На «честном слове»

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
На «честном слове» © 04868.com
Как регионы обеспечены автомобилями скорой помощи

В марте этого года во Львовской области в рамках пилотного проекта начала работу бригада аэромедицинской эвакуации МВД.

Наверное, уже каждый взрослый гражданин Украины услышал, как транспортировка пациентов на вертолете экономит драгоценное время и спасает жизни. С этим трудно спорить. Но в это время «на земле» Центры экстренной медицинской помощи вынуждены перевозить пациентов на «скорых», подлежащих списанию. В Минздраве, конечно, планируют обновить автопарк автомобилей скорой помощи. Но эти планы, как обычно, далеки от реальных потребностей медиков.

«Работаем на износ, но лучше, чем раньше. На УАЗах я здоровье угробила. А сейчас машины нормальные. Я езжу 24 часа, и ничего — жива. Я просто знаю, что лучше не будет. Главное — чтобы не хуже. Медицина у нас всегда в упадке была, мы бессильны. Но я люблю свою работу, я оптимист», — рассказывает сотрудница одного из областных центров экстренной медпомощи и медицины катастроф (ЦЭМП), 23 года работающая на «скорой». Говорит, если в городах ситуация с автопарком «скорых» и их оснащением более или менее сносная, то в районах все намного хуже.

Это становится понятно даже из лент новостей. Недавно в Харьковской области «скорая» по бездорожью не смогла доехать к пациенту с подозрением на инсульт и эмчаэсники несли его два километра на носилках. А уже в самом Харькове медики не спасли молодого парня, потому что в двух автомобилях скорой медпомощи не оказалось рабочего дефибриллятора.

По состоянию на конец марта, в среднем по Украине износ автопарка «скорых» составлял около 50%, причем разброс в цифрах по отдельным регионам весьма ощутим. Например, в Полтавской области списанию подлежали 15% автомобилей скорой помощи, в Херсонской 59% полностью изношены, а еще 14% — непригодны. В абсолютных цифрах это тоже немало. Например, в Кировоградском ЦЭМП из 137 автомобилей капремонта требовали 18, а 54 — подлежали списанию. В ЦЭМП Киевской области 53 из 186 автомобилей «скорой» используются более 10 лет, 81 автомобиль — от 5 до 10. ЦЭМП Житомирской области требовало обновления автопарка 175 машин, а в ЦЭМП Ивано-Франковской области 110 из 160 автомобилей используются 15, 20 и 25 лет. Это именно те УАЗы, которые не соответствуют нынешним стандартам, но без которых многие пациенты вообще остались бы без медицинской помощи.

данные сведены на основе ответов областных ЦЭМП на запросы по состоянию на конец марта
данные сведены на основе ответов областных ЦЭМП на запросы по состоянию на конец марта
ZN.UA

Как обновляют транспорт для ЭМД

Последняя централизованная закупка «скорых» для всех регионов Украины проводилась еще правительством Николая Азарова. В 2012 году было закуплено 216 автомобилей скорой помощи почти на 200 млн грн. В 2013 году на «скорые» потратили рекордные 913 млн грн (на тот момент — около 110 млн долл.), за которые закупили 1412 «скорых».

В 2019 году Кабмин Владимира Гройсмана запустил пилотный проект по развитию экстренной медицинской помощи в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской и Тернопольской областях. В рамках этого проекта было выделено 817 млн гривен, а право закупки «скорых» по принципу децентрализации было отдано самим регионам с учетом их потребностей.

В конце прошлого года правительство Дениса Шмыгаля тоже решило приобщиться к «денежному» процессу закупки автомобилей скорой помощи. Только вместо того, чтобы выделить деньги на децентрализованные закупки, Кабмин своим постановлением № 818 от 12 августа 2020 поручил освоение 922 млн грн Минздраву совместно с ГП «Медицинские закупки Украины».

В министерстве изначально настаивали на техническом задании в таком виде, что с конкурентной ценой проходил только один участник. В частности директор ГУО «Политехмед» (экспертная организация Минздрава) Ростислав Картавцев указал требование, что все автомобили должны иметь мощность не менее 160 л.с. Почему это так важно? Ростислав Картавцев предложил всем поверить в то, что лишь благодаря такой мощности будет уменьшен расход топлива и увеличен срок эксплуатации автомобилей. А по факту этот параметр давал неоспоримые преимущества производителю ООО «Автоспецпром», выпускающему «скорые» на базе автомобилей Citroen Jumper и Peugeot Boxer с мощностью двигателей в 160 л.с.

После длительных дискуссий ГУО «Политехмед» согласилось «пойти на уступки» и уменьшить мощность до 145 л.с., что ничего не изменило, ведь такой параметр все равно не давал возможности ни одному из конкурентов «Автоспецпрома» с их базовыми автомобилями соответствовать техзаданию. Тем не менее, первый замминистра здравоохранения Ирина Садовьяк просила ГП «Медицинские закупки Украины» внести этот пункт в техническое задание.

Директор ГП «Медицинские закупки Украины» Арсен Жумадилов с такими требованиями не согласился, и в конечный вариант техзадания параметр минимальной мощности базового автомобиля не попал вообще, что позволило всем производителям принять участие в закупке. В итоге договора были подписаны не с одним, а с тремя подрядчиками, которые должны поставить 416 «скорых» на базе трех разных автомобилей на общую сумму 728 млн грн.

Все бы и неплохо, но ни одна «скорая» по заключенным договорам не поставлена до сих пор, хотя подрядчики получили 100% предоплаты еще до нового года. По инсайдерской информации, попытку сдать свои автомобили предприняло ООО «Адамант Моторс Запорожье» (56 «скорых» типа B на базе Renault), но приемная комиссия нашла ряд несоответствий ГОСТ и производителю дали время на устранение нарушений. ООО «Спец-Ком-Сервис» еще вообще не готово поставлять свои 114 «скорых» (75 ед. типа B, 39 ед. типа C) на базе Volkswagen Crafter. На момент написания статьи должна была состояться «приемка» 246 автомобилей скорой помощи ООО «Автоспецпром» (142 ед. типа B, 104 ед. типа C).

Что получат регионы

Медики не скрывают, что не ждут ничего высококачественного от этой закупки. С одной стороны, ГП «Медицинские закупки Украины» существенно сэкономило бюджетные средства — более 120 млн грн. Но с другой — требования к медоборудованию были прописаны настолько лояльно, что под них проходила аппаратура любого уровня качества, не говоря уже о качестве медицинского салона.

Стоит оговориться, что во всем мире автомобили скорой помощи производят не автоконцерны, а отдельные компании, которые закупают базовые автомобили (как правило, грузовые фургоны), переоборудуют их и оснащают медицинской аппаратурой в соответствии со стандартами (в Украине это ГОСТ EN 1789:2019). И именно эти три составляющие (шасси, производство и медоборудование) и формируют конечную стоимость автомобиля скорой помощи.

И если стоимость базового автомобиля плюс-минус для всех производителей будет похожей (хотя у дилеров могут быть дополнительные скидки), то затраты на переоборудование и медоборудование — это статьи расходов, которые напрямую зависят от качества комплектующих.

Scania

И вот здесь-то дьявол и прячется. ГОСТ EN 1789:2019 может соответствовать любое оборудование: и китайское, и американское, даже если разница в цене между ними будет в десять раз. Стандарт требует наличия того или иного медоборудования, а функциональность детализирует сам заказчик.

Точно так же будут соответствовать стандарту и дешевые материалы вместо дорогостоящих (и более эффективных), например, для звукоизоляции и обшивки салона. Таким образом, чем меньше цена, тем менее качественными будут «скорые». И по всем заключенным договорам производители предложили самое бюджетное медоборудование китайского, украинского, корейского, турецкого и европейского производства.

Получается, правительство вместо того, чтобы качественно обновлять автопарк «скорых», стремится обновить его количественно, что не только не решает, а усугубляет проблему. Поэтому, после того как Национальная служба здоровья Украины внедрила пакеты услуг для экстренной медицинской помощи, областные ЦЭМП в 2021 году бросились обновлять автопарк «скорых» самостоятельно, с учетом своих потребностей и пожеланий медперсонала.

Впереди — вторая серия

В этом году Минздрав планирует провести еще одну закупку «скорых». Поговаривают, что в этот раз в министерстве решили поступить хитрее: отдать деньги на закупку регионам, но при этом дать им техническое задание, от которого нельзя будет отступать. Удобно — вроде бы децентрализация, и ответственность не на правительстве, но закупят то, что захотят в Минздраве.

В министерстве создали рабочую группу для подготовки техзадания, куда вошли эксперты, народные депутаты и, конечно, директор ГУО «Политехмед» Ростислав Картавцев. Судя по предложениям членов рабочей группы, война производителей за техзадание уже началась.

Разумеется, директор ГУО «Политехмед» Ростислав Картавцев сразу же предложил, чтобы минимальная мощность двигателей базовых автомобилей была не меньше 160 л.с. Но это требование членам рабочей группы вроде бы удалось исключить.

Второй спор возник из-за предложения «Политехмеда», чтобы у приемного устройства было положение «тренделенбург» (когда пациент наклонен головой вниз) с углом наклона 15 градусов. Это положение используется при некоторых операционных вмешательствах, когда требуется отток крови от органов таза и, по словам медиков «скорой», на практике никогда не используется при транспортировке пациентов. Однако Ростислав Картавцев настаивает, что положение крайне важно для «скорой» и именно с таким углом наклона. Почему? Потому что перечень приемных устройств с таким углом наклона очень и очень короткий.

Кстати, тот же Ростислав Картавцев заявил на заседании рабочей группы, что нужно исключить из техзадания такое требование к аппарату ИВЛ, как режим CPAP. Это режим вентиляции, который создает положительное давление в конце выдоха и не дает альвеолам слипаться (пациент не до конца выдыхает). На сегодня этот режим широко используется у пациентов с вирусными пневмониями (в том числе вызванными COVID-19). Почему исключить? По словам некоторых членов рабочей группы, режим CPAP расходует много кислорода, а по факту — он есть далеко не в каждом дешевом аппарате ИВЛ...

Отметился и народный депутат Украины Валерий Дубиль, среди прочего предложивший, чтобы для дефибриллятора было требование «использование двухканального кабеля ЭКГ». Курьез в том, что таких кабелей не бывает, поэтому его инициативу члены рабочей группы всерьез не восприняли.

Дело в том, что каждый производитель автомобилей скорой помощи оснащает свои «кареты» только тем оборудованием, которое сам ввозит в Украину или закупает у импортеров. То есть таким оборудованием, по которому у него есть контракты, и он гарантированно получит его в любых конкурентных обстоятельствах. Поэтому, как правило, у всех производителей оборудование в «скорых» одних и тех же брендов.

Если хоть по одной серьезной позиции в техзадании оборудование «не пройдет», то и сам производитель не сможет участвовать в закупке (нечем будет комплектовать машину). Именно поэтому через различных «экспертов» производители «скорых» пытаются протянуть антиконкурентные требования, чтобы другие участники не прошли, и они смогли получить весь заказ. Обычная практика, но очень странно, что в таких схемах участвуют должностные лица Минздрава и подконтрольных ему организаций.

Больше возмущает то, как далеко от реальных потребностей медиков пребывают чиновники. Рассуждая об углах наклона приемного устройства, количестве каналов кабеля ЭКГ-дефибриллятора, мощности двигателей, чиновники совершенно не думают о пациентах и медиках, для которых все это предназначено. Чиновники, народные депутаты и «эксперты» занимаются математикой, вместо того чтобы решать проблемы зарплат, качества медицинского салона, технологичности медоборудования и безопасности медперсонала.

«Мне хочется верить, что скорая помощь со всеми ее проблемами, потребностями и персоналом скоро попадет в повестку дня государства. Лечит не машина, а медики. И мы работаем за зарплату кассира в супермаркете. Только ответственность у нас немного разная. От наших действий зависит, в каком состоянии и доедет ли вообще пациент до больницы. Чиновникам наших проблем не понять, потому что когда им становится плохо, они вызывают частников. Там бригады могут быть даже менее опытны, чем мы. Но там же — лучше, ведь там другое медоборудование и другая мотивация», — резюмировала нашу беседу сотрудница одного из областных ЦЭМП.

Больше статей Ольги Гамелуш-Минчук читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме