Украинские военные, которые сейчас находятся на передовой, сталкиваются с постоянной угрозой для жизни, потерей побратимов, психическим истощением и депрессией, травмами, физической болью и т.п. И если получить медпомощь можно на всех звеньях военной службы, то доступность психологической очень ограничена, особенно если речь идет о военнослужащих, которые находятся на линии фронта и постоянно выполняют боевые задания.
В таких обстоятельствах многие военные вынуждены прибегать к самолечению, часто начиная с обычных обезболивающих, а затем добавляя алкоголь и другие сильнодействующие препараты. И хотя в мире достаточно распространена практика ответственного самолечения, она касается лишь безрецептурных препаратов, к тому же только при условии, что человек имеет возможность получить медпомощь и четко понимает преимущества и риски употребления какого-то медикамента по своему желанию или по необходимости.
Для украинских военнослужащих такое самолечение вынужденное и очень часто неосознанное с точки зрения рисков, побочного действия и развития зависимости. Эта вынужденность обусловлена несколькими факторами:
- длительной хронической болью вследствие травм и контузий;
- необходимостью выполнять приказы и делать свое дело, стараясь не подвести побратимов;
- невозможностью уйти в отпуск или на больничный, что не позволяет пройти комплексное лечение, реабилитацию и психотерапию.
О бойцах, которые употребляют такие сильнодействующие препараты, а также сочетают их с алкоголем, в украинском обществе говорить не принято: эта тема сейчас запрещена. Она — табу и для командиров из-за отсутствия возможности делать ротации и давать отпуска, и для социума, ведь признание проблемы может плохо сказаться на позитивном, часто героическом образе военных или ветеранов. Соответственно, зависимость становится заботой военнослужащего и его родных, а также специалистов, имеющих дело с пациентами с признаками зависимости вследствие самолечения или употребления психоактивных веществ (ПАВ) для преодоления психоэмоционального стресса и боевых травм.
Такие препараты военные получают и от своих медиков в подразделениях (по определенным показаниям), и от волонтеров, и через друзей или знакомых. Это могут быть как медикаменты, зарегистрированные для использования в Украине, так и те, что находят волонтеры, а также нелегальные вещества. Например, еще в прошлом году украинские правоохранители обратили внимание на цепочки поставки наркотиков в зону боевых действий. Проблема несистематического употребления запрещенных веществ актуальна почти в каждом боевом подразделении, и главная ее причина — доступность и низкая цена наркотиков, как отмечает офицер 67-й отдельной механизированной бригады, военный психолог Андрей Козинчук.
Употребление психотропных веществ и наркотиков в зоне боевых действий не является чем-то новым или исключительным, ведь война всегда была одним из самых больших испытаний для человека, и не только физических, но и психических (факты употребления военными ПАВ фиксировали во время наиболее кровавых конфликтов XX века — Первой и Второй мировых войн, войны во Вьетнаме, операций в Афганистане, Ираке и др.). Учитывая это, мы решили оценить актуальное состояние вещей в Украине, проанализировать лучший международный опыт борьбы с зависимостью во время вооруженных конфликтов и предложить необходимые, по нашему мнению, меры для преодоления наркозависимости на войне.
Опыт борьбы США с наркотиками в армии во время участия в международных вооруженных конфликтах
Учитывая опыт других стран, переживших войны, Украине, вероятнее всего, нужно ожидать увеличения количества людей (в частности военных), употребляющих наркотики. Поэтому нужно понимать, какие международные практики мы можем использовать для разработки собственной эффективной стратегии, адаптированной к национальным особенностям и учитывающей вызовы военного времени.
Например, в США, согласно данным Департамента по делам ветеранов, около 26,2% (5,2 миллиона) ветеранов войны во Вьетнаме, Ираке и некоторых других конфликтов имели психические заболевания и/или зависимость от ПАВ. Вместе с тем центральное место в политике в отношении наркозависимых в армии занимает обязательный скрининг на употребление ПАВ. Кстати, чтобы внедрить такую процедуру, Соединенным Штатам понадобилось около 35 лет. Это была совокупность последовательных шагов: введение тестирования лица перед зачислением на службу, случайное тестирование во время ее прохождения и участия в боевых действиях и т.п. Вместе с тем в армии США была практика контролируемого употребления ПАВ (только в определенных дозах под надзором врача). Другой, не менее важной составляющей политики в отношении наркозависимых в армии США стало внедрение на государственном уровне программ социальной адаптации и реабилитации военных. Например, согласно информации, представленной на официальном сайте Департамента по делам ветеранов США, помощь наркозависимым военным оказывают как в местных медицинских центрах, в частности и под патронатом общественных организаций, так и в специализированных клиниках, которые подчиняются департаменту. Вместе с тем оказание такой помощи основывается на доказательных методах (когнитивно-поведенческой терапии, мотивационном интервью с ветераном, во время которого специалисты стараются помочь ему выявить личную мотивацию к переменам, и т.п.). Вместе с тем в Соединенных Штатах есть возможность использовать заместительную терапию и пройти реабилитацию в стационаре.
Таким образом, контрактирование или мобилизация в США происходит только после прохождения скрининга на признаки употребления наркотических и/или психотропных веществ по определенной процедуре, в объеме и ответственными подразделениями. Соответственно, на момент службы случаи употребления ПАВ действительно единичны — когда лицо либо начинает употреблять впервые, либо возвращается к употреблению, которое не было диагностировано с помощью скрининга во время контрактирования/мобилизации.
Текущая ситуация в силах безопасности и обороны
Красноречивый факт, позволяющий охарактеризовать ситуацию с лицами, которые употребляют ПАВ в рядах ВСУ, — ВВК при ТЦК и СП сейчас не делают скрининг на употребление наркотиков (комиссии не проводят тесты на содержимое наркотиков в крови перед взятием на военный учет). Также нужно обратить внимание на то, что, согласно действующему приказу МОУ № 402, пригодными к службе являются лица с синдромом зависимости на фоне умеренных или легких психических расстройств. Вместе с тем государство предлагает решение для этой категории военных: «Такие люди должны критически относиться к своему состоянию и поведению и прекратить употреблять».
Таким образом, сегодня есть высокая вероятность, что в армию попадет значительное количество людей с зависимостью — как те, кто находится на лечении по программам заместительной поддерживающей терапии, так и те, кто употребляет нелегально с рекреационной целью. Привлечение таких лиц в армию содержит большой риск как для них самих (развитие синдрома абстиненции, боли, судороги и т.п.), так и для окружения (возможно причинение вреда жизни и здоровью побратимов). Наконец, наличие зависимости ставит под угрозу выполнение боевых заданий и приказов командира. Вместе с тем, учитывая то, что, в отличие от США, в Украине сейчас нет программ заместительной терапии для наркозависимых военных, возрастает вероятность причинения такими лицами вреда себе вследствие самолечения. И даже есть риск их смерти из-за передозировки. Проблему составляет и то, что официальной правдивой статистики о фактах злоупотребления ПАВ среди военных нет. Во-первых, потому что нет официального скрининга, который проводился бы в рамках прохождения ВВК перед мобилизацией, или ВВК после ранения, или ВВК перед демобилизацией. Во-вторых, выявление случаев употребления ПАВ — причина отмены дополнительных выплат, премий за выполнение боевых заданий или одноразовых выплат в связи с ранением или гибелью. Таким образом, командиры боевых подразделений и медики стараются замалчивать такие случаи из-за серьезных бюрократических последствий и сокращения личного состава. Соответственно, при отсутствии достоверной информации и непонимании важности проблемы и путей ее решения сейчас нет стратегического видения, какие меры следует применить, чтобы минимизировать негативные последствия употребления ПАВ в армии.
Вместо выводов: какие системные изменения необходимы?
Аксиомой является то, что сегодня наши военные и ветераны должны быть обеспечены всеми необходимыми медицинскими средствами, в частности и сильнодействующими психотропными и наркотическими препаратами для лечения острой и хронической боли, неврологических патологий, психических состояний и расстройств. Это жизненно важно как для них в частности, так и для страны в целом. Доступ к таким препаратам следует предоставлять по рекомендации врача/медицинского персонала и по показаниям, а их употребление, соответственно, нужно контролировать.
Дальнейшее игнорирование проблемы нелегального (для самолечения и рекреации) употребления ПАВ в силах безопасности и обороны будет иметь серьезные последствия как для самих военных (ухудшение состояния здоровья, психические расстройства, трудности с возвратом к гражданской жизни), их семей и армии, так и для общества в целом (рост уровня преступности и социального напряжения и т.п.).
Таким образом, на системном уровне важны разработка и внедрение единой координационной стратегии. Имеющийся проект стратегии по наркополитике в Украине до 2030 года должен содержать продуманные подходы и предусматривать комплексные меры по профилактике употребления сильнодействующих препаратов, своевременного выявления и направления на лечение и реабилитацию военнослужащих с зависимостью.
Операционный план реализации этой стратегии должен предусматривать:
- изучение опыта стран НАТО по политике и лучшим практикам оказания медицинской и психологической помощи военным и ветеранам, имеющим опыт употребления ПАВ;
- обучение и повышение квалификации медиков, работников ТЦК и СП, ВВК и др. относительно подхода к скринингу и направления на диагностирование и лечение;
- разработка процедур заместительной терапии во время прохождения службы определенной категорией военных;
- создание специальных программ психологической поддержки и дальнейшей социальной интеграции;
- введение прозрачной и понятной процедуры сбора сведений об употреблении ПАВ в разных подразделениях;
- создание механизма выявления зависимости перед началом службы и определения особенностей оказания медицинской помощи (сопровождения) военным, которые столкнулись с этой проблемой;
- обучение профилактике зависимости, коммуникации, взаимодействию, предупреждению возможных правонарушений соответствующих кадров (медицинской и других служб): командиров разных уровней, следователей, военных прокуроров и судей и др.