Принимая в апреле 2015 г. Закон Украины "О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 гг.", украинские парламентарии справедливо констатировали: архивы являются неотъемлемым и незаменимым элементом исторического наследия украинского народа и гарантируют сохранение человеческой памяти.
Закрытость архивов в течение длительного времени, отсутствие четкой и понятной идеологии, направленной на стратегическое развитие страны, стали одной из предпосылок аннексии полуострова Крым и военного конфликта на территории Донецкой и Луганской областей. С принятием этого и ряда других законодательных актов Верховная Рада Украины окончательно разорвала связи с пережитками тоталитарного наследия Советского Союза. Творчески сотрудничая многие годы с архивными учреждениями Украины, прежде всего в сфере воспроизведения объективной истории становления и развития сельскохозяйственного исследовательского дела с широким персонифицированным наполнением, я вынужден констатировать, что, по большому счету, предусмотренные новым законом изменения в малой степени улучшили ситуацию в утверждении национальной идеи.
Анализ итогов деятельности за 2015–2016 гг., приоритетов в работе Государственной архивной службы Украины и решений коллегий, которые стали доступными в информационном пространстве, подтвердил неудовлетворительное состояние отечественной архивной отрасли.
Конечно, кто-то заметит, что сейчас вся страна находится далеко не в лучшем положении, но относительно архивов такое сравнение не совсем корректное. В то время, как государство активно реформируется, каждое министерство и ведомство предлагает и внедряет новые модели управления, архивная отрасль почему-то не эволюционирует "по Дарвину", а наоборот - с каждым днем откатывается в прошлое. На сегодняшний день ее представляют 13 центральных государственных архивных учреждений, 12 отраслевых госархивов, 24 госархива областей, государственный архив г. Киева, 464 архивных отдела райгосадминистраций, 132 архивных отдела городских рад и 4 городских архива. Вопреки такой разветвленности, мощное материально-техническое наследие, оставшееся от Советского Союза, уже полностью исчерпано, и система незамедлительно нуждается в европейских изменениях.
За 26 лет независимости в Украине не построено ни одно здание для госархивов. Начатое в 2007-м строительство новых корпусов для центральных государственных архивных учреждений прекратилось в 2012-м, а стройплощадка постепенно превращается в мусорную свалку, недешевое оборудование исчезает при загадочных обстоятельствах. По этому поводу в памяти всплывают строки Лины Костенко: "Ще назва є, а річки вже немає…".
Значительное количество госархивов находятся в помещениях, непригодных для хранения архивных документов (прежде всего в культовых сооружениях): Центральный государственный научно-технический архив Украины, Центральный государственный исторический архив Украины (г. Львов), Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины, государственные архивы Винницкой, Львовской, Одесской, Тернопольской, Черновицкой и Черниговской областей. Нерешенным остается вопрос о перемещении фондов государственных архивов Харьковской и Одесской областей из аварийных зданий.
Согласно Закону Украины "О свободе совести и религиозных организациях" и указу президента Украины "О мероприятиях по возвращению религиозным организациям культового имущества", культовые здания и имущество, находящиеся на балансе областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Автономной Республике Крым - правительства этой республики на протяжении 1992–1997 гг., должны были быть переданы в бесплатное пользование или возвращены в собственность религиозным организациям по их обращению. Отсутствие решения этого вопроса приводит к кризисным и конфликтным ситуациям, повышает социальное напряжение в обществе. Ярким примером является передача помещения Государственного архива Одесской области (бывшая синагога Бродского) решением Одесской областной рады №156-VII от 26.05.2016 г. в собственность Одесской иудейской религиозной общине "Хабад-Шомрей Шабос". Насмешкой над национальной памятью украинского народа стало решение о перемещении этого архива в разрушенное здание психиатрической больницы за пределами Одессы. Из-за этого прецедента и отсутствия активного реагирования со стороны руководства Государственной архивной службы Украины документы Национального архивного фонда Украины, хранящиеся в архивах, размещенных в культовых зданиях, могли оказаться на улице. Со временем, только благодаря активным протестам общественности, Одесская городская рада частично пересмотрела свое решение и анонсировала выделение средств на достройку помещения областного архива.
Неудовлетворительным остается техническое состояние архивных сооружений. Они исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта, а некоторые из них находятся в аварийном состоянии. Ветхость электрических и отопительных сетей, систем водоснабжения и водоотвода служат причиной пожаров и затоплений архивохранилищ. Так, в Каменец-Подольском короткое замыкание привело к безвозвратной потере истории Подолья.
Заполнение архивохранилищ составляет свыше 95% и стремительно приближается к критической отметке, за которой архивы будут не в состоянии принимать на хранение новые поступления документов. По разным данным, в целом архивы Украины уже не приняли на государственное хранение более 2 млн дел Национального архивного фонда.
Существуют и другие не менее важные для полноценного функционирования проблемы. Так, 80% архивных учреждений Украины не обеспечены вневедомственной охраной, из них 50% - центральные государственные архивы и 52% - государственные архивы областей. Из-за отсутствия финансирования из государственного бюджета на охрану в ряде государственных архивов сотрудники вынуждены сами дежурить ночью. Не оборудованы охранной сигнализацией 43% архивных учреждений, из них 25% - центральных государственных архивов и 20% государственных архивов областей. Пожарной сигнализации нет в 44% архивных учреждений, из них 50% - это центральные государственные архивы и 26% - государственные архивы областей. Ни одно из архивохранилищ Украины не оснащено современными системами пожаротушения.
Государственные архивы Украины уже давно не получают финансирования на реставрацию документов. Реставрационные лаборатории, созданные и оборудованные еще в советское время, не способны обеспечить надлежащий уровень реставрации современными методами. Страховое копирование документов (пленка) в государственных архивах Украины фактически прекратилось из-за отсутствия оборудования и расходных материалов. Переведение документов в цифровой формат осуществляется только в случае заключения архивами договоров с международными организациями и иностранными архивами, и преимущественно на оборудовании, переданном архивам этими учреждениями на время выполнения проекта. До сих пор не приняты меры по созданию единой информсистемы для обеспечения интеллектуального доступа к документам Национального архивного фонда Украины. Госархивы фактически на энтузиазме поддерживают собственные веб-ресурсы, которые не имеют единого формата и соответствующих систем защиты информации, отличаются по степени информационного наполнения.
После окончания действия Госпрограммы развития архивного дела на 2006–2010 гг. нынешнее руководство Государственной архивной службы Украины не приняло никаких мер для улучшения финансирования архивов, завершения реконструкции Комплекса сооружений центральных государственных архивных учреждений, разработки государственной программы по обеспечению сохранности документов Национального архивного фонда.
Государственная архивная служба Украины по сути дистанцировалась от решения вопроса возобновления деятельности госархивов Донецкой и Луганской областей, которые вынуждены, выехав из оккупированных городов, своими силами организовывать работу.
Кадровое обеспечение отрасли
Настоящей катастрофой для государственных архивов Украины стало сокращение сотрудников, штатная численность которых и раньше не отвечала нормативным требованиям.
Анализ структур областных госадминистраций показал сокращение на 20–30% штатной численности работников государственных архивов многих областей. В процессе оптимизации структуры местных госадминистраций, ряда районных государственных администраций и органов местного самоуправления, вопреки требованиям ст. 28 Закона Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях", на протяжении 2015–2016 гг. фактически ликвидированы более 100 архивных отделов в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Полтавской, Сумской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской областях путем преобразования их в архивные сектора или возложения выполнения обязанностей на другие структурные подразделения.
Государственная архивная служба Украины как центральный орган исполнительной власти, на который возложена задача контролировать деятельность архивных учреждений, фактически устранилась от решения этих проблем и не приняла меры для сохранности имеющейся штатной численности работников архивных учреждений. Прежде всего это касается внесения изменений в постановление Кабмина Украины "Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделов и местных государственных администраций" (ряд центральных органов исполнительной власти своевременно подал предложения в Кабмин и сохранил штатную численность работников в своих территориальных подразделениях).
Фактически брошенные на произвол судьбы рядовые архивисты пытаются самостоятельно защитить от разрушения "дело своей жизни" и право на труд. Так, Винницкий и Черкасский окружные административные суды своими постановлениями обязали глав Липовецкой и Драбовской райгосадминистраций восстановить ликвидированные архивные отделы и восстановить в должностях их руководителей. Этими беспрецедентными, решениями украинские суды делегитимизировали решения местных госадминистраций, которыми ставилось под сомнение само существование архивного дела в Украине.
Сокращение штатов архивных учреждений резко сказалось на выполнении задач и обязанностей, возложенных на них государством. Сегодня архивными учреждениями фактически не осуществляется контроль и предоставление помощи учреждениям, предприятиям и организациям по вопросам организации делопроизводства и деятельности архивных подразделов, обеспечение хранения документов Национального архивного фонда и архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых и других правоотношений работодателей и работников, своевременного выполнения социально-правовых и других запросов граждан.
Нужно отметить, что центральный аппарат Государственной архивной службы Украины укомплектовывается кадрами без соответствующего профессионального образования и опыта работы в архивах, для которых проблемы архивных учреждений, к сожалению, являются абсолютно чужими. Текучесть кадров в условиях непонятных решений по выплате заработной платы приобрела катастрофический масштаб: уволено свыше 70% коллектива, стаж работы которых составлял от 5 до 15 лет; в отдельных структурных подразделах за последние два года состав работников менялся три-четыре раза. Как показывают соответствующие акты проверок Национального агентства по вопросам государственной службы, зафиксированы факты необоснованного увольнения работников и грубого нарушения требований Закона Украины "О государственной службе".
Реформирование отрасли
Остро стоит вопрос разработки новой модели архивной системы в условиях проведения административно-территориальной реформы, которая является приоритетом деятельности Кабинета министров Украины в 2017 г. и находится на постоянном контроле.
Реформа децентрализации власти и создание объединенных территориальных громад меняют систему административно-территориального устройства Украины, структуру органов государственной власти, местного самоуправления и распределения бюджетов. В контексте этой реформы в архивной отрасли возникает несколько проблем: 1) прием на хранение документов ликвидированных государственных органов и органов местного самоуправления; 2) определение будущего подчинения и финансирования государственных архивных учреждений; 3) границы значительного количества районов будут пересмотрены, ряд районов - ликвидирован, что послужит причиной перераспределения источников комплектования между архивными отделами райгосадминистраций разных районов.
Однако самым главным остается вопрос финансирования деятельности государственных архивных учреждений. Государственные архивы областей и архивные отделы районных государственных администраций сейчас являются структурными подразделами соответствующих местных госадминистраций, которые как главные распорядители средств осуществляют их финансирование из государственного бюджета Украины. Проектом Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)" предложено ликвидировать местные государственные администрации и создать институт префектов, на которых будет возлагаться функция координации и организации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти. Но местные государственные архивные учреждения к ним не относятся. Ликвидация местных госадминистраций приведет к прекращению финансирования государственных архивных учреждений из государственного бюджета.
Реализация реформы децентрализации власти служит причиной глубоких изменений системы архивных учреждений Украины, а значит, необходимо разработать принципиально другие принципы функционирования архивной отрасли, принять новую редакцию Закона Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" и другие нормативно-правовые акты.
К сожалению, Государственная архивная служба Украины - центральный орган исполнительной власти, реализующая государственную политику в сфере архивного дела и делопроизводства, не довела к сведению президента, премьер-министра, Кабмина, Министерства юстиции, Министерства финансов ни один из проблемных вопросов архивной отрасли, не подала предложений о путях их решения.
Создается впечатление, что Укргосархив дистанцировался от местных государственных архивных учреждений, считая, что за состояние архивной отрасли в областях и районах отвечают главы местных госадминистраций, директора государственных архивов областей и начальники архивных отделов райгосадминистраций.
Неудовлетворительное состояние организации работы Государственной архивной службы показала проверка Государственной финансовой инспекции, которая в прошлом году одновременно проверила не только Государственную архивную службу, но и все учреждения, относящиеся к сфере ее управления. По результатам проверки Государственная финансовая инспекция констатировала, что в 2014–2016 гг. руководство Укргосархива не приняло мер для устранения недостатков, выявленных Счетной палатой в 2014 г., и, как результат, государству были нанесены значительные убытки1. Прежде всего это касается предоставления платных услуг учреждениями, непосредственно подчиняющимися Государственной архивной службе. Предоставляя платные услуги они пользуются нормативно-правовыми актами, разработанными более 15 лет назад. Указанные документы содержат ссылку на утратившие силу нормативно-правовые акты, ряд их положений не отвечает требованиям действующего законодательства, не учитывает изменений экономической ситуации в стране. Как следствие - архивные учреждения Украины вынуждены предоставлять платные услуги с нарушением требований действующего законодательства. Расчетные потери девяти центральных государственных архивов Украины за 2014-й - первую половину 2016-го составляют
4,7 миллиона гривен.
Аудиторы установили факт проведения в 2015 г. ответственными работниками ДЭКС ЦГАУ фиктивной инвентаризации с целью скрыть исчезновение оборудования трансформаторной подстанции на сумму свыше 4,1 млн грн., разворовывание новейшего вентиляционного оборудования, которое планировалось установить в реконструированном архивном комплексе.
Реагируя на многочисленные обращения общественности, народных депутатов и государственных контролирующих органов, Министерство юстиции Украины в ноябре и декабре 2016 г. провело комплексную проверку деятельности Государственной архивной службы. Выводы неутешительные - невозможность этого важного в свете евроинтеграции государственного органа выполнять возложенные на него задачи и обязанности. Члены комиссии рекомендовали уволить руководство Укргосархива и привлечь к уголовной ответственности за совершенные служебные преступления.
Наверное, по-другому сегодня нельзя, потому что архивные, как и музейные и библиотечные работники Украины, тоже находятся на "боевом посту", выполняя свою архиважную функцию - сохранение генетической идентификации нации в виде артефактов нашей истории побед и поражений и, главное, - как писал Гете, - ошибок. Строя свободное и независимое европейское государство, давайте помнить слова выдающегося украинца Вячеслава Липинского: "Никто из нас не создаст нацию, если мы сами не захотим ею стать!".
1Марчук Т. "Чорні діри" державних архівів // Фінансовий контроль. – 2016. №10 (129). - С. 42–44.