Общественные слушания "Новое имя столицы степного края" наделали немало шума в городе и стали еще одним шагом в процессе декоммунизации областного центра. Один из старейшин местного краеведения Юрий Мативос справедливо отмечает, что в соответствующие законы следовало бы добавить и слово "деколонизация". Еще несколько лет назад он обращался с таким предложением к нескольким народным депутатам, но, к сожалению, не был услышан. Хотя и такая формулировка вряд ли помогла бы избежать страстей, бурлящих вокруг будущего названия областного центра.
Следует отметить, что переименование улиц не вызывает таких эмоций. Очевидно потому, что топонимическая комиссия, руководствуясь принципом краеведоцентризма, старается учитывать и предложения жителей. Таким образом, она формирует на утверждение сессии городского совета список новых названий улиц, в которых отражена и украинская история, и региональные особенности, не забыты и новые герои, отдавшие свои жизни за Отчизну уже в наши дни.
Название же города остается линией противостояния, вокруг которой страсти только накаляются.
"Не надо стыдиться имперского!"
Камень преткновения для дискутирующих бывшее название - Елисаветград, которое остается чрезвычайно привлекательным для части жителей города. Хотя краеведы утверждают, что первые поселения у крепости святой Елизаветы назывались Подол, а официально город получил имя Елисаветград фактически после уничтожения Запорожской Сечи, все же часть интеллигенции упорно транслирует обществу, что областной центр должен вернуть себе только это название.
Их оппоненты, усматривая в нем, да и во всей тогдашний политике России, имперские поползновения (именно из крепости святой Елизаветы были отправлены отряды, уничтожившие Сечь), предлагают выбрать для города украинское название.
Сторонники Елисаветграда, под влиянием антироссийских настроений, вызванных агрессией Кремля, некоторое время не пропагандировали активно свою позицию, даже в соцсетях не получили той поддержки, которую, очевидно, ожидали. Но накануне общественных слушаний они созвали два заседания, получившие значительный резонанс. Он возник именно потому, что организаторы этих мероприятий, с одной стороны, пытались скрыть от широкой общественности место и время собрания, с другой - должны были как-то оповестить о них своих единомышленников, и выяснилось, что тут не обойтись без соцсетей. Ну а там уже скрыть что-либо сложно, потому на круглый стол сторонников Елисаветграда попали и некоторые из оппонентов, и журналисты. Среди аргументов, звучавших в ходе этого заседания, не было ничего нового: святая Елизавета должна быть покровительницей города, улицы тоже нужно называть именами святых, это - наша история, от которой не нужно отказываться, царица не была врагом Украины, любила украинца Разумовского и много хорошего сделала для нас.
Музейный работник Елена Класовая договорилась до того, что первый храм города, дескать, относился к Киевской митрополии, а это должно свидетельствовать о лояльности к Украине тогдашней элиты и горожан. Но ведь она должна была знать, что Киевская митрополия еще почти за сто лет до этого фактически утратила самостоятельность, коварством и подкупом была передана Москве и только формально сохраняла свое название и обособленность.
Собрание сторонников Елисаветграда демонстрировало воинствующее незнание истории края и, главное, агрессивное нежелание ее знать. Но это неудивительно. Внимание масс привлекло видео, на котором ведущая круглого стола Элина Мароко пыталась вытолкать из зала представителя добровольческого отряда "Правый сектор", который попробовал доказать присутствующим, что они своими действиями призывают в город "русский мир". Все это очень похоже на еще свежее в памяти упрямство коммунистов и пожилых людей, которые упорно, вопреки всем ссылкам на факты прошлого, твердили, что их история - Кировоград, и ее ни в коем случае менять нельзя.
На заседание почетных граждан города, созванное главой правления Кировоградского отделения Союза предпринимателей и промышленников Евгением Бахмачем, оппоненты не попали, потому здесь все было степенно и тихо, хотя по уровню аргументации - еще хуже. Например, бывший директор завода (пятеро из восьми участников беседы - глубокие пенсионеры) Виктор Желтобрюх, после продолжительного молчания, словно очнувшись ото сна, спросил:
- А что, есть какие-то другие варианты названия города?
Это при том, что публичная дискуссия продолжается уже не один месяц! А архитектор Виталий Кривенко почему-то заявил, что с возвращением названия Елисаветград возродится и Кропивницкий (один из предложенных вариантов названия города). Почему он должен возродиться и как - загадка. Здесь откровенно и недвусмысленно прозвучал призыв: "Не надо стыдиться имперского!"
И хотя заседание проходило спокойно, закончилось оно довольно агрессивным заверением Евгения Бахмача: "Мы заставим их (очевидно, народных депутатов. - С.О.) принять наше решение! Заставим, никуда они не денутся!" При этом и он, и другие ораторы уверяли, что большинство горожан поддерживают название Елисаветград, ссылаясь на результаты опроса, представленные общественности кандидатом социологических наук Эдуардом Клюенко. По его данным, 40% кировоградцев склоняются к возвращению названия Елисаветград. И это неудивительно, поскольку значительная часть горожан никогда не смотрели и даже не пытались взглянуть на прошлое края украинскими глазами.
"Чуда не будет, если мы сами не изменимся…"
Сторонники украинского названия (а их предлагается несколько) как раз пытались акцентировать внимание на фактах украинской истории края, созвав в начале лета всеукраинскую научно-практическую конференцию "Процессы переименования в топонимике как ценностный выбор украинского общества".
Инициировали ее проведение областная организация Всеукраинского общества "Просвіта" и общественная организация "Cпільна дія" под эгидой Украинского института национальной памяти, Института украинской археографии и источниковедения имени М.Грушевского НАН Украины, Кировоградского государственного педагогического университета имени В.Винниченко. Поддержал проведение конференции и приобщилcя к ее организации и Кировоградский городской совет.
Следует сразу отметить, что конференция вызвала неожиданно большой интерес и среди активной общественности города, и среди ученых и общественных деятелей других регионов Украины. Кировоград посетили ученые из Киева, Одессы, Запорожья, Днепропетровска, Тернополя, Нежина, Артемовска. Среди них и довольно известные: Владимир Вьятрович, Тарас Чухлиб, Владимир Панченко, Виктор Брехуненко, Владимир Петрук, Анатолий Пивовар. В рамках конференции работали две секции: "Упорядочение топонимического ландшафта в контексте процессов декоммунизации" и "Историко-этнологические, географические и социокультурные аспекты процессов переименования".
Из многих интересных и содержательных выступлений хочется отметить несколько основополагающих моментов. "Мы удивляемся, что преступления власти на Майдане или факты масштабной коррупции не осуждены, им до сих пор не дана надлежащая правовая оценка. Очевидно, это следствие того, что исторические преступления Российской империи в Украине не осуждены окончательно" (Владимир Вьятрович). "Крепость была построена на захваченных у украинского народа землях" (Тарас Чухлиб). "ГУЛАГ, Соловки - это продолжение Манифеста Коммунистической партии, декоммунизация предусматривает возвращение человеку чувства собственника, изменение системы отношений государства и человека, отход от унификации, возвращение национальной памяти, декоммунизация - это неизбежная дерусификация, Кировоград и Елисаветград - это одно и то же" (Владимир Панченко).
Не повторяя десяток вариантов, звучавших ранее, следует отметить, что конференция в значительной степени сосредоточила свое внимание на периоде казацкой эпохи, ее особенностях на территории нашего края. Обобщенное впечатление следующее: после распада СССР и исчезновения запретов на работу с архивными документами перед нами выразительнее предстал ближайший пласт истории - строительство крепости, основание города, развитие его во времена Российской империи. Эта страница, более или менее осмысленная и исследованная, отходит теперь на второй план, приближая к нам козацкую эпоху. И хотя звучали предостережения, что не стоит его идеализировать и что мы ищем новое название не только для города, но и для области (Анатолий Пивовар), на многих произвело впечатление то, что на некоторых старинных западноевропейских картах поселения на территориях, где теперь находится наш город, обозначены как Ингулгород (Виктор Брехуненко). В современной интерпретации - Ингульск.
Почему-то на маргинесах конференции оказался доклад кандидата исторических наук Владимира Петрука, который единственный предложил заглянуть в более глубокий пласт нашего прошлого - времена скифов-пахарей, когда наши степи были ареной мировой истории. Варианты названий, касающиеся этого периода, также должны быть обсуждены, проанализированы и донесены до массового сознания жителей края.
Сторонники названия Елисаветград пренебрежительно называют ораторов на конференции псевдоучеными, а их выступления - проплаченными. Эти две основные позиции и столкнулись в ходе общественных слушаний. Среди украинских названий ораторы отстаивали также - Златополь, Кропивницкий, Козацкий, Благомир, Эксампей… Слушания не пришли к общему решению, а это означает, что будет проводиться опрос, на который городской совет уже выделил 600 тыс. грн. Правда, для него нет регламентирующих документов: ЦИК запретила проводить опрос вместе с местными выборами. Потому как это будет происходить, пока неизвестно.
И хотя, как отметил ректор Кировоградского педагогического университета Олег Семенюк, вряд ли можно найти такое название, которое устроит всех, хочется верить, что ко дню Свободы и Достоинства наш город получит новое украинское название. Но чтобы осуществилось эта надежда, высказанная В.Вьятровичем, и ученым, и активистам, и всей общине еще предстоит много поработать. Очевидно, елисаветофилам и елисаветофобам надо не страсти разжигать, а искать точки соприкосновения и взаимопонимания, ведь, как справедливо заметил в ходе слушаний епископ УПЦ КП отец Марк, ни одна святая не принесет нам чуда, пока мы сами не начнем меняться и вести себя по-христиански.