"Семь историй киевского метро"

Поделиться
"Семь историй киевского метро" Камера съезда у станции «Кловская»
Неизвестные страницы самого важного городского вида транспорта.

На днях в издательстве "ВАРТО", специализирующемся на выпуске киевоведческой литературы, вышла из печати новая книга авторства известного исследователя столичной подземки Олега Тоцкого.

В течение долгих лет он кропотливо собирал малоизвестные факты о киевском метро, работал с архивными материалами, опрашивал сотрудников метрополитена и ветеранов метростроя, сам неоднократно спускался под землю в самые труднодоступные места городской транспортной магистрали.

Стоит сказать, что сегодня читателя трудно удивить чем-то новым, ведь Интернет во многом нивелировал ценность бумажных книг и документов и предоставил легкий доступ к огромным пластам исторических, а часто и псевдоисторических данных. Искушенные же исследователи знают, что почерпнуть уникальную и, главное, по-настоящему выверенную информацию можно лишь в специальной литературе, а это требует труда и понимания, что и где искать. Книга Олега Тоцкого вобрала в себя самые невероятные, но проверенные факты из истории киевского метро. Последние годы становятся популярными экскурсии по станциям киевского метрополитена. К сожалению, завлекая людей на подобные мероприятия, некоторые экскурсоводы злоупотребляют тем, что передергивают факты или рассказывают сочиненные на ходу небылицы.

Поезд проезжает станцию-«призрак» «Львовская брама»
Поезд проезжает станцию-«призрак» «Львовская брама»

Практически вся предыдущая научно-популярная литература, выпущенная по этой теме, показывала наш "сабвэй" лишь с парадной стороны. Львиную долю бумажной продукции издавала сама администрация киевской подземки. Чаще всего это были книги, приуроченные и выпущенные к различным юбилеям. А вот в новом издании Олега Тоцкого раскрываются многие "неудобные" факты как советского периода, так и времен независимости Украины. Кто сегодня помнит о трагической смерти метростроителей в процессе проходки тоннелей под водами древней реки Лыбедь? А ведь это произошло всего лишь 10 лет назад: 25 ноября 2008 г., при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах, на строящемся перегоне "Лыбедская"-"Демиевская" погибли двое рабочих.

Боковой зал станции «Львовская брама»
Боковой зал станции «Львовская брама»

Но, конечно, автор не концентрируется на негативе. Целая глава в книге посвящена созданию прекрасной станции киевского метрополитена "Золотые ворота". Это захватывающая, хотя местами и драматическая история. Многие слышали, что станция считается самой красивой не только в нашем метро, но и одной из лучших на всем постсоветском пространстве. А ведь ее строительство пришлось на "экономные" 1980-е, когда от прежнего имперского размаха остались лишь воспоминания. Не последнюю роль в этом сыграла и обнулившая бюджет Чернобыльская катастрофа, так что "пояса затягивали" во всем. В главе о "Золотых воротах" раскрываются секреты процесса создания уникальных мозаик. На них изображены не только древнерусские орнаменты, но и церкви и исторические персонажи времен Киевской Руси, а это было совершенно несвойственно эпохе заката СССР.

Станция «Олимпийская»
Станция «Олимпийская»

Наверняка читателям будет интересно узнать и о заброшенных тоннелях, появившихся после строительства метрополитена. Сейчас эти атмосферные места достойны стать локациями для съемок голливудских фильмов в жанре "постапокалипсис" или быть описанными в фантастических романах.

К неотъемлемым достоинствам книги нужно отнести еще и большое количество интересных фотографий. Причем здесь удачно чередуются редкие архивные снимки, часть из которых публикуется впервые, и современные авторские фотографии. Уникальность съемки Олега Тоцкого в том, что большинство кадров сделаны в недоступных для простого пассажира местах - "рабочих" тоннелях, подплатформенных и подэскалаторных помещениях, вентиляционных шахтах и простых "бытовках" электромонтеров. Автор неоднократно бывал и на т.н. станциях-"призраках". Оказывается, их в нашем метро три. Но на слуху лишь недостроенная "Львовская брама". Однако выясняется, что есть еще недостроенная "Теличка" и уж совсем таинственная станция "Герцена", которая проектировалась под зданием бывшей Высшей партийной школы на Лукьяновке. Кроме того, читатель сможет увидеть, как выглядят привычные для всех станции без людского присутствия - в ночное время они зачастую напоминают подземные храмы. Все это и есть скрытая от нас подноготная метро, его внутренняя суть.

Ночной вид станции «Золотые ворота»
Ночной вид станции «Золотые ворота»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме