"Дальше почему-то шел стенд "Жизнь народов нашей страны до революции", где к обтянутой холстом доске были проволокой прикручены подкова, желтая лошадиная челюсть и сморщенный лапоть".
Виктор Пелевин. День бульдозериста. 1991 г.
Выставка, открывшаяся в Немецком историческом музее в Берлине, называется весьма обтекаемо и, в общем-то, неверно: "1945: Поражение. Освобождение. Новое начало". Тем самым затушевывается ключевая проблема 1945-го - захват Восточной Европы Сталиным. 2 сентября человечество отмечало 70-летие окончания Второй мировой войны в Восточной Азии, приведшей там к еще более трагическим последствиям, чем в Европе. Ведь реликты коммунистического деспотизма, спровоцировавшего в 1939-м глобальную бойню, до сих пор дают о себе знать в этом регионе.
Неосоветский душок чувствуется уже в ключевом плакате, информирующем о выставке берлинцев и гостей столицы. То же самое изображение - на обложке иллюстрированного каталога. На зрителя смотрит развеселый красноармеец с головой статуи Гитлера под мышкой. Благостный вид "освободителя".
Первый зал встречает "постмодернистской" инсталляцией - столбики, а на стенах - цифры, печальный итог к 1945-му: 13 млн жертв нацистских преступлений, 7 млн освобожденных принудительных рабочих, 400 тыс. освобожденных из концлагерей. Сколько же людей в результате войны стали жертвами коммунистических злодеяний, сколько оказались рабами сталинского ГУЛАГа - этой статистики нет.
Политическая однобокость - не единственный недостаток экспозиции, которая перекошена еще и географически - нордическим образом. Представлены 12 европейских стран с избыточным фокусом на Северной и Западной Европе и полным игнорированием Средиземноморья и Балкан. Конечно, все государства нельзя презентовать, но вот вместо Дании следовало бы показать либо Югославию, либо Румынию, либо Грецию. Каждое из этих государств по населению в разы превышает указанную скандинавскую страну. Точно так же Люксембург, которому почему-то нашлось место, никак не важнее "забытой" Италии. Не говоря уже о том, что военные действия в этих государствах протекали куда драматичнее, чем в Дании или Люксембурге.
Авторский коллектив решил сфокусироваться на оккупированных Германией территориях, а также двух державах-победительницах - Великобритании и СССР. Этот концепт как бы делит европейские страны на три группы: Рейх, его жертвы и его победители. Таким образом, происходит упрощение картины войны, поскольку не представлены союзники Германии - не только Румыния, Италия, но и, например, Болгария или Венгрия.
Но главное, повторим, что выставка в упор не видит коммунистических преступлений, в том числе широкомасштабных зверств Красной армии в Германии в 1944–1946 гг., проводимых для того, чтобы изгнать немцев с территорий, которые вскоре Сталин прирезал Польше и СССР. Эта вакханалия победителей не представлена ни одной фотографией.
Следовало бы внятно разделить эти 12 стран на две группы: освобожденные и порабощенные Сталиным. Поскольку верхняя хронологическая граница выставки - 1950-й, надо было провести твердую линию железного занавеса, разделившего эту часть света на многие десятилетия. А составители этот разлом замазали, и даже проблему коллаборационизма представили весьма асимметрично. Есть фотографии голландских женщин, которым бреют голову за связь с оккупантами, или избиение нацистского пособника во Франции, а вот то, что делали сталинские энкаведешники с "предателями" - как-то вообще не показано. Хотя в экспозиции есть дорожный указатель на русском языке - Лиенц. Этот населенный пункт получил печальную известность из-за происходивших поблизости массовых самоубийств казаков, желавших таким образом избежать судьбы более суровой, чем получение пары тумаков или временное лишение волос.
Военно-историческая составляющая выставки осознанно невелика - составители хотели дать скорее гражданско-человеческое измерение войны. Но в тех случаях, когда представлены солдаты, они показаны как-то уж слишком выборочно. Есть фотография партизан из действовавшего в Белоруссии еврейского отряда выживания Тевье Бельского, который был редким исключением из советских партизан. Они занимались не спасением населения, в том числе евреев, а диверсиями и истреблением уже упомянутых "изменников Родины" и членов их семей. Иными словами, экспозиция необъективна.
Есть обмундирование и вооружение бойца польской Армии Крайовой, воевавшей и с нацистами, и с коммунистами. А вот Украинской повстанческой армии, воевавшей на нескольких фронтах в куда больших масштабах, на выставке места не нашлось.
Даже в польском секторе экспозиции речь идет преимущественно о восстановлении экономики, и немного - о борьбе за власть. Но экспонаты почти ничего не говорят о коммунистических репрессиях, вновь обрушившихся на страну уже с конца 1944-го. Выставка не сбалансированная.
В качестве небольшого позитивного исключения можно отметить карту ГУЛАГа в советской части экспозиции и расположенный рядом с ней снимок лагеря в Воркуте. Но это помещено возле бравурных плакатов о возрождении "народного хозяйства". ВПК. То, что оружие для грядущих побед ковали в условиях, когда страна жила на грани и за гранью выживания (чего стоил только голод 1946-го), как-то осталось за пределами взгляда авторского коллектива.
1945-й стал точкой отсчета холодной, а местами необычайно горячей, упорной 40-летней войны, завершившейся крушением коммунистической системы в Европе. Иначе говоря, этот год стал началом конца. Ведь, вопреки замыслам Кремля в 1920-х и усилиям 1930-х, весь мир после Второй мировой коммунистам захватить не удалось.