Евгений Товстуха |
Фактически до недавних пор отношение к фитотерапии в нашей стране было неоднозначным. В Украинской Советской Энциклопедии (1985 год) вообще нет такого термина. Только в 1992 году впервые в Украине появился энциклопедический справочник «Лекарственные растения» под редакцией академика АН УССР А.Гродзинского. О современном состоянии фитотерапии разговор с известным врачом Евгением ТОВСТУХОЙ.
— Известно, что при советской власти фитотерапевтам не только не помогали в их деятельности, — их даже преследовали как «инакомыслящих». Евгений Степанович, на ваш взгляд, изменилось ли что-либо в этом плане?
— Однозначно, да. Десять лет независимости Украины — время расцвета моей деятельности. Именно за эти годы при поддержке НИИ фармакологии и токсикологии я создал официально, впервые в мировой практике, амбулаторное заведение для лечебной и профилактической помощи средствами фитотерапии. Оно так и называется — «Фитоцентр». За последнее десятилетие опубликовал двенадцать работ по украинской народной медицине и фитотерапии. Наконец, имею государственные отличия за свою деятельность. Теперь я могу работать для пользы народа открыто, поэтому силы свои направляю на главное дело жизни. Жаль, конечно, что так долго мне приходилось кому-то что-то доказывать. Хотя это меня закалило.
— Сейчас появилось очень много тех, чья деятельность в той или иной степени альтернативна медицине официальной. Экстрасенсы, разнообразные «целители», предлагающие чудодейственные препараты, рецепты — естественно, за соответствующую цену.
— Разумеется, нельзя так просто отдавать инициативу сомнительным энтузиастам, которые часто без медицинского образования и клинического опыта, а с доминантой мистики и оккультизма, антинаучно толкуя непростые процессы возникновения и лечения сложных болезней, предлагают через многочисленные СМИ свои услуги. Эти деятели, злоупотребляя доверчивостью людей, давая советы, очень часто противоречащие не только медицинской науке, но и здравому смыслу, причиняют вред здоровью пациентов.
— А как сейчас относится официальная медицинская наука к народной медицине?
— По-разному. С одной стороны, прослеживается заинтересованность достоянием самобытного опыта украинцев в народной медицине, а с другой — определенная инерция, а то и полнейшее пренебрежение этим опытом. Научным и практическим заведениям, как мне кажется, следует наконец окончательно избавиться от недоверия к народной медицине и фитотерапии и начать ее фундаментальное научное изучение. И высокопоставленный медицинский чиновник, и практикующий врач, ежедневно пропагандирующий или использующий патентованные драже или таблетки из Европы и США (чаще усложняющие состояние больного, чем способствующие выздоровлению), должны наконец понять, что фитотерапия — проверенное тысячелетиями неисчерпаемое богатство и источник здоровья. Пренебрежение фитотерапией в наше время, отношение к ней как к чему-то несущественному, неактуальному причиняют непоправимый вред всему народу. Говорю так не только потому, что мне это, мол, выгодно.
— Слово «выгода» напоминает о том, что фитотерапия перебывает ныне в жестком поле конкуренции с синтетическими лекарствами, которые, согласитесь, удобнее в применении и часто кажутся более эффективными.
— Химпрепараты, как известно, часто не лечат, а «выравнивают» на определенное время определенную комфортность состояния души и тела, и отсюда — их кажущаяся эффективность. Биологически или фармакологически активные вещества лекарственных и съедобных растений — это тот природный неисчерпаемый источник, который и предотвращает недуги, и лечит их, и восстанавливает процессы жизнедеятельности.
— Вы рассматриваете украинскую народную медицину не только как траволечение, но и как значительный комплекс коллективного опыта с соответствующими установками и «технологиями» положительного влияния на человеческие дух, душу и тело.
— Да, народная медицина никогда не была для украинцев моноотраслью и не развивалась в каком-то одном направлении — только лечебном или только профилактическом. Фактически речь идет о фитоэтнологии. Сюда входили использование целебных растений, магия слова, ритуалы, заговаривание людей (пан-хозяин, хозяйка, дети), добрых и злых сил природы. По существу весь круговорот будней и праздников был подчинен идее, которую мы сегодня называем здоровым образом жизни, — с соответствующей философией и «материальным обеспечением». Цикл зимних праздников символизировал гармонию света и воды. Ежегодные действа возвышали человека над будничностью, возносили его к сакральным высотам, сюда входило и приготовление особых напитков, изделий из теста, разнообразных блюд национальной кухни. И все это — с учетом времени года. В компотах, напитках, киселях, студнях, куличах, свадебных и торжественных караваях находим определенные, иногда значительные применения лекарственных и съедобных растений. И их изображения, изысканно стилизованные, видим на старых сундуках, ложках, бочках, вышитой одежде, свитках, кожухах и т.п. Это прежде всего калина, душица, девясил, чабрец, рябина обыкновенная, калган-перстач, верба белая.
— Складывается впечатление, что украинцы очень выделялись особым отношением к растительному миру.
— Вернемся к временам язычества. Человек и Природа не противопоставлялись, а теснейшим образом объединялись. Архаическое мышление наших пращуров основывалось на философии возвеличивания сил природы. Природа вообще, таинственные небеса, земля, вода были персонифицированы и одухотворены. По-современному говоря, экологический тип сознания праукраинца роднил его с природой не только мифоэпическими взглядами, а каждодневным житьем-бытьем на земле в течение эпох. Собственная жизнь его, фенологические наблюдения и выводы, хозяйствование, ежедневный тяжкий труд во имя благосостояния утверждали приоритет экологии. Космографические мифы о происхождении Вселенной, человека, мифы солнечного круга — вот предпосылки к разгадке первичных истоков лечебной магии праукраинцев. Почему же так любят, уважают, воспевают в легендах растения, особенно лекарственные? Да потому, что в древнем сознании каждое растение, его цветы, плоды, стебель и корневище — это определенный символ. А сейчас, зная фармакологически активные вещества лекарственных и съедобных растений, то есть их химический состав, и разделяем их по «символам»: лечащие определенные недуги или способствующие профилактике определенных болезней. Изучая отдаленные эпохи, не перестаешь удивляться: архаическое мышление наших прапращуров было довольно конкретным.
— По поводу украинской народной медицины как целостного комплекса: для многих, вероятно, станут неожиданностью в ваших книгах... заговоры.
— Внушение путем заговоров, суггестия, — традиционный, общепринятый в нашем народе способ лечения. Он не терпит агрессивности, принуждения. Заговор, кажется, проистекает из самой природы украинца. Этносоционика обобщенно определяет его тип как «этноинтуитивный интраверт». И когда мы говорим, что украинскому языку присуща певучесть, лаконичность, чрезвычайная образность, эмоциональность, то и в этом проявляется наш характер. Украинец всегда стремится к каким-то невероятным чудесам, ждет чего-то неожиданного. Он направляет свои духовные и физические силы на чародейство — вспомните народные картины с Мамаями. А чародейство — это первичная ступень, с которой начинается народная медицина и первичное лечение. Предлагаемые заговоры приближены к современному пониманию медицинской наукой многочисленных причин разнообразных недугов.
— И все-таки, насколько этот тысячелетний опыт может пригодиться?
— Сегодня больной идет к терапевту и желает, чтобы ему прописали чудодейственные таблетки, выпив которые, он сразу желает выздороветь. Но так не бывает. Всем, кажется, известно: человек — это микро- и макрокосмос. Мы растеряли огромную, можно сказать, мирового значения духовность. И сейчас, поедая, например, такое ритуальное кушанье, как кутью, ведем себя как обыкновенные обыватели. А отведать кутьи в Свят-вечер — это особое действо, к которому нужно соответственно подготовиться. И тогда необычайное, волнующее настроение, подъем, осознание сакральности момента дает человеку значительную энергетику. Или возьмем те же компоты. Прежде всего это выработанная тысячелетиями культура напитка, рецептов которого имеется множество. В них входят сухофрукты и лекарственные растения. Кстати, основа компотов — сахарная свекла. Это не просто сладкая среда, а комплекс сахарозы, глюкозы, фруктозы, органические кислоты: яблочная, лимонная, янтарная и т.п. Более 1% пектина, каротин, аскорбиновая кислота, а также соединения калия, магния, железа, меди, ванадия, йода, марганца, кобальта, лития, молибдена, рубидия, фтора и цинка. Целый амбар необходимых организму витаминов, микроэлементов, органических кислот. И все это не синтетические, а натуральные вещества. Поэтому — пейте компоты!
— То есть, «назад к природе»? Как фитоэтнолог вы значительное внимание уделяете реконструкции лечебных спиртовых напитков, «живой воды», раскрыли тайны определенных ритуалов, связанных с языческими представлениями наших пращуров, которые в то же время имели лечебное значение...
— В общем, языческие праздники — еще не исследованный пласт обрядодейств с целесообразным применением съедобных и лекарственных растений. Казалось бы, и банально, но ведь действительно — мудрость народа неисчерпаема. Для примера несколько обычных, распространенных по всей Украине растений: цикорий, семена овса посевного, корневища пырея ползучего, корни с корневищами гравилата городского, плоды шиповника. Лишь поверхностно об основных биологически активных веществах названных растений: инулин, серосодержащая аминокислота цистин (природный радиопротектор), шестиатомный спирт І-инозит, препятствующий жировому перерождению гепатоцитов, растворимая кремниевая кислота — стимулятор регенеративных процессов, дубильные вещества, комплекс витаминов. Отвары названных растений в народных верованиях и легендах называются живой водой. И это метафорическое название соответствует действительности: отварами из них лечат болезни печени, поджелудочной железы, сахарный диабет, обменные паротиты, стимулируют иммунные процессы.
— В ваших книгах по фитотерапии есть разделы о фитотерапевтической защите от разрушительного воздействия радиации, о лечении отдельных недугов, ставших в последнее время бичом человечества. Неужели все это предусмотрела народная медицина?
— Процесс изучения лечебно-профилактического действия отдельных групп, семейств и растений, использовавшихся в народной медицине более тысячи лет, особенно активизировался сейчас. Эффективных этиотропных средств для лечения СПИДа мировая медицинская наука фактически не имеет, использует только противовирусные препараты и для борьбы со вторичной инфекцией — это большое количество антибиотиков и сульфаниламидных препаратов, а также иммуномодуляторы. Между тем украинская народная медицина накопила значительный арсенал средств для борьбы с условно-патогенной микрофлорой, стимуляции кровообразования, иммунитета, борьбы с вирусными, грибковыми и бактериальными заболеваниями; детоксикации организма, ликвидации диареи самой разной этиологии, повышения общих защитных сил организма и стимуляции обменных процессов.
— Впрочем, разве не актуальны проблемы, связанные с лечением паралича после инсульта, множественного склероза, миастении или полипоза желудка? Или — радикулоневриты, полиартриты, остеохондроз, болезнь Бехтерева...
— А разве в последнее время не стало больше болезней кожи? Лечение этих заболеваний — сложное и продолжительное. Низкая его эффективность подтверждает: во время лечения основное внимание часто обращают лишь на внешние проявления. А отсюда — и длительное применение лекарственных средств, преимущественно импортных, дорогих. Фитотерапия же предполагает применение комплексов лекарственных растений для выравнивания физиологических, обменных процессов: нормализации деятельности нервной и сердечно-сосудистой, иммунной систем, деятельности печени, поджелудочной железы и т.д. Легче всего видимую болезнь кожи «загнать» вглубь. Но от этого она — как комплекс патологий — не исчезнет.
— Так или иначе, выбор лечения — за человеком. Главное, чтобы больной был достаточно информированным.
— Уверен: сотворчество научной медицины и народной — насущная необходимость времени, наш будущий источник неисчерпаемых, очень часто универсальных лечебных средств. Естественно, из народной медицины следует отбросить (как дань прошлому) элементы оккультизма. А из официальной — ее чрезмерную предубежденность, недоверие и почти полное незнание как этических устоев медицины, так и ее основной отрасли — фитотерапии. Третье тысячелетие обязательно станет для украинской народной медицины мощным прорывом на лечебно-профилактической ниве.