В Киеве нечем дышать. И в прямом, и в переносном смысле. Мешает не только дым от горящих торфяников, но и смог политико-экологических обещаний, который душит столицу уже не один год.
Количество выборов разного уровня, которые мы пережили за последние годы, не сосчитать. Сколько было обещаний! Озеленить и очистить Киев от стихийных мусорных свалок, пустить современный транспорт, расширить пешеходные зоны, сделать пригодной для питья воду из-под кранов и т.д. Похоже, победители выборов забывали о них раньше, чем дворники начинали соскребать предвыборные плакаты с их портретами и цитатами со стен зданий, автобусных остановок и столбов.
Не первый год горят торфяники вокруг Киева. Но такой катастрофы, как нынешней осенью, экологи не припомнят. Это не просто 122 дымящих гектара. Очаги возгорания находятся в 11 районах области, образуя вокруг Киева дымовое кольцо - откуда бы ни дул ветер, все равно он принесет нам дым, угарный газ и еще десяток химических соединений, вредных для здоровья людей.
Киевская санитарно-эпидемиологическая служба, которая постоянно мониторит ситуацию, сообщила, что "по результатам исследований, проведенных с пяти до восьми утра 19–20 октября 2015 г., зафиксированы максимальные превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) серного ангидрида в 5–5,6 раза в Дарницком; в 4 раза - в Днепровском и Оболонском, в 3–3,6 раза - в Печерском и Шевченковском; в 2,4–2–2,5 раза - в Подольском, Голосеевском, Деснянском районах Киева".
Раннее утро - самый опасный период. Именно в это время (в силу температурных и погодных условий) концентрация вредных веществ в воздухе максимальная. Поэтому и возникло предложение - перенести начало учебного и рабочего дня на более позднее время, чтобы уберечь киевлян, в первую очередь детей, от воздействия вредных веществ, находящихся в воздухе. Остановил эти планы долгожданный дождь.
Но это вовсе не означает, что проблема решена. Как утверждает эколог Владимир Борейко, пожары на торфяниках могут продолжаться до самой зимы. Солнце так их высушило, что небольшой дождь не сможет остановить процессы горения, идущие на большой глубине. Дожди, судя по прогнозу погоды, продлятся всего пару дней. И дым опять окутает Бучу, Ирпень, десятки сел и многомиллионный Киев.
Врачи СЭС подготовили рекомендации, выполнение которых помогает выживать в условиях дыма и гари. Это, прежде всего, чистота в жилых, учебных и рабочих помещениях - усиленная влажная уборка, закрытые форточки, увлажнение воздуха, которое можно устроить, поставив сосуды с водой на подоконниках. Важно соблюдать диету - больше употреблять фруктов, кисломолочных продуктов, пить много воды и пр.
Последний пункт этой памятки касается не граждан, а городской власти, которая, если верить законодательству, обязана заботиться о безопасности и здоровье жителей города. Ничего экстраординарного - тщательно убирать город, ежедневно поливать улицы, придомовые территории и тротуары утром (до 8.00) и вечером (после 18.00). Ограничить движение автотранспорта - в первую очередь грузового, а также не допускать сжигания отходов и листьев.
Что из этого перечня выполняют (как положено!) коммунальные службы, которые, к слову, функционируют за счет налогоплательщиков?
Аналогичную ситуацию Киев переживал летом, когда почти две недели горела нефтебаза под Васильковом. Мэр города, наверное, тогда впервые узнал, что в воздухе столицы намного больше вредных выбросов, чем допускается ПДК. Он заявил об этом перед телекамерами и распорядился мыть улицы. Пожар на нефтебазе вскоре потушили (хоть и с огромными усилиями, и, что самое печальное, человеческими жертвами), а еще раньше угасли и намерения градоначальника сделать чище воздух в столице.
Как сегодня реагирует мэрия на ЧП? По мнению чиновников, самый эффективный метод борьбы с загрязненным воздухом - запретить. Нет, не дым и смог запретить, а проведение массовых мероприятий, детских и спортивных праздников, фестивалей и т.п. И проблема решена.
Чиновники киевской мэрии парируют, что каждый крупный город страдает от загрязнения воздуха - количество транспорта на улицах увеличивается, выбросов много. Что с этим поделаешь? За примерами, мол, далеко ходить не нужно. В конце сентября в Париже стоял такой смог, что пришлось собирать заседание правительства и принимать экстренные меры. Даже ввели ограничения на передвижение автомобилей - в зависимости от номера, по принципу четный-нечетный".
Не исключено, что наши чиновники чаще вдыхают ароматы Елисейских полей, чем задымленный воздух Бучи, Святошино или Дарницы. В таком случае есть возможность обратить внимание на то, как борются с загрязнением воздуха в многомиллионном Париже. Временно ограничивая количество машин на дорогах, мэрия сделала несколько шагов навстречу водителям. Кто оставляет свое авто на въезде в город или возле дома, тот не платит за стоянку и может весь день бесплатно ездить на автобусах и метро.
Главный враг чистого воздуха в мегаполисе, по мнению экологов, - автотранспорт, в первую очередь автомобили, работающие на дизельном горючем. Несмотря на применение современных технологий, их выбросы (особенно двуокись азота) крайне опасны для здоровья людей, имеющих патологии дыхательных путей и склонность к аллергии.
Мэр Парижа Анн Идальго разработала мероприятия, реализация которых приведет к полному запрету использования в столице дизельных автомобилей к 2020 г. План уже одобрен на муниципальном уровне. Еще один шаг на пути к чистому воздуху - увеличение пешеходных зон. В ближайшее время четыре округа города на Сене будут преобразованы в обширные полупешеходные зоны, куда запретят въезд грузовым автомобилям и даже туристическим автобусам.
Но самими запретами проблему не решить. Франция - одна из первых стран, занявшихся выпуском электромобилей. Мэр Парижа не только приобрела для себя такую машину, но и активно поддерживает идею проката электромобилей. Любой водитель, открыв нужную страничку в Интернете, легко найдет ближайшую стоянку, где за считанные минуты он сможет взять напрокат такое авто. Особенно их много в центре города. Это совместный проект фирмы-производителя электромобилей и мэрии, которая подключилась к нему, преследуя две цели: увеличение доли экологически чистого транспорта в городе и решение проблем с парковками, что для мегаполиса весьма важно. Наши земляки, видевшие, как легко и быстро можно взять авто напрокат в любом районе, а закончив свой маршрут, оставить его на ближайшей стоянке, завистливо вздыхают - в Киеве бы так! Оплата - поминутная, зарядки хватает на 200 км, место на парковке - гарантировано. Если же его заняла "чужая" машина - подключают полицию, которая может предупредить нарушителя, оштрафовать или даже вызвать эвакуатор.
Электромобили стали равноправными участниками движения не только в Париже, но и в Бордо, Лионе и других городах Франции. В столице они так прижились, что мэрия планирует пересадить на них не только отдельные службы, но и пассажиров городского транспорта. Экологи идею поддерживают, полагая, что это значительно уменьшит количество вредных выбросов в атмосферу, поступающих от автотранспорта.
Говорят, вначале парижане критиковали и сам электромобиль, и систему его проката. Сейчас же идею поддерживает значительная часть водителей, правда, это не молодежь, как ожидалось, а люди постарше - 35–45 лет. Многих водителей привлекает возможность таким образом приобщиться к решению экологических проблем. Не всем же ездить на велосипедах!
В свое время и в Украине думали над тем, как сделать автотранспорт экологически безопасным. Были интересные проекты, модели. Казалось, совсем скоро идея электромобиля воплотится в реальность. К сожалению, до промышленного выпуска дело так и не дошло. Во Франции же нашлась фирма, которая не только оценила новую разработку, но и прониклась идеями борьбы за экологическое благополучие родной страны. И не прогадала. Спрос на электромобили растет. Власти, дабы поддержать экологически сознательных граждан, покупающих электромобили, компенсировали им по 10 тыс. евро.
Начат выпуск электроавтобусов, которых ждут не только в столице, но и в других городах. Если французы так недовольны своими автобусами в плане экологии, интересно, что бы они сказали, увидев скопление обшарпанных газующих маршруток у метро, на перекрестках и мостах?
Вопросы "экологизации" транспорта находятся в центре внимания многих европейских стран. Но мы движемся в обратном направлении. Вместо трамваев, успешно работающих в большинстве европейских стран, у нас запустили маршрутки - неизвестного происхождения, возраста и технического состояния. Что они выбрасывают в воздух, ни одна лаборатория сказать не может. Ведь их никто не проверяет и не контролирует.
Вредные вещества, которые пытаются вылавливать в киевском дыму лаборатории, относятся к таким, что вызывают онкологические, легочные, сердечно-сосудистые заболевания. Какие факты и доводы необходимы чиновникам, чтобы они обратили внимание на этот дамоклов меч, нависший над головами киевлян?
Ученые, занимающиеся качеством воды и воздуха, утверждают, что у нас нет современного оборудования для оперативных исследований. Специалисты работают на допотопной аппаратуре. Это стало очевидным во время пожара на нефтебазе под Васильковом. Страдают от бедности не только лаборатории из области, но и столичные. Точки забора воздуха в Киеве заброшены - договоры на техобслуживание не пролонгированы, и никого из чиновников это не интересует. Случись какая-нибудь техногенная катастрофа - никто не сможет сказать, что находится в воздухе, и насколько это опасно для здоровья людей. На весь огромный Киев остались полтора десятка точек, где еще как-то идет забор проб воздуха. Результат примерно такой же, как показатель средней температуры в городской больнице.
В то же время в крупных городах, в том числе и в Париже, за чистотой воздуха следят не только экологические лаборатории, но и научные центры, использующие для этого специальный воздушный шар. Дважды в сутки он поднимается на высоту 150 и 300 м, и лазерное оборудование уже через несколько минут передает на монитор полученную информацию. По словам генерального директора центра Aerophile Жерома Жакомони, "исследователи изменили традиционную методику, по которой замерялся только вес, потому что при этом учитывались лишь самые крупные частички, а микрочастички пропускались, хотя они самые опасные. Известно, что крупные частички задерживаются на слизистой оболочке горла, средние по размеру - проникают в легкие, а микроскопические - попадают в кровь, разносятся по всему организму, накапливаются в тканях головного мозга. Именно они способны вызывать многие заболевания, в том числе инфаркты и инсульты.
Картина ежедневно меняется. Вчера было 10 тыс. на литр мелких частиц, сегодня -
100 тыс. Многое зависит от погоды, ветра. Бывают дни, когда прибор насчитывает 1 млн таких микрочастиц. В прошлом году мы зафиксировали антирекорд -
6 млн. Нужно было обнародовать эту информацию, мы собрали пресс-конференцию, на которой были и представители правительства. Мы доказали, что этот уровень загрязнения воздуха такой же, как и в небольшой комнате, где курят восемь человек.
Реакция была стремительной - на следующий же день были введены специальные наклейки для дизельних автомобилей. Этот знак - предупреждение. В те дни, когда уровень загрязнения высокий, передвижение таких автомобилей будут ограничивать, а до 2020-го их и вовсе запретят. Потому что это опасно для окружающей среды.
В прошлом году, судя про нашему графику, в Париже было 230 дней с чистым воздухом. Надеемся, что количество дней, обозначенных зеленым цветом, с каждым годом будет увеличиваться".
Неудивительно, что к экологии Франции сейчас приковано внимание мировой прессы. 30 ноября в Париже начнет свою работу 21-я конференция Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата - COP21. Наше государство должно отправить в Париж не только представительную делегацию, но и подготовить целый ряд документов, свидетельствующих о том, что мы тоже боремся за экологическое благополучие планеты и Украины в том числе. Это заслуживает отдельного разговора.
Надеюсь, к тому времени торфяники перестанут гореть, и мы тоже сможем обозначать прожитый день зеленым цветом.