80% авиакатастроф происходит по вине так называемого человеческого фактора, в том числе связанного со здоровьем летчиков и авиадиспетчеров. Потому в любом аэропорту или авиакомпании медик — фигура ключевая. Как ни удивительно, но в Укравиатрансе считают, вероятно, иначе.
Вот уже несколько лет там ведется планомерная работа, направленная, по сути, на уничтожение медико-санитарных частей (МСЧ) в регионах. В октябре 1999 года должен был вступить в силу приказ министра транспорта Украины, согласно которому ежегодная медицинская сертификация летного и диспетчерского состава гражданской авиации (ГА) будет проводиться не в МСЧ на местах, а в медицинском центре гражданской авиации Украины в Киеве. В результате функции врачебно-летной сертификационной комиссии (ВЛСК) монополизировались бы столичным медцентром. Об этом «ЗН» писало в сентябре того же года. Но сократить все медсанчасти одним махом не удалось: авиамедики объединились и сумели отбить «атаку». Тогда в Минтрансе решили пойти другим путем, закрыв МСЧ по одиночке. Сегодня из работавших на тот момент семи МСЧ, две уже закрыты: в одесском аэропорту полностью, а в харьковском — частично. На очереди (с 1.01.03) — аэропорт Днепропетровска.
Впрочем, о закрытии в официальных документах ничего не говорится. Речь идет лишь о прекращении госфинансирования — так как медсанчасть входит в состав открытого акционерного общества «АК Днепроавиа», пусть и со 100-процентной долей государства в уставном фонде — и снятии функций ВЛСК. Но если без первого, хоть и с трудом, но можно обойтись, то без второго вряд ли. Ведь проведение врачебно-летной комиссии — основная статья дохода медсанчасти (практически равная бюджетному финансированию), без которой она превращается в обычный здравпункт. Содержать в прежнем объеме МСЧ, обслуживающую только собственных сотрудников, да и то не полностью, не в состоянии ни одна из отечественных авиакомпаний. К слову, рекомендации создать в днепропетровском аэропорту вместо МСЧ здравпункт, содержатся и в письме Укравиатранса к «Днепроавиа». «Проведение врачебно-летной сертификации авиационного персонала эксплуатантов г. Днепропетровска и г. Запорожье в полном объеме на высоком уровне будет выполняться в ЦВЛСК Государственного медицинского сертификационного центра гражданской авиации в г. Киеве. Для надлежащего медицинского обеспечения безопасности полетов в аэропорту г. Днепропетровска ОАО «Днепроавиа» необходимо создание здравпункта, который будет содержаться за счет авиакомпании, или за счет иного финансирования, которое будет предлагать орган, в подчинении которого находится авиакомпания».
— Руководство медцентра ГА стремится к тому, чтобы весь летный состав Украины (а это около пяти тысяч человек) проходил медсертификацию только в Киеве, — полагает председатель правления ОАО «АК Днепроавиа» Анатолий Кукута. — Это приведет к резкому снижению качества медицинской сертификации и монополизации данной процедуры. Очевидно, что финансовая заинтересованность медцентра ГА столицы идет в ущерб безопасности полетов. Уже не говоря о тех потерях, которые придется нести авиакомпании в связи с командировками летчиков и диспетчеров в Киев: по предварительным расчетам в нашей компании это составит около 200 тыс. грн. и почти тысячу человеко-дней. А ведь наша МСЧ обслуживает не только «Днепроавиа», но и еще 15 авиакомпаний, многие из которых просто «не потянут» такие расходы.
В Укравиатрансе ничего трагичного в данной ситуации не видят. Как пояснил начальник сектора авиационной медицины Виктор Березный, поскольку МСЧ днепропетровского аэропорта входит в состав ОАО «Днепроавиа» и не является госучреждением, то ей и не положено бюджетное финансирование (интересно, а почему до сих пор государство продолжало выплачивать зарплату сотрудникам частного предприятия?). Что же касается функций ВЛСК, то их, по словам г-на Березного, пока никто не отбирает: недавно в «Днепроавиа» было направлено письмо директора Укравиатранса Владимира Максимова, в котором содержалось требование сообщить, что именно компания собирается взять на баланс — здравпункт или МСЧ. Если МСЧ, уверяет Виктор Иванович, то Укравиатранс готов подтвердить ей функции ВЛСК. Но даже если будут только здравпункт, летчики, по мнению чиновника, обижены не будут: 10 человек, которые останутся в штате, смогут полностью обслуживать летчиков и диспетчеров в межсертификационный период, а ВЛСК будет проводиться либо в Киеве, либо там же на месте сотрудниками харьковского филиала медицинского центра ГА.
В «Днепроавиа» о таком толерантном письме никто не слышал. Не удалось на него взглянуть и корреспонденту «ЗН»: в ответ на просьбу показать совершенно открытый официальный документ, содержание которого было разглашено ранее, тут же начались бюрократические проволочки. К слову, руководители медсанчасти вовсе не стремятся оставаться в составе акционерного общества (в чем их упрекают в Укравиатрансе) и предлагают выделить МСЧ из авиакомпании как отдельное юридическое лицо с сохранением финансирования из государственного или местного бюджета и функций ВЛСК. Эти предложения чиновники словно и не замечают. Что же касается «удобств», которые появятся у летчиков после ликвидации МСЧ, то у медиков на этот счет имеется собственное мнение.
— Если забрать у нашей МСЧ функции врачебно-летной сертификационной комиссии, то она не сможет сама себя содержать, — считает главврач днепропетровской медсанчасти Александр Аршава. — Большую часть персонала придется сократить, а значит летчики и диспетчеры не смогут получать необходимую медпомощь в полном объеме. Естественно, это крайне негативно отразится на безопасности полетов и может привести к самым тяжелым последствиям. Кроме того, людям придется тратить массу времени на командировки в Киев. У нас есть летчики, которые работают в Пакистане, Анголе, Иране. Они прилетают в Украину всего на несколько дней, и теперь, вместо того, чтобы провести их со своими родными, им придется четверо суток тратить на прохождение комиссии.
Об этом говорит и председатель врачебно-летной сертификационной комиссии Государственного медицинского и сертификационного центра гражданской авиации Валентина Андреева:
— Авиационный врач — специальность особая. Он не только оказывает медпомощь и проводит предполетную сертификацию. Авиамедик должен знать о своих подопечных все, включая наследственные заболевания, семейное положение и бытовые условия. Конечно, отдельные исследования можно проводить в нашем центре либо в других столичных клиниках — Института им.Н.Стражеско, Института нейрохирургии и других. Но в этом нуждаются единицы. Например, человек перенес инфаркт и хочет продолжать летать. Бывало, когда обращались люди, перенесшие и инфаркт, и инсульт, и даже больные эпилепсией. Рецидив заболевания у них может произойти в любой момент. Ведь по анализам или снимкам не всегда можно сказать, какие заболевания перенес человек. На местах же врачи и летчиков, и диспетчеров видят, знают, кто чем «дышит» и вряд ли выдадут разрешение летать тому, кто имеет высокий риск рецидива сердечно-сосудистого или нервного заболевания.
Словом, объяснить решение чиновников о ликвидации МСЧ в днепропетровском аэропорту отеческой заботой о летном составе авиакомпаний (мол, в Киеве и специалисты получше, и оборудование более современное), достаточно сложно. Вряд ли в Укравиатрансе не понимают, что снятие с региональных медсанчастей функций ВЛСК приведет фактически к их ликвидации и развалу всей авиамедицины в стране.