Музы на службе Ареса

07 ноября, 2014, 21:40 Распечатать Выпуск № 41, 7 ноября-14 ноября 2014г.
Отправить
Отправить

Военная пресс-служба Габсбургов в Великой войне

Музы на службе Ареса

Первая мировая война (1914–1918) стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором далеко не последнюю роль сыграла пропаганда. Чтобы не отдавать все на откуп гражданским журналистам, военные власти всех воюющих государств создавали специальные органы, которые не только контролировали исходящую информацию, но и направляли ее в правильное для них идеологическое русло. Не стоит думать, что туда отбирали исключительно твердолобых пропагандистов. Многим удалось доказать свои таланты после войны на мирном поприще.

В вооруженных силах Австро-Венгрии органом управления идеологической пропаганды стала "Военная пресс-служба" (KPQ), сформированная приказом от 28 июля 1914 г. при верховном командовании. Ее возглавил оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен. В марте 1917 г. на этом посту до конца войны его сменил оберст Генштаба Вильгельм Эйснер-Бубна.

В 1914 г. было создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства "Телеграфное бюро". Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ стало его подразделением. В течении войны к сотрудничеству было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, из которых 346 были художниками! Конечно, большая часть сотрудников были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и такие, которые за пропагандистской работой скрывались от фронта, и даже такие, которых насильно привлекли против их желания.

Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов. Все сотрудники полностью находились на государственном содержании, им выдавали обмундирование и к нему специальные черно-желтые нарукавные повязки с надписями белого цвета "PRESSE", "KUNST" или "KRIEGSPRESSEQUARTIER".

Военный корреспондент на фронте.
Военный корреспондент на фронте.

Журналисты

К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь многих выдающихся "мастеров пера". Вот только некоторые из них.

Писатель и в будущем командир венской Красной Гвардии в 1918 г., участник Гражданской войны в Испании на стороне республиканцев, немецко-чешский писатель Эгон Эрвин Киш (1885–1948), который считается одним из величайших репортеров в истории журналистики. Он говорил о репортаже как "форме искусства и борьбы". В октябре 1904 г. по окончании школы в Праге пошел "однолетним добровольцем" в армию, но из-за постоянных конфликтов со своим начальством, которое считало его анархистом, большую часть службы провел под арестом. Поэтому звания офицера резерва не получил и был уволен в запас в звании капрала. Одним из самых ярких эпизодов в предвоенной профессиональной деятельности Киша стало освещение событий вокруг скандального дела Редля. В начале Первой мировой войны Киш был призван в родной полк и отправлен на фронт в Сербию. Вместе со своими товарищами пережил позор первого поражения на реке Дрина. С февраля 1915 г. воевал на Восточном фронте; 18 марта был тяжело ранен. После выписки из больницы был признан непригодным к воинской службе. В 1916 г. работал в Дьюле (Венгрия) военным цензором в этапной команде. В 1917 г. он (уже в звании лейтенанта) написал прошение о переводе в Вену в военную пресс-службу, где был поставлен приводить пресс-релизы в соответствие с официальной габсбургской пропагандой.

Писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Лео Перуц (1882–1957). Его отец торговал текстилем в городке Раковник в 50 км от Праги. 1 октября 1903 г. Леопольд поступил "однолетним добровольцем" в 8-й Пражский ландверный пехотный полк. Однако насколько плохим учеником он был в нескольких школах, настолько плохим оказался и на военной службе, потому что его оставили дослуживать на общих основаниях второй год. Он вышел в запас лишь в звании капрала. Так как писатель страдал близорукостью, то с началом Первой мировой его не призвали. Только в августе 1915 г. он был направлен на четырехмесячный курс военной подготовки под Будапешт, а в конце марта 1916 г. отправлен на Восточный фронт, где под Рогатином 4 июля получил легкое огнестрельное ранение. Впоследствии он все же был произведен в лейтенанты и в августе 1917 г. направлен на работу в военную пресс-службу.

Журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (работала под псевдонимом Пауль Михаэли, 1874–1956). В 1914 г. Алиса стала одним из организаторов благотворительной организации "Черно-желтый крест", заботившейся о воинах. В 1915 г. начала сотрудничество с военной пресс-службой и писала корреспонденцию из Доломитовых Альп, с Сербского (Южного) фронта и с фронта на реке Изонцо - фронты в горах ей были близки, так как она была заядлым альпинистом. За благотворительную деятельность Шалек в 1917 г. была награждена Золотым Крестом заслуг с Короной на ленте Медали за храбрость - очень необычная награда для женщины. В этом же году она оставила профессию военного репортера, предположительно из-за того, что ее патриотические отзывы о войне были подвергнуты уничижительной критике в обществе.

Писатель, поэт и драматург, основатель и ныне здравствующего знаменитого Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (1874–1929). После первого курса юридического факультета Венского университета вразрез с мнением отца Гуго пошел "однолетним добровольцем" в 6-й драгунский полк, расквартированный в Брно и Годонине (Моравия), и после прохождения службы стал офицером резерва. Когда грянула Первая мировая война, фон Гофманшталю было уже 40 лет, он был женат и имел слабое здоровье, поэтому его призвали офицером в ландштурм и направили на службу в Истрию. Потом он получил назначение в "Отдел военного попечительства", ездил с лекциями и выступлениями, в том числе за границу.

Известный писатель, драматург и эссеист Роберт Музиль (1880–1942). Его карьеру определил отец. Роберт сначала учился в военных школах разных ступеней, потом поступил в Военно-техническую академию в Вене, но уже через полгода бросил ее и поступил в Немецкий технический университет в Брно. Он не только блистательно закончил его, но и защитился, в 1901 г. получив докторскую степень. В том же году пошел на действительную военную службу в 49-й пехотный полк "однолетним добровольцем" и в 1903 г. стал лейтенантом резерва. Первую мировую войну Роберт закончил гауптманом ландвера, получил ряд наград. Он воевал в Южном Тироле, который позже вошел в состав Юго-Западного фронта, и чуть не погиб около Тренто 22 сентября 1915 г. от авиационной стрелы, сброшенной с итальянского самолета. Этот эпизод стал частью написанного им позже рассказа "Черный дрозд". В 1916–1917 гг. Музиль сотрудничал с пресс-бюро верховного командования и был редактором "Тирольской солдатской газеты".

Писатель Роберт Музиль, фото 1918 г.
Писатель Роберт Музиль, фото 1918 г.

Журналист и писатель-юморист Александр Рода Рода (1872–1945). Родился в семье еврея, служившего тюремным надзирателем в одном из хорватских городков. После окончания "Венской школы права" начал военную карьеру 1 октября 1893 г. в корпусном артиллерийском полку в Аграме (теперь столица Хорватии Загреб). В 1894 г. принял христианство, в 1899 г. поменял фамилию с Шандора Розенфельда на Рода, а в 1906 - на Рода Рода. В 1907 г. из-за "дискредитации офицерской чести" его лишили воинского звания. В ответ Рода Рода отнес свой мундир портному, который пришил к нему красную (генеральскую) подкладку - в нем он выступал перед публикой, этот наряд стал его визитной карточкой. С 11 августа 1914 г. он был военным корреспондентом "Ной фрай пресс" и до 1917 г. написал для газеты более 700 статей.

Писатель и драматург Ференц Мольнар (1878–1952) считается самым великим венгерским драматургом ХХ века. В 1914 г. Ференц был призван и отправлен на фронт в Галицию, откуда присылал корреспонденцию в свою газету "Вечер", а оттуда ее перепечатывали "Морнинг пост Лондон" и "Нью-Йорк Таймс". В 1916 г. его статьи вышли в сборнике "Военный дневник корреспондента", за который император наградил его орденом Франца Иосифа.

Знаменитый австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (1890–1945). Родился в семье известного в Праге производителя перчаток. В 1911–1912 гг. прошел службу "однолетним добровольцем" в одном из полков, расквартированных в Праге в Градчанах. В 1915–1917 гг. служил на Восточном фронте в Галиции, после чего начал сотрудничество с военной пресс-службой.

Группа художников (Kunstgruppe)

Военными художниками в 1914–1916 гг. руководил оберст Вильгельм Йон, который с 1909 г. возглавлял Военно-исторический музей. В 1916 г. и до конца войны пост командира группы занимал майор Георг Собичка. Военные власти не пустили дело на самотек - было издано "Предписание по живописному освещению войны". В нем, в частности, говорилось, что задачей художников было: "...эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооруженных силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе". Согласно инструкции художники должны были изыскать "...эффектные и интересные моменты фронтовой жизни", а военное начальство на местах всячески им в этом помогать. Причем необязательно требовалось передавать только бравурную и победоносную сторону деятельности армии - широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.

Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты - в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов оставалось также делом будущего. Важнейшая роль отводилась мастерам жанровой живописи - они должны были в кратчайшие сроки зарисовывать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных жанровых картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжет был посвящен конкретным подвигам. Художников командировали на фронт, и они были обязаны раз в неделю выдавать минимум один эскиз, а раз в месяц сдать минимум одну картину. Куда большей свободой пользовались скульпторы...

Конкуренция между художниками была огромная - в KPQ обращались и маститые мэтры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения - нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооруженные силы требовали все больше и больше "пушечного мяса", причем вне зависимости от того, какими талантами "оно" обладало, кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть, из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин. И многие из них оставили яркий след в искусстве ХХ века.

Фредерика (Фрици, Фредди) Ульрейх (1865–1936) была самой пожилой художницей в группе. Она происходила из семьи офицера и была инвалидом. С самого начала Первой мировой войны начала сотрудничество с KPQ и в этом же году была направлена на Балканский фронт. Оттуда привезла много картин, среди которых особое место занимали руины Белграда и солдатские могилы. Весь гонорар Фредерика передала в фонд помощи инвалидам австро-венгерской армии.

Альбин Эггер-Линц (1868–1926) - автор, возможно, наиболее известной (по крайней мере, часто цитируемой) австрийской картины на тему Первой мировой войны - "Безымянные. 1914" (1916). Эггер-Линц был незаконнорожденным сыном церковного художника и рано проявил талант, обучался в мюнхенской Академии изящных искусств, неоднократно получал награды за свое искусство. В 1909 г. стал членом объединения "Венский сецессион". На следующий год ему предложили стать профессором венской Академии изящных искусств, но в дело вмешался всесильный наследник престола Франц Фердинанд, которого оскорбил подарок императору от художника к 60-летию восшествия на престол, представленный на специально организованной к юбилею выставке. Эрцгерцог посчитал, что картина "Пляска смерти Девятого Года" не патриотическая и недостаточно благочестива для престарелого монарха. Сама работа была посвящена сбору австрийского ополчения в 1809 г. Еще до вступления Италии в Первую мировую войну, в апреле 1915 г. Эггер-Линц, не служивший срочную службу в вооруженных силах, записался добровольцем в тирольский ландштурм. На войне талант художника в первую очередь пригодился в рытье окопов и маскировке казематов горной крепости Томбио. От этого "высокого искусства" его спас полковой врач, поставивший диагноз 47-летнему художнику "проблемы с сердцем в высокогорье". После оставления фронта Альбина начал сотрудничество с KPQ и много рисовал для австрийского Красного Креста, "Отдела военного попечительства" и других благотворительных организаций. С мая 1916 г. он творил только у себя в студии.

Александр Деметриус Гольц (1857–1944) родился в семье инженера путей сообщений и вырос в Вене, а художественное образование получил сначала в мюнхенской, а затем венской Академиях изящных искусств. Первоначально он приобрел славу исторического живописцы, затем - пейзажиста и портретиста. Позже стал известным художником театральных декораций. Наиболее известной его работой во время сотрудничества с KPQ стала картина "Осада Антверпена в 1914 г.", на которой Александр изобразил расчет 30,5-см мортиры.

Оскар Ласке (1874–1951) родился в Черновцах на Буковине в семье промышленного архитектора. Закончил архитектурный факультет венской Академии изящных искусств, но в 1904 г. переключился на живопись. Оскар является автором серии акварелей, изображающих пейзажи, жанровые сценки, городскую архитектуру, написанные после путешествий по Европе и Северную Африку. Также Ласке был известен как график и книжный иллюстратор. В Первую мировую войну служил офицером в Галиции, с 1915 г. - на Итальянском фронте на р. Изонцо. Затем сотрудничал с KPQ.

Карл Фридрих Гсуер (1871–1939) был сыном известного скульптора и гравера Карла Людвига Гсуера. Образование получил, естественно, в венской Академии изящных искусств, путешествовал по Тунису, Франции и Нидерландам. С началом Первой мировой войны как офицер ландштурма был призван в действующую армию и служил порученцем при штабе 25-й пехотной дивизии для связи с 4-м и 84-м полками, а также 10-м егерским батальоном. Поэтому художник стал участником боевых действий при Комарове, Львове, над Бугом и Сапанове. В мае 1917 г. его назначили ординарцем эрцгерцога Петера Фердинанда, а в ноябре произвели в гауптманы. Одновременно с октября 1914 г. Карл активно сотрудничал с KPQ, куда регулярно отсылал свои работы. Заслуги художника и солдата были отмечены сначала "Военной медалью заслуг", а затем - "Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа".

Оскар Кокошка (1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей свое происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства, где одним из его преподавателей был знаменитый художник Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошел добровольцем и попал на фронт в Галицию, где получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжелое штыковое ранение в легкое. Оскару повезло, так как ему удалось добраться до своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 г. был откомандирован на фронт на Изонцо. Интересно, что перед Первой мировой войной Оскар пережил бурный роман с "роковой женщиной" Альмой Малер, которая была поочередно женой и подругой жизни таких знаменитостей, как композитор Густав Малер, архитектор Вальтер Гропиус и писатель Франц Верфель, о котором мы уже упоминали…

Картина Оскара Кокошки "Невеста Ветра", посвященная его музе Альме Малер. 1913 г.
Картина Оскара Кокошки "Невеста Ветра", посвященная его музе Альме Малер. 1913 г.

Первоначально местом "штаб-квартиры" художественной группы выбрали Военный архив, располагавшийся в здании Военно-исторического музея - именно туда художники сдавали свои работы и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Но весной 1916 г. управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.

За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. На них было выставлено более 9000 работ!

Картина Альфреда Базеля "После прорыва при Тальяменто", 1918 г.
Картина Альфреда Базеля "После прорыва при Тальяменто", 1918 г.

Фотографы
и Кинематографическое отделение

Военная пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооруженных сил двуединой монархии была еженедельная газета "Наш воин". Более 33000 фотографий периода Первой мировой войны хранится в фотоархиве Австрийской национальной библиотеки.

Военный фотокорреспондент. Владимир Волынский, март 1918 г.
Военный фотокорреспондент. Владимир Волынский, март 1918 г.

Одним из самых выдающихся фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (1877–1953). Известный впоследствии и как актер и оператор кино, Хуго происходил из древнего аристократического рода, его отец сражался вместе с мексиканским императором Максимилианом I (младшим братом Франца Иосифа) против инсургентов. В 1914 г. Хуго Эйво создал в Вене информационное фотоагенство "Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale".

В 1915 г. в структуре KPQ появилось специфическое отделение, основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром Йозефом Коловрат-Краковским (1886–1927). Александр спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчетны военному архиву.

Отечественному читателю трудно оценить степень таланта журналистов, писателей, кинематографистов и даже фотографов. Но художественные произведения заставляют восхититься гражданской смелостью и ужаснуться плодам войны. Так что музы, которые пошли на службу к Аресу, далеко не всегда забывали о душах людей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК