…Марина и Светлана легко согласились на участие в съемках телепрограммы, когда узнали, что она посвящена проблемам эстетической хирургии. Они познакомились и, можно сказать, подружились после визитов в одну из престижных клиник, правда, их правильнее было бы назвать подругами по несчастью. Ведь молодые женщины получили совсем не то, о чем мечтали, и даже не то, что обещал им доктор, — уродливые рубцы каждый раз напоминали о несостоявшемся чуде.
Пережив шок, обе пациентки решили добиваться справедливости: по их мнению, кто испортил «портрет», тот и должен исправить свою ошибку. Они не напрашивались на повторную операцию, предполагая, какой будет результат, но полагали, что клиника обязана вернуть деньги за некачественную услугу. Однако главный врач клиники и слышать не захотел о каких-либо претензиях, а тем более компенсациях. Женщины уже отчаялись поймать эскулапа, и вдруг такая неожиданность — он сидит в студии вместе с ними на записи программы.
Марина первой попросила микрофон и, слегка волнуясь, изложила свою историю. Аудитория с интересом уставилась на доктора — какой пассаж! Но представитель самой гуманной профессии сделал вид, что дам видит в первый раз, более того — пообещал… вывести их на чистую воду. Аудитория с интересом наблюдала за происходящим. Доктор ощутил интерес к своей персоне и решил блеснуть знаниями — сообщил, что в любой клинике эстетической хирургии весьма велик процент неудач, по его мнению — не меньше 45%. Тут уже не выдержали его коллеги: мол, если бы и впрямь каждый второй оставался уродом, то кто бы решился обращаться в салоны и клиники красоты? Неудачи бывают, но в пределах 3—5%, по отдельным видам услуг — и того меньше…
Лучшая защита — правовая
В экономически развитых странах гражданам дорого обходится охрана здоровья. Но зато у них давно сложилась система взаимоотношений «доктор—пациент», позволяющая весьма успешно и эффективно защищать права пациента. Правда, когда мы слышим о том, что человек, пострадавший от «очумелых ручек» доктора, выиграл дело в суде и получил в качестве компенсации за подорванное здоровье и моральный ущерб энную сумму денег, то воспринимаем это как некую фантастическую историю, которая может случиться где угодно, но только не у нас. В прошлом году в «Зеркале недели» была напечатана история о том, как в районной больнице во время оказания медпомощи травмированному механизатору занесли ВИЧ-инфекцию. Он прошел все круги ада, пока собирал необходимые справки, проходил обследования и экспертизы, которые требовались для суда, но процесс все же выиграл. Случай для нашей судебной практики, прямо скажем, уникальный. Но получить определенную судом сумму, которая должна была компенсировать его расходы на проведение обследований и обеспечила бы дальнейшее лечение, он так и не смог. Главврач заявил: названная сумма равняется почти полугодовому бюджету райбольницы, и если выплатить механизатору все, что ему причитается, то придется закрыть больницу и весь район останется без медицинской помощи. Согласитесь, у многих, кто знаком с этой или подобной историей, пропадает желание добиваться справедливости.
— И совершенно напрасно, — убежден вице-президент Всеукраинского совета по защите прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
— Например, месяц назад к нам обратилась за помощью одна киевлянка. Она была в отчаянии — во время обследования в гинекологическом отделении районной поликлиники ей занесли инфекцию. Наша юридическая служба изучила этот случай и выдала свои рекомендации. Пациентка собрала все необходимые справки, а затем вместе с юристом подготовила претензию и отправилась к главному врачу. Вторым ее шагом предполагалось обращение в суд. Но главврач оказался на высоте — он правильно оценил ситуацию, сразу же принес женщине свои извинения и отвел в кабинет к лучшему специалисту отделения, который взялся ее лечить. Эта дама приходила потом к нам — она уже не собирается судиться, поскольку в этом отпала необходимость — ее вылечили, причем все расходы поликлиника взяла на себя. А врача, допустившего ту страшную небрежность, уволили.
Всеукраинский совет по защите прав и безопасности пациентов появился почти год назад. Создавая эту организацию, пришлось изучать опыт многих стран, чтобы выбрать наиболее подходящий для нашей страны вариант. По словам юристов совета, их очень заинтересовал опыт Великобритании, где этими проблемами занимается общественная организация, но вместе с тем действует и уполномоченный по правам пациентов при парламенте, который поддерживает связь со своими подчиненными, работающими чуть ли не в каждом лечебном учреждении. В Италии отлично зарекомендовал себя Трибунал по защите прав пациентов, представители которого рассредоточены по всей стране. Но, пожалуй, лучше всего это дело поставлено в США, где кроме комиссий по этике, куда входят врачи, юристы, представители страховых компаний и даже священнослужители, права пациентов отстаивает множество общественных организаций. Они активизировались после того, как были обнародованы данные исследований, проводившихся на протяжении четырех лет во всех штатах. Эксперты сообщили, что страна ежегодно теряет около 40 тысяч своих граждан, которые стали жертвами врачебных ошибок…
Такую статистику в Украине, конечно, не найдешь — медицинское ведомство было и остается одним из самых консервативных и закрытых. У нас не то что информацию о врачебных ошибках не добудешь — собственную историю болезни не всегда на руки выдадут. Хотя понятно, что врачебные ошибки изучаются и анализируются не ради чьего-то удовольствия, а для того, чтобы на них учиться и избежать подобного в будущем.
— В нашей стране, к сожаленью, отсутствует гарантированная законодательством независимая медицинская экспертиза, государственная служба защиты прав пациентов, а также стандарты качества медпомощи, — продолжает Виктор Сердюк. — Украина сегодня — единственная страна среди членов Совета Европы, где медицинская помощь предоставляется пациенту не согласно утвержденным требованиям и нормам, а в зависимости от того, насколько пациенту повезло или не повезло с врачом и больницей. Но даже если учесть все факторы, разрушающие нашу систему здравоохранения, все равно нельзя найти оправдание врачебным ошибкам, совершенным по причине профессиональной некомпетентности или халатности. А ведь почти четверть (!) всех врачебных ошибок на совести горе-эскулапов...
Доктор не всегда прав
В прошлом году была обнародована страшная история: больная женщина предполагала худший из диагнозов, а оказалось, что невыносимые мучения ей доставлял зажим, который несколько лет назад хирург забыл во время операции. Пожалуй, чаще всего подобное случается в стоматологии. Увы, вырванный здоровый зуб вместо больного — не анекдот, а обидная и горькая повседневность. И попробуй потом докажи, что доктор совершил ошибку…
Проведя немало времени в стоматологических креслах, я и не догадывалась, что существуют стоматологические карточки, пока не попала на прием к Михаилу Соловьеву, который спасал от боли всех страждущих в обычной районной стоматологической поликлинике на Шулявке. Несмотря на то, что под кабинетом всегда суетилась очередь, врач не пожалел времени и подробно описал, что и как лечил, выдал мне карточку на руки и велел каждый раз приносить ее на прием. Через некоторое время мне пришлось ставить коронки в частной клинике. Конечно, тут все было на высоте — евроремонт, реклама, уровень цен. Но упросить доктора заполнить карточку мне так и не удалось. Несмотря на весьма значительную сумму, которую мне пришлось заплатить, чеки мне на руки не выдали — то касса не работала, то кассирша куда-то спешила. А когда через месяц у обеих металлокерамических коронок откололись уголки, доктор свою работу «не узнал», как, впрочем, и меня саму. Устранить «чужие» ошибки пообещали без проблем, но перед этим показали, где стоит кассовый аппарат…
— С подобными жалобами к нам обращаются чаще всего, — рассказала юрист Всеукраинского совета по защите прав и безопасности пациентов Ирина Маевская. — Начало у всех одинаковое — выпала новая пломба или слетела коронка, несмотря на заверения дантиста, что сделано все было по высшему разряду. Больной возвращается в кабинет и рассказывает о своей проблеме, преследуя определенные цели, — ему хочется, чтобы доктор посочувствовал, извинился и исправил ошибку. Но тот чаще всего не желает извиняться и тем более не желает бесплатно лечить. Он, конечно, готов поставить новую коронку, но перед этим отправит в кассу.
Должен ли доктор каждый раз выписывать чек? Если пациент не будет настойчивым, то, скорее всего, останется без чека, уверена И.Маевская. А ведь он в случае конфликта выступает доказательством того, что вы действительно оплатили услуги и получили медпомощь в этой клинике. Очень часто дантисты уходят от ответственности потому, что невозможно доказать, когда и у кого вы лечились. Поэтому на будущее возьмите себе за правило — обязательно храните все чеки и счета, оплаченные вами в больнице, туда же положите рецепты или рекомендации, выписанные врачом, словом, все, что получили. Будьте настойчивы, посещая стоматолога: попросите его записывать в вашу карточку все манипуляции и процедуры, которые он совершил во время лечения. Во-первых, это поможет в случае возникновения конфликта — с такими документами можно обратиться в суд, а во-вторых, вы не запамятуете, какой зуб и когда лечили, удален в нем, к примеру, нерв или нет.
Пациент также должен знать, что он имеет полное право делать копии с истории болезни и результатов анализов, заключений экспертов и т.п. Это не государственная тайна, потому не принимайте никаких отговорок и отказов.
Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы пациенты выполняли эти простые рекомендации. Хотя многое зависит и от поведения врача. Согласитесь, мы приучены нашей системой здравоохранения к бесправию, смирились с тем, что доктор всегда «лучше» знает, что необходимо больному, он не склонен считаться с его мнением, учитывать пожелания, а тем более — права пациента. Система навязала нам мысль о том, что доктор всегда прав, отбив тем самым желание добиться справедливости.
Обратитесь к моему адвокату!
— Неготовность пациентов отстаивать свои права и юридическая неграмотность позволяют горе-лекарям уходить от ответственности, — делится своими соображениями адвокат, кандидат юридических наук Радмила Гревцова. — Люди чаще всего не требуют ни договора, ни чеков, а потом, когда случаются проблемы, не знают, что им делать. Не отчаивайтесь, если у вас нет подписанного договора об оказании каких-то медицинских услуг: во внимание принимается не только письменное соглашение. Если пациент вошел в кабинет и врач усадил его в кресло и взялся лечить, то, с точки зрения гражданского права, это является устным договором. Хорошо, если у вас сохранится кассовый чек, — он послужит подтверждением. Но все же я настоятельно рекомендую: если вы нуждаетесь в коррекции зрения, протезировании зубов, услугах эстетических хирургов — в обязательном порядке заключайте договоры. Но перед этим вы должны убедиться, что правильно выбрали клинику и врача — для этого ознакомьтесь с информацией о том, какие услуги оказывают в данном лечебном учреждении и какова их стоимость, поинтересуйтесь квалификацией специалистов.
Прошло время, когда словосочетание «моральный ущерб» было непривычным для нашего уха, теперь все понимают, что это такое. Пациент имеет полное право отстаивать свои интересы в суде. Кстати, суды относятся к таким делам весьма внимательно, подчеркивает Р.Гревцова. Судья прекрасно понимает: для того, чтобы наш неизбалованный медициной пациент ввязался в процесс, нужна весьма веская причина.
В столице ходят слухи, что некоторые пациенты умудряются выиграть весьма солидные суммы, чем доводят небольшие частные клиники до банкротства. Госпожа Гревцова опровергать слухи не стала, но сообщила известный факт: один из пациентов получил в качестве компенсации больше ста тысяч гривен. Эта победа так окрылила друзей по несчастью, что в некоторых исках появились суммы в пятьсот тысяч и даже восемьсот тысяч гривен.
По мнению специалистов совета, это должно весьма насторожить и встревожить медиков. Во-первых, новости о компенсации морального ущерба распространяются молниеносно, а суммы называются такие, что многие пациенты не поленятся собрать справки и навестить судью. Во-вторых, надо учитывать, что у нас перепроизводство юристов и многие из них не имеют достойной оплаты, а посему готовы браться за любые дела, сулящие гонорар. А поскольку все знают, что медицина умеет зарабатывать деньги, то у многих возникает желание заставить поделиться. На одном из семинаров довелось услышать, что в Санкт-Петербурге резко улучшилось качество стоматологической помощи, причем помогли не новые технологии и лекарства, а судебные иски. За три года их количество выросло в несколько раз, а суммы компенсаций назывались фантастические, посему стоматологам пришлось объединиться и выработать тактику борьбы с адвокатами. Чтобы их победить, пришлось сделать усилие и заставить себя относиться к пациенту с уважением, а также оказывать качественную медицинскую помощь. И сразу же количество претензий и обращений в суд резко упало.
Причина неприятностей — грамотный пациент
Есть и третья причина для беспокойства. Всеукраинский совет защиты прав пациентов (тел.: 235-65-87) издает журнал «Мой доктор», постоянно выступает на страницах популярных изданий и ведет активную разъяснительную работу, чем поднимает боевой дух пострадавших от врачебных ошибок. По телефону «горячей линии» ежедневно звонят до десяти человек. В зависимости от проблемы, с ними общаются или юристы, или врачи. Затем звонивший получает анкету, дома садится за стол, спокойно и взвешенно отвечает на вопросы, сверяясь со своими документами, справками, заключениями. Ознакомившись с анкетой, юристы регистрируют ее и дают предварительный прогноз, как можно решить конфликт: то ли провести переговоры с руководством клиники, то ли обращаться в суд. Следует отметить, что такая предварительная консультация оказывается пациентам бесплатно. Если же без суда никак не обойтись, здесь подскажут, в какую юридическую контору обратиться, где найти адвоката, который специализируется на проблемах медицины.
— А если пациент потратил все свои сбережения на лечение и не в состоянии оплатить адвоката, то и шансов у него никаких? — интересуюсь у В.Сердюка.
— Ну почему же, мы постараемся помочь. Наш юрист зарегистрирует дело, сообщит порядковый номер и примерную дату рассмотрения жалобы . Конечно, придется какое-то время ждать, ведь юристов у нас немного и они просто завалены работой. С нами сотрудничают и медики, и юристы, которые вызвались бесплатно оказывать консультации тем, кто к нам обращается. Надеюсь, что в будущем таких партнеров у нас появится больше. Когда в областных центрах узнали о нашей «горячей линии», нашлись энтузиасты, которые хотят организовать такие же службы в Черкассах, Ужгороде, Чернигове, Луганске и других городах.
…Мы допоздна засиделись в кабинете Виктора Григорьевича — он ждал одну из пострадавших пациенток, которая обратилась в совет за помощью. Наконец-то женщина пришла и рассказала свою историю, продемонстрировав справки, письма, ответы на бланках Минздрава.
Лариса обратилась в очень дорогую и престижную стоматологическую клинику в Шевченковском районе столицы, поверив рекламе, что там творят чудеса. Ей поставили пломбу, взяв за услугу «всего» 90 у.е. Как вы догадались, пломба выпала. Врачи согласились помочь, но за отдельную плату. Короче, «помощь» закончилась тем, что зуб удалили, занесли инфекцию и сами же принялись лечить. Главврач доверительно сказал, что его молодой коллега немного ошибся, но он сам лично все исправит. Обошлось все это доверчивой пациентке в сумму более чем 800 у.е. Но самое ужасное, что развилась чудовищная аллергия, из-за чего Лариса расчесывала кожу до крови, потеряла сон и покой. Услуги аллерголога, к которому ее направили, съели почти столько же денег, но мало чем помогли. Теперь без дорогих инъекций и таблеток женщина не может прожить и дня — боль и зуд невыносимы. Но кто должен оплачивать лечение болезни, развившейся из-за врачебной ошибки? Доведенная до отчаяния женщина кинулась искать справедливости в Министерство здравоохранения. По ее словам, она прошла все кабинеты, получив море отписок. Записывалась на прием к министру восемь раз, но ни разу не попала — прием почему-то переносился. В стоматологическую клинику ее не пускает охрана, врач не подходит к телефону. А в Минздраве второй год обещают разобраться...
Видимо, заметив мое удивление по поводу названных сумм, Лариса объяснила: «Я получила деньги от фонда, который выплачивал компенсации жертвам фашизма. Когда началась война, мне и сестре-близняшке было всего по два месяца. Мы с сестрой — она, бедняжка, почти совсем слепая — решили потратить эти деньги на поправку здоровья».