«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Поделиться
«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ...Сочинение-рассуждение на заданную редакцией «ЗН» тему Жиз...

«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ...Сочинение-рассуждение на заданную редакцией «ЗН» тему

Жизни человека угрожают многие опасности - землетрясения, наводнения, ураганы, грозы, локальные и глобальные конфликты и войны… В мирное время в результате катастроф погибает ежегодно в среднем по земному шару 10 человек из миллиона. Современный homo saрiens рискует погибнуть также в результате транспортных происшествий, причем авиация (гражданская) занимает только второе-третье место, т.е. она - не самый опасный вид транспорта. Установлено, что на одну «случайную» жертву на воздушных трассах приходится примерно 100 «случайных» жертв на дорогах. Сейчас самая опасная часть воздушного перелета из одного аэропорта в другой - это переезд на автомобиле в аэропорт. Для сравнения: риск смерти от курения составляет примерно 1:2000.

Однако для особо опасных условий профессиональной деятельности (летчики-испытатели, летчики военных истребителей и вертолетов) характерен исключительно высокий уровень риска (от одного до десяти человек и больше на 1000 летчиков).

Одной из основных причин возникновения, развития и неблагоприятного исхода особых ситуаций в полете являются ошибочные действия летчика или других членов экипажа. По данным мировой статистики, человеческий фактор проявляется в 50-90% авиационных происшествий. Именно поэтому острейшая проблема современной авиации - это проблема человеческого фактора. Существует прямая зависимость аварийности от ошибок летчика, а хронической заболеваемости - от стажа летной работы.

Создавшаяся в авиации ситуация усугубляется целой палитрой причинных факторов: несовершенство авиатехники, ее эргономических характеристик, организации и условий деятельности авиаторов, недостаточность профессиональных знаний, негативные свойства психического, физиологического и социального статуса членов экипажей.

…Город Ирпень и Приирпенье - удивительная земля, расположенная в непосредственной близости от столицы Украины. У каждого, кто побывал в этих дачных местах на отдыхе, гостил или же приезжал сюда по служебным вопросам, остались прекрасные воспоминания об этом крае с его древними напоенными ароматом лесами и обширными лугами. По своим бальнеологическим свойствам этот регион следует сразу после знаменитого Кисловодска. В свое время практически все видные писатели Украины отдыхали и творили в этих тихих, благоуханных местах. Лучшего места для проведения международных научных форумов не сыскать.

Это в первую очередь отметили участники I Международного симпозиума по проблемам авиационной и космической медицины «Украина-Россия-AGARD/NATO». В его работе приняли участие ведущие специалисты Украины, России и стран НАТО, ученые Национальной академии наук Украины, Академии медицинских наук Украины, Российской академии наук, Министерства обороны Украины, Министерства здравоохранения Украины, НКАУ, СБУ, Национальной гвардии, ряда ведущих вузов, НИИ и крупных лечебных заведений.

Международный симпозиум проводился на базе НИИ проблем военной медицины, созданного в 1993 году из бывшего военного санатория. Институт расположен в ухоженном на западный манер хвойном лесу, имеет обширную территорию с размещенными на ней современными и хорошо оснащенными медицинской аппаратурой зданиями. В стенах института работает и проводит научные исследования высококвалифицированный медицинский персонал.

Открыл симпозиум первый заместитель министра обороны Украины генерал-полковник Иван Бижан, общепризнанный «международник» в силовых структурах нашего государства. В своей краткой (надо ему отдать должное) и содержательной речи он напомнил присутствующим об основных заслугах Украины в развитии авиации, ракетостроения и космонавтики. И.Бижан высказал уверенность в успешном проведении международного симпозиума и выразил надежду на то, что многие задачи и проблемы военной и космической медицины при их решении будут успешно спроектированы на сферу чисто гражданской медицины.

Приведу брифинг-дайджест наиболее запомнившихся докладов.

«Менять парадигму!»

Достаточно большой интерес у участников симпозиума вызвал доклад генерал-майора В.Пономаренко, академика Российской академии медицинских наук, главного консультанта ГосНИИ авиационной и космической медицины. Он продемонстрировал присутствующим необычную для большинства, и в первую очередь для официальной медицины, точку зрения, заключающуюся в том, что надо заниматься здоровьем здорового человека. Для этого предлагается создать банк данных о здоровье пациентов (для начала - летчиков и космонавтов), создать прогнозные модели изменения состояния их здоровья, определить его ресурсы. Докладчик сделал, по его словам, дерзкий вывод: бытующая до настоящего времени парадигма «в центре внимания медицины - больной» неэффективна. Как только эта парадигма будет снята, появятся новые перспективы в научных исследованиях по профессионально-психологическому отбору кандидатов на различные авиационные специальности.

Академик привел тревожные факты, свидетельствующие о быстро прогрессирующем ухудшении здоровья летного состава. Так, до 37 лет происходит большинство дисквалификаций летчиков. До 35 лет большинство из них поражено неврозами различной степени тяжести. 57% списываются внезапно, сразу же после первичного обращения к своему врачу за медицинской помощью. Возраст списания летчиков сильно уменьшился. Сейчас он уже достиг 32-34 лет, т.е. летчик после окончания летного учебного заведения выполняет свою работу только в течение 10-11 лет, а далее, из-за выработки жизненных ресурсов организма человека, его лишают любимой работы. Из числа списанных с летной работы лиц - 90% составляют летчики 1-го и 2-го классов.

Таким образом, пилот совершенно социально не защищен. К моменту выхода российского экс-летчика на пенсию ему насчитают 360 тысяч рублей пенсии, что совершенно недостаточно для поддержания приемлемого жизненного уровня. Интенсивный износ организма летчика объясним. Особенно это относится к летчикам-истребителям, которые с достаточной надежностью должны работать при перегрузках 8-9g, выдерживать до 12 часов непрерывной работы в качестве пилота, адекватно реагировать на многократное пересечение часовых поясов.

Академик В.Пономаренко показал необходимость заниматься выработкой компенсационных мер по восстановлению ресурсов организма, а не общепринятой реабилитацией, которая не сможет устранить разницу в 10-12 лет между биологическим (большим) и хронологическим возрастом летчика. Он подчеркнул, что в условиях СНГовского рынка основной фактор резкого ухудшения здоровья не только летного состава, но и населения в целом - не гигиенический, а психологический. Этот фактор и является основным в возникновении за последний год 77 летных происшествий, 60% из которых - это грубые нарушения летного режима.

В кулуарах я взял интервью у участника украинской делегации на симпозиуме докторанта Военно-медицинской академии О.Люлько, работавшего ранее, до переезда в

г. Киев, с академиком В.Пономаренко, а ныне продолжающего научные исследования по сходной с его российским коллегой теме. И вот его мнение по затронутому вопросу: «Действительно, вся летная экспертиза у нас строится по допусковому принципу: годен - не годен. Реальное состояние здоровья лиц летного состава, запас ресурсов здоровья, тенденции к их изменению абсолютно не интересуют медиков по той простой причине, что они строго и пунктуально выполняют требования соответствующих медицинских документов. А в соответствии с этими документами предусмотрен только допусковый контроль. Поэтому ни о каких компенсаторных коррегирующих воздействиях на организм человека с целью возобновления или по крайней мере замедления темпов выработки ресурсов организма говорить не приходится.

Границы допусков годности по различным органам и системам человека носят условный характер. Наш авиаврач не является лицом летающим в отличие от авиаврачей многих цивилизованных стран. Поэтому состояние, особенно пограничное, летчика ему не понять. Да и если посмотреть правде в глаза, наш авиаврач, как правило, к голубому цвету неба имеет самое отдаленное отношение - обычно это «краснопогонник».

Где авиационный врач?

Представитель украинской делегации на симпозиуме заместитель начальника НИИ проблем авиационной медицины доктор медицинских наук В.Варус аргументированно доказывал необходимость открытия медицинской специальности «авиаврач». Интерес представили собранные им статистические данные о неблагоприятных факторах профессиональной деятельности летчика (оператора) и окружающей среды. За последние пять лет уровень профессиональных качеств летного состава ухудшился в полтора раза. Уровень влияния некоторых факторов на отдельные физиологические системы иногда превышает гигиенические нормы в несколько раз. Отсюда и возможности по наращиванию и истощению морфологических ресурсов человека. В последнем случае возможны досрочная профессиональная дисквалификация, преждевременное старение и сокращение продолжительности жизни. Он предложил возможные методики раннего выявления и коррекции функциональных нарушений у летчиков (операторов) в процессе профессиональной деятельности.

«Мамо, мамо,

рiдна i кохана...»

Весомым и достаточно нацеленным на повседневную практику показался мне доклад профессора Н.Макаренко, представлявшего интересы сразу двух организаций - Украинского института физиологии им. А.Богомольца и НИИ проблем военной медицины, - крупного украинского специалиста по методам и методикам проведения профессионально-психологического отбора кандидатов для освоения профессий, связанных с работой в условиях повышенного риска. В своем спиче он привел весьма красноречивые цифры . Оказывается, по американским источникам, каждый доллар, вложенный в разработку и внедрение программно-методических тестирующих комплексов, применяемых при отборе кандидатов на профессии, связанные с риском, приносит 1000 долларов прибыли, т.е. реальная прибыль от применения процедур профпсихотбора составляет 100000%. С использованием тестовых процедур американцы экономят на каждой сотне подготовленных летчиков 6 млн. долларов. Исследования, проводимые в институте физиологии, показали высокую взаимосвязь врожденных генетических свойств людей с подвижностью и качеством происходящих в их организмах нервных процессов, а в дальнейшем и связь последних с успешностью обучения и приобретения профессиональных навыков. Для выявления свойств основных нервных процессов разработаны и использовались программно-технические и аппаратные комплексы, позволяющие с высокой степенью достоверности определять количество и качество переработки информации по дифференцированию положительных и тормозных раздражителей, предъявляемых человеку-оператору (в частности, кандидату в летчики) с разной степенью сложности. Докладчик привел результаты применения предложенных методик. Оказывается, при использовании стандартных процедур отбора, при которых кандидатами в летчики становились и абитуриенты с низким уровнем нервных процессов, отчисляемость составляла до 60% (прекрасно помню, как в 80-е годы мы набирали на первый курс наших славных летных училищ в Чернигове и Харькове по 300 человек, а выпускали - по 90-115 человек. - В.Ш.). Разработанные автором и опробованные на большом массиве курсантов методики позволили добиться отчисления за весь период обучения (четыре года) не более 14% от первоначально набранного контингента обучаемых. Заодно на 40-70% повышается надежность человеко-машинных систем управления, типовым звеном которых может быть летчик. Так что, будущие кандидаты в летчики, «тщательнее», как говорил М.Жванецкий, изучайте свою родословную и оценивайте свои шансы.

«To be or not to be...»

Судя по выступлению и неоднократным довольно резким, но справедливым суждениям доктора биологических наук В.Горбунова, представителя АНТК им. О.Антонова, можно считать радикалом в науке. Почему? Понятно и так. Сколько тяжелых летных происшествий за последние годы выпало на долю славного коллектива. Это не могло не наложить свой след на неравнодушные к судьбам авиации и родной фирмы души ученых научно-технического комплекса. Люди с тревогой ожидают, кто следующий? О безопасности полета и роли человеческого фактора в ее обеспечении и говорил докладчик. Он подчеркнул, что надо попытаться изменить установившийся на протяжении многих десятилетий в авиации стереотип: «Летает технический объект (самолет, вертолет, пилотируемый космический корабль)» и перейти к постулату: «Летает человек (летчик, член экипажа)» и тем самым перейти к решению всех вопросов в авиации через призму человека и его особенностей как основного звена сложной человеко-машинной системы. По его мнению, при реализации этого постулата очень высока вероятность того, что мы не говорили бы о печальных примерах последних лет - это летные происшествия с самолетами ОКБ О.Антонова - Ан-12, Ан-74, Ан-124, Ан-32П и, наконец, Ан-70. И тогда вероятность благополучного завершения полета Ан-70 практически не будет зависеть от того, сколько самолетов сопровождения выделять для выполнения полетного задания. И нам не придется участвовать в очередных похоронах и поминках. Но для этого необходимо во всех случаях летных происшествий всегда доходить до сути и давать точный и конкретный ответ на вопрос: «Кто виноват?» Так, как это делают на Западе, не утаивая и не фальсифицируя полетную и иную информацию и излишне не переживая за потерю своего авторитета, как это постоянно делал чеховский Беликов в блестящем произведении «Человек в футляре», постоянно с оглядкой произнося: «Как бы чего не вышло!»

Ведь смогли же гордые французы в июне прошлого года сверхоперативно создать международную комиссию по расследованию причины взрыва их прогнозируемой супер-гордости - ракеты-носителя «Ариан-5» и точно определить виновников национального позора, бездумно инсталлировавших программное обеспечение менее маневренной и менее мощной ракеты-носителя «Ариан-4» на новую ракету.

Смогли и американцы точно определить причину катастрофы космического шаттла «Челленджер», стартовавшего 22 июня 1986 года. Фирма-производитель ракетного двигателя с дефектными крепежными болтами фирмы «Мортон Тайокол Инк.» вынуждена была выплатить многомиллионные суммы родственникам погибших астронавтов (в среднем по два миллиона долларов за каждого).

Естественно, при такой гласности и открытости всего, что касается летных происшествий, социальной защищенности семей космонавтов ответственность каждого физического и юридического лица, причастного к обеспечению полетов, существенно возрастает .

Докладчик подвел итог своим неоднократным выступлениям на симпозиуме, перефразировав выражение Козьмы Пруткова, подав его в следующей редакции: «Зри в экипаж! И истина безопасности тебе откроется».

«Позвони мне, позвони...»

Информационно насыщенным оказалось выступление представителя российской делегации кандидата медицинских наук А.Чунтула. Он сообщил, что в г.Москве на базе ГосНИИ авиационной и космической медицины создан по образцу развитых стран мира Центр добровольных сообщений по безопасности полетов (линия доверия), куда стекается информация на основе добровольных конфиденциальных сообщений о различных ситуациях, прямо или косвенно снижающих безопасность полетов.

Активный интерес мировой авиационной практики к программе добровольных сообщений как перспективного звена в системе обеспечения безопасности полетов наблюдается уже более двух десятилетий. Практически одновременно в США (1975 г.) и Австралии (1976 г.) были введены программы добровольного представления на конфиденциальной основе сообщений о проблемах безопасности полетов. Затем аналогичные программы были введены в Великобритании и Канаде (1982 г.), Новой Зеландии (1987 г.) и Германии (1993 г.). Существенно, что в этих странах статус программ добровольных сообщений определен официально, с государственным финансированием и руководством на уровне федеральных авиационных управлений.

Содержание этих сообщений свидетельствует о наличии значительной части сложных повторяющихся ситуаций, представляющих реальную угрозу безопасности полетов во всех родах авиации, которые остаются вне сферы деятельности существующей официальной системы учета анализа и профилактики аварийности. Проведенный анализ добровольных сообщений и конфиденциальных анкет показывает, что до 85% летчиков в своей летной практике попадают в сложные ситуации. Однако лишь о 60% случаев сообщается по команде. О содержании же 40% случаев ничего не известно. Этим создаются условия для их повтора.

Опыт работы зарубежных аналогичных центров показывает, что только в США с помощью добровольных сообщений за 10 лет удалось предотвратить в среднем не менее одной катастрофы в год, сохранив тысячи человеческих жизней, значительные материальные средства, а также авторитет авиакомпаний и авиации в целом.

Гуманистами-пацифистами показали себя на симпозиуме генералы и старшие офицеры НАТО/AGARD. И это было удивительно для нас (желаем мы того или нет), прочно впитавших в свою подкорку образ империалистов-милитаристов со звериным оскалом. И все присутствовавшие в зале почувствовали, что действительно «лед тронулся...». Речи гостей из дальнего и очень дальнего зарубежья носили несколько миссионерский характер, а по структуре были репрезантационного типа с глубоким экскурсом в историю авиационной медицины и возглавляемых ими авиационно-медицинских центров и институтов. Начало такой подаче материала положили американцы, а потом даже немцы, более того, некоторые русские (например, профессор, генерал В.Иванов) приняли форму подачи американских спичей за стандарт. Очевидно, что такая подача материала носила не только рекламный характер, но и нацеливала участников симпозиума на завязывание двухсторонних связей с организациями, от имени которых выступали наши гости. Уже в первый день работы симпозиума запас визиток у гостей исчерпался. Практически каждое из выступлений весьма признательно оценивалось достаточно громкими и дружными аплодисментами.

«Go оn, America!»

Буквально всех очаровал бригадный генерал Роберт Белихар, руководитель учебного и научно-исследовательского Центра по человеко-машинным системам американских ВВС. Во всей его речи сквозила гордость за страну, гражданином которой он является. Он подчеркнул, что все задачи возглавляемый им центр решает, следуя генеральной концепции построения «наиболее уважаемых в мире авиакосмических сил, способных обеспечить Америке мировое могущество». Ежегодно на функционирование центра, в котором работает 3082 человека, из них 962 - ученые, государство выделяет 600 млн.долларов. Для функционирования ряда учебных курсов, организованных в центре, подобран высококвалифицированный преподавательский и инструкторский состав, причем соотношение количества обучаемых к количеству обучающих составляет около 1,5 (помню, как в далеко не худшие для авиационных вузов СССР времена несбыточной мечтой было достичь планируемого тогда соотношения 8. - В.Ш.). О мощи центра свидетельствует тот факт, что в 1997 году он собирается подготовить по различным направлениям около 7000 специалистов для авиации.

После выступления генерала, в перерыве работы симпозиума, я взял у него блиц-интервью. Прежде чем отвечать на поставленные мною вопросы, генерал деловито прощупал мои бицепсы и, мне показалось, остался доволен. На вопрос об его идеале летчика он ответил, что это должен быть хорошо развитый физически человек, с прекрасными психофизиологическими качествами, обязательно некурящий (в его центре количество курящих не превышает 10%), независимо от того, мужчина это или женщина, имеющий великие цели. Руководство центра при приеме на работу или на учебу в центр ориентируется в основном на контрактную систему. Типовой договор представляет собой весьма детализированный документ со множеством взаимных обязательств. Параметры здоровья учитываются в первую очередь. Так, если лицо, заключившее контракт, набирает лишний вес или же теряет свою физическую форму, на него накладываются санкции в виде штрафов и снижения зарплаты. Если за определенный срок это лицо не приходит в кондицию, то договор с ним расторгается с достаточными материальными издержками с его стороны.

Союзники

Заместитель начальника

AGARD/НАТО, он же руководитель аэрокосмической панели (понашему - секции) НАТО, генерал Гастон Алексис поведал о том, что АGARD (Advisory Grouр for Aerosрace Research and Develoрment) успешно существует вот уже в течение 45 лет. Он рассказал о структуре этой многопрофильной организации, ее задачах и целях, международных контактах. Оказывается, эта организация занимается не только вопросами военного характера, но и работает в гражданских целях. Генерал не забыл высказать искреннее соболезнование семьям и родственникам погибших в авиационной катастрофе 145 пассажиров, среди которых большинство составляли украинцы, закончившие свой жизненный путь в далеком от Украины районе

о.Шпицберген.

Представитель военно-воздушных сил Германии, руководитель центрального военно-медицинского института генерал Эрхард Роэдиг сравнил военного пилота с верблюдом, заваленным непосильными для обычного человека нагрузками. По его данным, наиболее вырабатывают свои ресурсы, истощаются физически и особенно психически летчики винтокрылой авиации (36% процентов; для истребителей - 22%). Если летчик люфтваффе смог долетать до 41 года, то с этого периода немцы самое пристальное внимание уделяют контролю за его состоянием здоровья, к основным причинам ухудшения которого, кроме естественного старения, относят отсутствие тренировок, избыточный вес и гиперкинезию. Меня поразил тот факт, что полное медицинское обследование (наши пилоты называют его ВЛК) немецкие летчики проходят за три дня (у нас - за несколько недель). Руководство института самое неослабное внимание уделяет работе по снижению числа курильщиков. Генерал Роэдиг рассказал о немецкой системе эвакуации раненых и больных (аэромедицинской эвакуации). Были приведены следующие цифры: за время второй мировой войны американцы посредством авиации эвакуировали более полутора миллионов человек. В институте разработаны специальные реанимационные носилки с необходимой диагностической и лечебной аппаратурой. Для оказания скорой помощи в стране выделены и находятся в режиме боевого дежурства самолет типа С-17 и 55 вертолетов. Разработанная в Германии система аэромедицинской эвакуации позволяет доставить практически любого пациента в пункт оказания радикальной медицинской помощи буквально за 15-20 минут.

На мой вопрос, каково отношение немцев к истребителю МиГ-29, который можно рассматривать как трофей, полученный при присоединении ГДР к Западной Германии, доктор Роэдиг ответил, что немцы весьма удовлетворены летно-техническими характеристиками этого типа боевого самолета и намереваются использовать его на вооружении немецких ВВС, по крайней мере до 2009 года.

Среди других англоязычных выступлений запомнились выступления представителя Канады, одного из руководителей медицинской службы штаба национальной обороны доктора Дэвида Солисбери (вопросы профпсихотбора летчиков и членов экипажей), руководителя аэромедицинской исследовательской лаборатории армии США доктора Дэнниса Шанахана (о пользе командного духа при проведении конкретных научных медицинских исследований) и главного консультанта по научным исследованиям той же лаборатории доктора Кента Кимболла (о системном подходе при выполнении медицинских научных программ).

Земля

в иллюминаторе

На проводимом в г. Ирпене

I Международном симпозиуме по авиационной и космической медицине явно просматривались два основных тематических направления: первое - это авиационная медицина и второе, очень молодое, - космическая медицина.

Вообразите себе, что вы заболели, находясь за сотни миль от ближайшего пункта оказания медицинской помощи. Как вам быть? Космонавты вращаются вокруг Земли на высоте свыше 160 км, а космонавты космического корабля «Аполлон», находясь на Луне, были отдалены от своего дома на 400000 км. Вот где фактор здоровья имеет исключительное значение.

На протяжении первых трех десятилетий полетов в космос космонавты страдали различными типами болезней и в разной степени заболевали ими.

Земное притяжение вдали от нашей планеты является весьма малым или практически бесконечно малой величиной (микрогравитация). В этой обстановке невесомости половина всех космонавтов страдала недугами типа морской болезни или болезнями, возникающими при езде на автомобиле - головокружение, тошнота, рвота. Они проявлялись, как правило, при начальном этапе полета на орбите. Некоторые испытывали признаки этой болезни в течение одного или двух дней, а затем адаптировались. Другие испытывали мучения на всем протяжении космического путешествия. Ощущение болезни возникало не сразу после запуска. Очевидные симптомы болезни развивались через день или позже после взлета.

Космонавта СССР Германа Титова, второго человека, побывавшего в космосе на космическом корабле «Восток», тошнило в течение всего его полета на протяжении 25 часов 18 минут. Он был первым человеком, проспавшим в космосе на протяжении 16 витков вокруг Земли в 1961 году. Однако тошнота не покинула его и во время сна.

О первой в мире женщине-космонавте и ее ощущениях, особенно во время посадки, лучше не говорить.

Космические болезни могут вызываться воздействием невесомости на органы слуха и зрения. Врачи заранее не могут предсказать, кто же из будущих космонавтов заболеет в полете. Специально используемые для предотвращения болезненных симптомов лекарства, которые используются на Земле, в космосе не действуют.

Многие болезненные ощущения обусловлены состоянием внутреннего уха. Внутреннее ухо управляет равновесием. Влияет ли высокое ускорение при выводе космического аппарата на орбиту на функции внутреннего уха или же что-либо другое вносит нарушения в его работу? Эти вопросы исследуются.

Многое зависит от того, в каком положении находятся космонавты при запуске и при посадке, меньше - от их положения в процессе самого полета. Трое космонавтов, побывавших в космосе на американском шаттле «Челленджер» в 1985 году, Эрнст Мессершмидт и Рейнхард Фарер из Германии и Вуббо Оккелс из Нидерландов, подтвердили в 1990 году, что запуск космонавтов в положении лежа на спине может усилить болезненные ощущения.

Первая задержка запуска космического корабля по состоянию здоровья космонавтов связана с запуском «Аполлона-9», когда взлет был задержан в 1968 году на 4 дня по причине одновременного заболевания членов экипажа Джеймса А. Макдивитта, Дэвида Р.Скотта и Рассела Л.Швейцкарта.

Позже, в конце того же года, Уолтер М. и Счира Д., находясь на борту космического орбитального аппарата, впервые простудились в космосе. В течение десяти дней пребывания в космосе их напарники Дон Ф. Эйзель и

Р. Уолтер Кеннингэм также простудились, заразившись от Счира, в связи с чем наземные операторы группы управления полетом приняли решение производить посадку космического корабля со снятыми шлемами у членов экипажа.

Запуск в 1970 году многострадального космического корабля «Аполлон-13» также был омрачен болезнью экипажа, однако запуск не прекратили по той простой причине, что была уже проведена подготовка другого экипажа .

Для профилактики заболеваний астронавтов НАСА разработало свой медицинский кодекс, в соответствии с которым никто за 7 суток до вылета не должен приближаться к астронавтам. Кроме того, предписывалось использовать изолирующие маски.

Первый случай болезни на борту космической станции зафиксирован в 1985 году, когда советский космонавт Владимир Васютин находился в лихорадке с температурой 40°С, выполняя задание на «Салюте-7». После возвращения на Землю он был немедленно госпитализирован и находился на излечении в течение целого месяца.

В 1987 году у другого советского космонавта Александра Лавейкина после шестимесячного пребывания на орбите произошли резкие изменения в работе сердца, в связи с чем выполнение задания было незамедлительно прекращено.

Украинский космонавт Анатолий Левченко в возрасте 47 лет проходил тренажную подготовку к полету на советском шаттле. Однако спустя 8 месяцев с момента его возвращения с космической станции «Мир» в 1988 году он умер от образовавшейся в коре головного мозга опухоли. Врачи, производившие хирургическую операцию, не смогли его спасти.

Владимир Титов и Муса Манаров провели на орбите целый год. Невесомость, в которой они пребывали, привела к тому, что они, приземлившись, в течение двух суток не могли восстановить работу вестибулярного аппарата и теряли равновесие.

Случаев, связанных с нарушением здоровья космонавтов, сейчас насчитывается более сотни. Есть широкое поле для деятельности медиков, работающих в области космической медицины, и специалистов по созданию систем жизнеобеспечения экипажей космических аппаратов.

«Выхожу один я

на дорогу...»

К сожалению, тон в освещении достигнутых научных результатов в области космической медицины задавали только представители украинской делегации: профессор Вадим Березовский, профессор Валентин Яценко, академик Виталий Кордюм..

Первый из них довольно ярко нарисовал картину возможного обеспечения гомеостаза (постоянства параметров и характеристик) живых организмов при их длительных космических путешествиях. Для ученых в настоящее время не является проблемой обеспечение функционирования живых организмов в космосе на время их пребывания в нем до полугода. Однако ученые уже работают над медицинским обеспечением космических полетов на срок до трех лет. А затем уже необходимо думать и о долгосрочных космических вояжах, срок которых исчисляется несколькими десятками лет. Основными физическими факторами, которые действуют на организм космического человека, являются гипер- и микрогравитация, а также космическое излучение. Люди в космосе вынуждены принимать денатурированную пищу и дышать денатурированным воздухом. На этом фоне происходит заметное вымывание кальция из организма человека. А кальций является регулятором жесткости не только костей, но и клеток живых существ. Убывает костная масса. Наблюдается острая дистрофия. Естественно, при возвращении космонавтов в условия нормальной земной гравитации после длительных космических путешествий у них начнутся разрушения позвонков, бедер, челюстей. Как раз на возможности восстановления ресурсов живых организмов после длительных космических путешествий и направлены усилия медиков, работающих в области космической медицины.

«Я помню чудное мгновенье...»

В заключение хочется отметить, что I Международный симпозиум по авиационной и космической медицине безусловно удался. Приятно было видеть и членов российской делегации, и членов делегации АGARD/НАТО. Укреплены или возобновлены старые, налажены новые творческие и просто человеческие контакты. Братья-славяне встретились как будто после долгой вынужденной разлуки. Так, российский генерал, профессор Владимир Иванов с трибуны симпозиума сказал: «Я после долгого перерыва прибыл в этот священный для каждого православного город (Киев) и испытываю особое волнение... Призываю всех присутствующих сконцентрировать свои усилия на том, что объединяет нас. А объединяет нас - наука... Так давайте обратим самое пристальное внимание на выявление и решение проблем, которые будут стоять перед человечеством планеты в XXI веке!» Лучше не скажешь.

Перефразируя знаменитые слова Ф.Достоевского, хочется верить, что «наука спасет мир!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме