей Гуменюк, защищавший свободу и целостность Украины в войне на Востоке. - Причем РФ ведет внешнюю войну не только с Украиной, но и с Европой. Тоталитарное государство не может существовать, когда вокруг него демократические страны. По Оруэллу, весь земной шар стал тоталитарным, и трем мегадержавам просто нужно было держать баланс, играя на мобилизационной нотке "внешнего врага". Так же и в СССР нагнетали страх и активность относительно "внутренних врагов". Людей убеждали, что страна нашпигована агентами вражеских спецслужб. И люди после многочисленных зомбирующих повторений и соответствующих картинок, размещенных в людных местах, начинали верить, что среди их знакомых, родственников и друзей есть лица, завербованные иностранной разведкой".
Андрей Гуменюк объясняет: если в Украине конфликт заморозится, россияне найдут другого врага. Иначе их страна распадется. "Когда РФ преодолеет всех внешних врагов, то либо на Марс полетит, либо самоуничтожится, - убежден историк. - Весь мир должен объединяться, чтобы освободиться от России". И такие выставки, как "Утопия тоталитаризма", - это одна из возможностей показать украинцам и миру, какова на самом деле цель России и под какими масками она ее продвигает.