Можно ли считать патологией леворукость? И нужно ли переучивать «левшу»?
Н.Великий г.Днепропетровск.
Бенджамин Франклин, Микеланджело, Леонардо да Винчи, а также бессмертный герой русского писателя Лескова - тот самый, что подковал блоху, - отличались леворукостью. И наш сегодняшний собеседник - доктор медицины, член совета экспертов медико-биологического общества «Гиппократ» Александр Полюхов - туда же. Сам будучи левшой, ученый двадцать лет к ряду всесторонне наблюдал, изучал, анализировал леворукость как явление на базе Украинского НИИ геронтологии. Солидное время, потраченное на «вопрос», позволило сделать любопытные выводы.
Плохиши
и знайки
- Александр Михайлович, есть смысл обратиться к истории вопроса. Ясно одно: леворукость - это один из нехарактерных, немассовых исключительных признаков, сопутствующих человеку. Чего больше исторически и традиционно по отношению к левшам - почтения, предвзятости или всего понемногу?
- Если взять за точку отсчета слова из Евангелия от Матфея, где описан Страшный суд, то предвзятости с негативным оттенком. Сказано же: «...Тогда скажет Царь тем, кто одесную его: Приидите, благославении Отца Моего, унаследуйте царство, уготованное вам от начала мира... Тогда скажет тем, кто слева: Идите вы от Меня, проклятые, в огонь вечный который сатане и его посланникам уготован». В английском языке, например, синонимами слова «леворукий» служат понятия «неумелый», «злой», «нерасторопный», «подлый». По-французски - это «неповоротливый». По-итальянски - «лживый». В испанском языке - «глупый».
Причины такого предвзятого отношения к левой руке - туманны. Леворукость издавна считается чем-то из ряда вон выходящим, а шульга (так наши предки называли левшу) не совсем нормальным. Фамилии Шульга, Шульженко, Шульгин имели унизительный оттенок.
- С леворукостью рождаются?
- В общей массе населения Земли левши составляют примерно пять процентов. Их, как правило, больше среди близнецов, нежели в среднем в популяции. Обоснование такое: если не все, то значительная часть леворуких детей рождаются в результате каких-то неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (интоксикация, инфекция, алкоголизм, стрессы, физические травмы, в том числе и родовые). У части левшей (подчеркиваю, не у всех) наряду с леворукостью наблюдается еще какие-то дефекты - или незначительные, или очень значительные: необычная форма ушей, шестой палец, ущемление позвоночника, порок сердца. Имеет значение также возраст матери, так как у женщин после 25 - 27 лет чаще рождаются склонные к леворукости дети. Серьезные патологии имеются эдак процентов у пяти левшей. Остальные - как все. Многие левши могут похвастать хорошим и нормальным здоровьем. Интересно, что селективного отбора с возрастом, при старении касательно леворуких не происходит. А что касается особенностей талантливости, то четких статистических данных, строго математически это подтверждающих, не существует. Сложность в том, что левшей мало, а гениальных людей еще меньше. Но есть и среди левшей приличные люди. Говорят, у Аристотеля, Ньютона и Эйнштейна тоже наблюдались склонность к леворукости.
Асимметрия мира как основа объективной красоты
- А какого мнения по поводу леворукости придерживается научная общественность?
- Настоящие научные исследования этого феномена начали производиться, начиная с середины прошлого столетия. В 1861 году французский врач Поль Брока подал результаты сопоставления анатомического изучения с клиническими симптомами пациента, у которого после инсульта развился паралич правой руки и ноги наряду с утерей речи. Брока определил, что речевой центр помещается в коре лобной части левого полушария мозга рядом с центром движения ведущей (правой) руки. Дело в том, что нервные пути от правой руки ведут к левой части мозга, а от левой руки - к правой его части. Это открытие Брока позже подтвердилось. На самом деле, у большинства людей, в том числе у половины левшей, речевой центр находится в левом полушарии мозга. И только у части левшей этот центр - в правом полушарии. Была также обнаружена небольшая часть людей, у которых речевые центры имелись и в правом, и в левом полушариях. Поскольку у большинства все же и центр речи, и центр движения ведущей руки пребывают в правом полушарии, то это полушарие получило название доминантного.
Долгое время считалось, что правое (молчаливое) полушарие выступает только придатком левого. Но вскоре удалось сделать интереснейшие открытия относительно взаимоотношений между двумя полушариями человеческого мозга. Оказалось, что правое полушарие вовсе не второстепенно. Вся деятельность мозга разделена между его частями. Таким образом левое полушарие преимущественно отвечает за понимание речи, ее воспроизведение, чтение, абстрактно-логическое мышление, действия ведущей руки, чувство ритма, а правое полушарие владеет пространственно-зрительным мышлением, ориентацией, восприятием зрительных впечатлений и мелодий, эмоциями.
Таким образом феномен право-леворукости является только частью общей, весьма загадочной проблемы асимметрии между полушариями мозга. Существуют разнообразные гипотезы. Одна из них появилась в прошлом столетии и связывает феномен праворукости с тем, что большинство воинов прошлых столетий держали левой рукой щит, дабы защитить свое сердце, поскольку меч держали в правой руке, которая постепенно в ходе истории приобретала все большую реактивность и стала использоваться во многих видах жизнедеятельности. Но это объяснение не проясняет причину леворукости. Иная гипотеза была связана с тем, что из-за несеметричности расположения внутренних органов, например, печени, центр тяжести тела наклоняется вправо, поэтому и равновесие легче удерживать, стоя на левой ноге. Это в свою очередь облегчает подвижность правой руки. Но и эта гипотеза не объясняет причину леворукости.
Высказывались также предположения, что доминирование левого полушария и преимущество одной из рук - результат асимметричного развития мозга.
- Это как в песне из «Шербургских зонтиков»: «В мире, как обычно, нет гармонии»?
- Асимметрия - это не дисгармония. Соотношение 30 к 70 сохраняется во всей живой и неживой природе и считается, что это тот самый признак золотого сечения, исповедуемый мастерами-фотографами.
Асимметрия имеет место на разных уровнях организации природы. Молекула ДНК, то есть основная структура, несущая гены, имеет форму правой спирали. Среди белков превалируют левые формы. Электроны тоже асимметричны - этот феномен в физике называется хиральностью («рукостью»). К сожалению, доказательств взаимосвязи между асимметрией молекул и устройством мозга нет.
Вместе с тем известно немало фактов, касающихся структурной и поведенческой асимметрии у многих живых существ. «Преимущество» какой-либо одной из двух ног существует у многих животных: кошек, собак, обезьян и даже у крыс и мышей. У некоторых видов певчих птиц, например у канареек, повреждение левого полушария приводит к потере способности петь, чего не наблюдается при повреждении правой части мозга.
Важным фактором, который способствует становлению функциональной асимметрии, является развитие специализации функций мозга после рождения посредством опыта и целенаправленной деятельности, в том числе и речи. Если у новорожденных асимметрия полушарий почти не проявляется, пребывая в зачаточном состоянии, то потом, в течение многих лет жизни, она формируется и обретает стойкость. Известно, что переучить ребенка «с левой на правую» руку достаточно легко, чего не скажешь о взрослом человеке.
Переучивать -значит портить
- Александр Михайлович, насколько мне известно, лично вы вроде как не совсем и левша: вас в детстве переучили. То же самое делают родители и педагоги с большинством детей, склонных к леворукости. Насколько оправданно переучивание?
- Конечно, есть смысл родителям, которые заметили, что их ребенок левша, обратиться к специалистам в области нейропсихологии и психиатрии за советом. Это очень важно в связи с переучиванием.
Нужно ли переучивать? Отвечая на этот вопрос, стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, большинство леворуких развиваются нормально. Стоит ли вмешиваться в процесс нормального развития мозга? Во-вторых, леворукость у части левшей компенсируется за счет большой пластичности мозга еще в раннем детстве: мозг привыкает к своим особенностям и переучивает не руку, а самое себя. Не стоит ломать то, что сложилось, насильно вламываться в деликатный процесс формирования функций мозга и их тонких взаимодействий у ребенка.
Еще в 1985 году в Луганске прошла тогда еще Всесоюзная междисциплинарная школа-семинар «Охрана здоровья леворуких детей», в которой принимали участие психологи, психиатры, нейрофизиологи, гигиенисты, педиатры и педагоги. Многочисленные научные выводы были единодушны: переучивание леворуких детей отрицательно сказывается на их здоровье - и физическом, и особенно психическом. Оно может сопровождаться различными нарушениями речи, заиканием, разными формами неврозов и так далее. Во многих экономически развитых странах под действием научных выводов уже много лет не переучивают левшей.
Таким образом, обращаем внимание родителей, воспитателей и учителей: не трогайте левшу - пусть бросает мяч, рисует и пишет той рукой, какой ему удобнее...