Исцеляла и учила, а не только запрещала и наказывала

Поделиться
Как церковь влияла на жизнь украинцев - об этом рассказывают музейные экспонаты.

В Национальном музее истории Украины продолжается выставка "В орбите христианской культуры".

Старопечатные книги и вотивные привески, закладные доски и метрические книги, образцы иконописи и облачения вынесены из музейных фондов. Они рассказывают о том, что церковь не только регламентировала и ограничивала жизнь человека от колыбели до могилы.

Все представленные экспонаты - из фондов Национального музея истории Украины и филиала НМИУ - Музея исторических ценностей Украины. Об изюминках выставки рассказывает ее куратор Максим Яременко, доктор исторических наук, старший научный сотрудник НМИУ, профессор кафедры истории Национального университета "Киево-Могилянская академия".

Куратор выставки Максим Яременко обращает внимание на дарохранительницу
Куратор выставки Максим Яременко обращает внимание на дарохранительницу

"Эта дарохранительница изготовлена в 1793 г. из материала, который когда-то был тремя лампами, на деньги "доброхотов", о чем говорит выгравированная на ней надпись. Дарохранительницы - обязательный элемент церковной утвари, они были в каждом храме. В гробницах (другое название дарохранительниц) хранили запасное причастие, которое, согласно церковному учению, является Кровью и Телом Иисуса Христа. Существовали требования к материалу, из которого изготовляли этот предмет утвари. Например, в ХVІІІ в. униатских священников обязывали, чтобы дарохранительницы были оловянными, а еще лучше - серебряными. Но, конечно, не везде этих требований придерживались. Материал церковной утвари зависел от возможностей жертвователей, ктиторов и общины. Вот эта гробница - серебряная. Далеко не каждая церковь, тем более в селе, могла похвастаться такой", - рассказывает куратор выставки.

Максим Яременко у Евангелия XVIII века.
Максим Яременко у Евангелия XVIII века.

Привлекает внимание старопечатная книга с роскошным окладом. По словам куратора, это Евангелие киевской печати конца XVII в. - тогда тираж довольно активно распространяли по церквам митрополии. "Изображение Богородицы на нижней доске - визуальное воплощение концепта Непорочного Зачатия. Дева Мария стоит на полумесяце. Непорочное зачатие Божьей Матери ныне является догмой Католической церкви, но не признается Православной. К тому времени это еще догмой не было, но распространялось как достаточно авторитетное учение Римо-католической церкви. Тем не менее Евангелие - печати православной Киево-Печерской типографии. Такой способ изображения показывает, как на наших территориях происходит творческий "богословский обмен" и выделяет особенности украинской религиозной культуры. Очевидно, книга хранилась в каком-то из киевских храмов. На окладе выгравирована надпись, где указано, что ее уже в ХІХ в. пожертвовали Киево-Печерской лавре. Как видим, несмотря на неправославное и чуждое синодальной имперской церкви оформление, издание долго находилось в храме. А его оформление - это дополнительное свидетельство не только художественного уровня мастеров, но и старание иметь ценнейшее напрестольное Евангелие для богослужения", - подчеркивает Максим Яременко.

Грамота Федора Стефановича, 1742 г.
Грамота Федора Стефановича, 1742 г.

Среди документов следующей витрины видим подорожную грамоту Федору Стефановичу из Карловацкой митрополии, в части Сербии, находившейся под властью империи Габсбургов. Максим Яременко рассказывает: "Стефанович ехал в 1742 г. учиться иконописи в Киев, который писарь локализовал в "царстве Московском". На самом деле такой государственной единицы уже давно не существовало, была Российская империя. Но в Сербии указали такое название. Эта подорожная грамота является свидетельством широкой огласки о школе иконописи в Киеве в то время".

Куратор указывает на закладочную доску, которая еще не экспонировалась. На ней есть запись о ктиторах. Читаем, что жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия Скоропадская в 1711 г. закладывает церковь Вознесения Господня. Местность не указана.

Напрестольное Евангелие с вкладной надписью
Напрестольное Евангелие с вкладной надписью

Интересны вкладные надписи. Вот напрестольное Евангелие из переяславского Покровского храма, подаренное полковым цирульником (парикмахером) в 1728 г. По словам М.Яременко, цирульники принадлежали к категории так называемых военных слуг. Они подчинялись непосредственно полковой старшине и занимали не последнее место в социальной структуре. Исполняли, в частности, обязанности хирургов. Мы видим один из способов изъявления набожности верующих - через дарование книг церквам. Из записи мы узнаем также имя местного священника - Иван Бахчевский, которого, не исключено, не удастся отыскать по другим документам.

Популярными когда-то были паломничества к чудотворным святыням. "В Украине было немало икон, считавшихся чудотворными. Мы даже не знаем, сколько. Сейчас об этом готовит исследование моя коллега Наталья Яковенко. Даже в небольших приходских церквах, как в Киеве на Подоле, были иконы с подвесками, т.е. они считались чудотворными. Признательные прихожане, получившие исцеление от чудотворного образа, чествовали его вотивами - металлическими, часто серебряными, табличками с изображениями на них исцеленного органа, лица или металлических изделий в форме исцеленной части тела. Вот мы видим изображения легких, руки, ноги. Язык - это, скорее всего, немой начал говорить. Ухо - глухота. Глаз - болезнь глаз. Вотивы характерны для почитания икон во всех конфессиях на нашей территории - униатской, православной, римо-католической", - говорит Максим Яременко.

Вотива с изображением глаз, XVIII века.
Вотива с изображением глаз, XVIII века.

"Одна из чтимых чудотворных икон была в Ахтырке. Представленная на выставке икона и есть тип Ахтырской Богородицы, - показывает куратор. - К чудотворным иконам и в монастыри, где они были, ходили и чтобы изгнать бесов. Церковь знает такие случаи. Овладение бесами людьми и их изгнание Иисусом Христом описано и в Евангелиях. Нынешние священники говорят, что в части случаев обращение не по адресу, нужна помощь психиатра, однако есть и случаи одержимости нечистым. Молитвенное чинопоследование на изгнание беса также мы видим на выставке".

Никогда раньше не показывали представленные фрагменты метрических книг. ЗАГСов у нас не было вплоть до XX в. В ХІХ - начале ХХ в. их роль выполняла церковь. По словам М.Яременко, ведение метрических книг для церкви было способом контролировать церковную дисциплину овечек-прихожан. В метрических свидетельствах христианских конфессий фиксировали крещение и венчание прихожан, а также их смерть. Случается, что первые листы таких книг художественно оформлены цветными орнаментами и сценками (например, венчания). На выставке видим титульные листы униатских метрических свидетельств ХVІІІ в. из Подолья. Рядом - нательные кресты.

Метрические книги с Подолья, XVIII век. Дискос, XVIII век. Потир Ивана Равича, XVIII век.
Метрические книги с Подолья, XVIII век. Дискос, XVIII век. Потир Ивана Равича, XVIII век.

Стекло витрины отражает блеск драгоценной церковной утвари - серебряного с позолотой потира XVIII в. известного киевского золотых дел мастера Ивана Равича, а также дискоса со звездицей.

Интересны старинные кресты-энколпионы XI–XIII в., между створками которых могли храниться частицы мощей.

Отдельные витрины посвящены роли церкви в развитии у нас образования, науки и музейного дела. "В НМИУ сейчас хранится немало экспонатов бывшего Церковно-археологического музея Киевской духовной академии. Коллекции последнего содержали не только церковные древности. На выставке экспонируется папская печать-булла конца XVI в., пергаментная марка российско-американской компании - ими рассчитывались за товар. Сотрудница музея Елена Радионова определила ее принадлежность ЦАМ по номеру. Рядом - монета Владимира Ольгердовича второй половины XIV в. Вероятно, чеканилась в Киеве. Такой экземпляр тоже был в ЦАМ", - рассказывает М.Яременко.

Тетрадь с лекарственным советчиком духовных лиц, начало XIX в.
Тетрадь с лекарственным советчиком духовных лиц, начало XIX в.

О церкви и образовании можно рассказывать много и интересно. "Знания передавались по-разному. Вот лечебник. На первый взгляд может показаться, что это так называемая традиционная народная медицина. На самом деле владельцами таких руководств, и этого в частности, были и духовные лица. Вот читаем рецепт от фебры, то есть лихорадки: "Следует взять вина рейнского рюмку (обратите внимание - недешевый продукт), всыпать толченой горчицы три чайные ложки и перемешать". Видим также записи от сухот (чахотки), духоты, антонова огня, больных глаз и т.п.", - расшифровывает старые надписи куратор.

Обращаем внимание на выпускной альбом Киевской духовной академии начала ХХ в. В центре между профессорами видим Николая Петрова - выдающегося исследователя украинской литературы, одного из первых академиков УАН. По правую сторону - отец Михаила Булгакова.

Облачение папы римского Иоанна Павла II
Облачение папы римского Иоанна Павла II

На выставке экспонируется богослужебное облачение Папы Римского Иоанна Павла ІІ. Куратор рассказывает, что его подарили НМИУ во время визита Папы в Украину.

Украинской вышивкой украшено богослужебное облачение Патриарха Владимира (Романюка), стоявшего у истоков УПЦ Киевского патриархата.

Облачение патриарха Владимира (Романюка)
Облачение патриарха Владимира (Романюка)

Максим Яременко объясняет, что стремился представить не саму церковь как структуру, а то, как она влияет на разнообразнейшие сферы жизни людей в Украине. "Мы показываем, как распространяется христианство, как влияет церковь на жизненный цикл человека от колыбели до могилы, как печется о душой, как стимулирует прихожан к богоугодным делам. Важно знать о влиянии церкви на образование, науку и музейное дело. Последний тематический блок выставки - церковь и искусство. На наших землях процветала иконопись, были искусные золотых дел мастера, которые изготовляли утварь; нарядно печатались и оправлялись литургийные книги. Женские монастыри известны как центры шитья. Особым мастерством отличались вышивальщицы Фроловского монашеского центра", - рассказывает куратор выставки.

На выставке представлены также образцы иконописи из Галичины, Подолья, Киевщины.

Иисус Христос, XVIII века., Киевщина
Иисус Христос, XVIII века., Киевщина

"Хотим напомнить о том, что Украина - многоконфессиональное государство, а не только православное. И эта многоконфессиональность присуща нам уже очень давно. С древнерусских времен здесь были верующие Западной церкви, позже - протестанты и греко-католики. Все это, безусловно, обогатило украинскую культуру", - подытоживает Максим Яременко.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме