Десятый за годы независимости Украины министр здравоохранения Юрий Поляченко руководит медицинским ведомством четыре месяца. Еще в памяти напряженная интрига, которая раскручивалась вокруг кандидатуры на пост главы Минздрава (за это кресло велась ожесточенная подковерная борьба), в связи с чем многие имели возможность еще раз убедиться в том, что традиционное отношение к этому министерству как «второсортному» (или даже «третьесортному») не оправдано. Назначение на пост министра здравоохранения Украины Юрия Поляченко в контексте сложившейся ситуации, пожалуй, стало неожиданностью. В обществе давно витали надежды на приход решительного реформатора, который бы, наконец, дал ход остро назревшим преобразованиям в отрасли. Новый же министр, едва переступив порог Минздрава, заявил, что не является сторонником радикальных шагов и намерен проводить постепенные преобразования, чтобы они не были болезненными и не создавали социального напряжения. У одних это вызвало одобрительное понимание, другие, наоборот, не преминули съязвить, мол, а чего можно ожидать от «технического» министра (учитывая то, что совсем немного времени осталось до парламентских выборов, после которых состав Кабмина может основательно измениться). Следует добавить, что в стенах Минздрава Юрий Владимирович — не новичок, в период 1999 — 2003 гг. он уже работал в МЗ на руководящих постах — заместителя министра, государственного секретаря, первого заместителя министра, а в 2004 — 2005 гг. занимал должность заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Еще раньше, до прихода в министерство, Ю.Поляченко добывал управленческий опыт на должности главврача медчасти корпорации «Киевгорстрой».
С первых дней своего пребывания на должности министра здравоохранения 43-летний Ю. Поляченко больше времени проводит в поездках по регионам, чем в здании МЗ на Грушевского, 7. (Кстати, сегодня здесь проводится ремонт не только в руководящих кабинетах, а и в «общедоступных» местах.) Наверное, увиденное и услышанное в регионах позволило министру сделать вывод, что состояние системы здравоохранения сегодня «тяжелое, но стабильное», поэтому она «требует уже не реанимационных мероприятий, а интенсивной терапии».
Несколько дней назад в Кабинете министров в присутствии международной и медицинской общественности, представителей СМИ министр здравоохранения Ю. Поляченко презентовал «Национальный план действий в интересах здоровья народа Украины» — так называемую «дорожную карту» развития отрасли. Собственно, это и послужило поводом для того, чтобы, как говорится, из первых уст получить более детальную информацию о направлении движения системы здравоохранения, которая сегодня находится на перепутье.
— Юрий Владимирович, вопрос, который, как говорится, на кончике языка: создание «дорожной карты» отрасли — это, скорее, дань нынешней политической моде или же в ней действительно была необходимость? Сколько уже наработано многообещающих программ и концепций!..
— Понимаю вашу иронию. И, возможно, вас это разочарует, но ничего нового мы не придумывали. Все, что было наработано ранее, вошло в «Национальный план…» Философия этого документа та же, что была заложена в программу «Здоровье нации» в 2000 году во время премьерства В. Ющенко. То есть концептуально в нем ничего не изменилось, ничего своего мы не изобретали, единственное, что проработали детально, — последовательность и этапность внедрения мер, необходимых для глубоких структурных изменений системы здравоохранения и приближения ее к международным стандартам.
— Следует понимать, на «дорожной карте» развития отрасли вы расставили дорожные знаки, чтобы правильно ориентироваться, иначе говоря, не сбиться с пути?
— Совершенно верно. Отправной точкой предстоящей реформы должно стать нормативно-правовое обеспечение, то есть сдвинуться с места на пути преобразований можно только опираясь на соответствующую законодательную базу. Речь идет о так называемом медицинском кодексе, в который должны войти базовые законопроекты, в первую очередь, «Основы законодательства Украины об охране здоровья». Существует острая необходимость в принятии закона о медицинской деятельности и учреждениях здравоохранения и других нормативно-правовых документах, без которых не может функционировать целостная система здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Реформирование экономических основ отрасли сегодня не возможно без существенных изменений в Бюджетном кодексе, которые бы урегулировали ряд острых проблем финансирования медицинской помощи и главную из них — возможность трансфертов с бюджета низшего уровня на высший. Только при таких изменениях средства в перерасчете на одного жителя смогут «идти» за пациентом.
Обобщенно говоря, основные направления «Национального плана…», обозначенные выразительными указательными знаками, — это нормативно-правовое обеспечение, смена финансирования, приоритеты проблем отрасли, реформирование медицинского образования и подготовки кадров, структурные изменения фармсектора и др.
В то же время мы наметили некоторые развилки от главной трассы движения. Например, перед одной из таких развилок выставлен указатель «Санитарно-гигиеническое благополучие». Сегодня существует проблема птичьего гриппа, и главная задача медиков — исключить риск заболевания человека. Принято решение о подготовке приказа Минздрава и МЧС о совместном плане действий по предупреждению птичьего гриппа.
Остро стоит вопрос развития фармацевтического сектора, в частности рационального использования бюджетных ассигнований, создания Национального перечня лекарственных средств, в который войдут эффективные и экономичные с точки зрения затрат лекарства, и мы активно движемся в этом направлении.
Еще один «дорожный знак» указывает на приоритетные программы.
— Здесь хотелось бы попросить сделать небольшую остановку. Кажется, приоритетов в здравоохранении нынешняя власть выделила пять. Собственно, они обрели очертания государственных программ, выполнение которых президент В. Ющенко обещал взять под свой контроль. Что конкретно сделано для того, чтобы пациенты ощутили не только теплоту президентских обещаний («казав пан — кожух дам, та слово його тепле»)?
— На сегодня и на ближайшие годы приоритетами здравоохранения являются: сердечно-сосудистые заболевания, охрана здоровья матерей и детей, преодоление эпидемии туберкулеза и ВИЧ/СПИД, борьба с онкологическими заболеваниями и охрана здоровья на селе. Исходя из этих приоритетов, сформированы общегосударственные программы.
— Раньше госпрограмм насчитывалось не менее двух десятков, если не больше. Но коль уж определены приоритетные программы и президент обещал взять их под контроль, то, нужно понимать, их выполнение не будет, как прежде, пущено на самотек? Какой предполагается механизм их реализации? Насколько он прозрачен? И какая гарантия, что, например, по программе «Онкология» больные получат необходимые препараты, и что лекарства, закупленные за госбюджетные средства, будут поступать регулярно, а не одномоментно, к концу третьего или четвертого квартала?
— Если уж быть точным, то всего программ — двадцать пять. Они и сейчас существуют. А так как финансирование многих из них было мизерным, то какой можно ожидать эффект от их реализации?..
Что касается приоритетных программ, то с целью их эффективной реализации мы предложили создать соответствующие национальные центры — рака, сердца, СПИДа, туберкулеза и др. Например, в центре рака будут сконцентрированы необходимые ресурсы для решения проблемы онкологии. Нет-нет, речь идет не об административном здании со штатом чиновников, а о научно-методической институции, которая аккумулирует кадровые, финансовые, научные и методические ресурсы, она же будет внедрять стандарты лечения, осуществлять методологическое кураторство сверху донизу и контроль за использованием бюджетных средств. Сегодня есть формуляры лечения тех или иных патологий в Киеве, но нет их в регионах. В каждом регионе свое финансирование, свое видение, своя программа… Поэтому нужна вертикаль — научно-методологическая, управленческая. Министерство здравоохранения будет выполнять, условно говоря, функцию диспетчера, тогда как авторитетные специалисты центра будут сами решать, какое нужно приобрести оборудование и куда его направить, какие необходимо закупить препараты для лечения больных, и проконтролирует, как все это используется. Аналогичный механизм реализации предусмотрен и в отношении других государственных программ.
Я уже сказал о создании центров, в частности Национального центра рака. Эта институция в лице ученых, специалистов-онкологов, эпидемиологов, менеджеров, работающих в этой области, будет разрабатывать и контролировать ход выполнения программы «Онкология». Мы подписали договор о сотрудничестве с Международным институтом рака в Париже. Благодаря этому наши специалисты получат доступ к материалам, которые имеются по этой проблематике у французских коллег, они нам предоставят возможность ознакомиться со стандартами лечения, научными разработками в этой области и т. п. Мы планируем перейти на международную классификацию онкозаболеваний — систему TNN. Применительно к этой системе будут созданы стандарты лечения. Заказчиком будет выступать не Минздрав, а Национальный центр рака. Cегодня имеется 137 млн. грн. на программу борьбы с онкозаболеваниями. Не чиновники Минздрава распоряжаются этими средствами, а специалисты центра, которые определяют, сколько из этой суммы нужно потратить на оборудование и какое именно — может быть, нам не нужно десять компьютерных томографов, а лучше приобрести линейный ускоритель и гамма-нож?
Признаюсь: у меня есть мечта — хотелось бы, чтобы министра Поляченко вспоминали не в связи с какими-то одиозными приказами, а, например, с тем, что при нем был открыт Национальный детский центр, где проводят уникальные операции, спасая жизни тем, у кого раньше не было шансов получить медицинскую помощь на европейском уровне.
— На словах все это выглядит впечатляюще. Удастся ли это осуществить на практике? А пока с выполнением программ, особенно в регионах, дела плачевные. Возможно, вы читали в нашем еженедельнике публикацию под названием «Раковый корпус-2005»? Затем на эту тему был телесюжет в «Закрытой зоне». В них шла речь о положении дел в Луганском областном онкологическом диспансере — вымогательстве, поборах, сдаче в аренду коммерческим структурам диагностических кабинетов и т. п. При этом ситуация (и не только в названном лечебном учреждении) сложилась парадоксальная: ни Минздрав, ни областное управление здравоохранения не могут сегодня влиять на главврачей лечебных учреждений — закон о местном самоуправлении и депутатский иммунитет позволяют многим из них чувствовать себя некими удельными князьками на вверенной территории.
— Конечно, читал, и не только из публикации в «Зеркале недели» мне известно о ситуации в Луганске, о том, под каким прессингом оказалась принципиальный руководитель областного управления здравоохранения И. Комаревцева. К сожалению, подобных примеров, когда некоторые руководители «приватизировали» свои должности и вверенные им лечебные учреждения, очень много. В продолжение пятнадцати лет сформировалось такое себе лобби в управленческой системе. Чем мы можем сегодня противодействовать в такой ситуации? Только профессиональным подходом. Минздрав на основании выводов специально созданной комиссии может рекомендовать местным органам власти уволить того или иного руководителя лечебного учреждения, который подчиняется сегодня, согласно закону о местном самоуправлении, местному совету. Рычагов прямого влияния мы сегодня не имеем. У нас сохранилась управленческая вертикаль только в санэпидслужбе и в системе контроля качества лекарственных средств. В перспективе нам нужно возобновлять вертикаль. В особенности учитывая то, что сегодня система здравоохранения отнесена к общей системе национальной безопасности государства.
— Неужто у Минздрава есть перспектива оказаться в ряду силовых ведомств, хотя бы первым с конца?
— Хотелось бы… (Смеется). А если серьезно, то ситуация с туберкулезом, СПИДом, другими социально опасными болезнями угрожающа. В системе здравоохранения крайне необходима управленческая вертикаль, иначе развитие негативных тенденций может иметь непредсказуемые последствия.
— Бюджет отрасли на 2006 год вы назвали оптимистическим…
— Действительно, впервые за годы независимости бюджет отрасли составил 3,3 % ВВП. Расходы на охрану здоровья в Госбюджете Украины предусмотрены в сумме 16,9 млрд. грн. Таким образом, ассигнования на медицину в нынешнем году увеличены на 35,7 % (4,4 млрд. грн.) по сравнению с 2005 г. При оптимизации затрат, проведении структурных изменений в отрасли, которые намечены «Национальным планом…», удешевлении государственных закупок такой бюджет позволяет сделать оптимистический прогноз в отношении будущего системы здравоохранения. Для начала структурных изменений это очень даже неплохой старт. Мы сегодня сделали основной акцент — в плане бюджетного финансирования — на первичное звено здравоохранения и приоритетные программы.
Раньше нас упрекали: Министерство здравоохранения превратилось в министерство торговли. Сейчас мы пытаемся избавиться от функций, которые отвлекают от основной обязанности — решать вопросы, связанные сугубо с охраной здоровья населения. Минздрав не должен заниматься закупками — оборудования, медикаментов и т. д., его дело — определять политику в сфере здравоохранения, обеспечивать отрасль методологически, заниматься стратегическими проблемами и т. п. Практическую реализацию госпрограмм, в том числе программы «Сахарный диабет», сегодня осуществляет не Минздрав, а руководители на местах. Не уверен, что все будет гладко, еще система до конца не ясна, но уже есть правила игры — механизм контроля и межведомственной координации, отработанный совместно с Минэкономики и Минфином. Я веду к тому, что для нас важно, чтобы деньги, выделенные под эту программу, были «мечеными», то есть чтобы они не ушли на какие-то другие потребности.
Впервые за последние годы правительство утвердило программу развития семейной медицины на селе. На эти цели в бюджете-2006 заложено 250 млн. грн., которые должны быть использованы на материально-техническое переоборудование фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), амбулаторий и приобретение автотранспорта. Эти денежные средства будут предоставлены местным бюджетам в виде субвенций. На местах виднее, что именно нужно конкретному ФАПу или сельской амбулатории.
Состояние медицинского обслуживания в сельской местности вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Во многих селах сегодня нет даже медпунктов, то есть люди лишены какой-либо медицинской помощи. Разработан план создания ФАПов в ближайшее время там, где их сегодня нет. С первого марта планируется проведение дней здоровья на селе. В продолжение двух месяцев (март — апрель) предполагается провести комплексные профилактические осмотры сельских жителей. С этой целью формируются выездные бригады медиков для первичных обследований и специализированные бригады по патологиям (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, стоматологические). Результаты таких медосмотров станут предметом для досконального изучения ситуации. Минздрав работает также над решением проблемы обеспечения сельских амбулаторий и ФАПов врачами: уже в этом году будет проведен целевой набор в медицинские вузы абитуриентов, которые проживают в сельской местности.
— В ряду краткосрочных (2006 г.) мер, предусмотренных «Национальным планом…», есть разработка и принятие базового пакета медицинской помощи, которая должна предоставляться бесплатно за счет государственных средств. Об этом идет речь уже не один год, и вроде бы этот пакет уже есть, но никто, по крайней мере из пациентов, его не видел.
— Базовый перечень медицинской помощи существует, но только на бумаге, к тому же он уже устарел. Если бы сейчас такой перечень был утвержден, то этим самым мы бы вошли в противоречие с 49-й статьей Конституции. На сегодня сложилась ситуация, когда декларированная ст. 49 Основного Закона бесплатность медицинской помощи ассоциируется с бесплатностью всего спектра медицинской помощи и медицинских услуг. В реальном же измерении гарантии объема бесплатной медицинской помощи должны обеспечиваться соответствующими ресурсами. Однако согласно ст. 95 Конституции объем всех затрат, в том числе на нужды здравоохранения, определяется исключительно законом «О Государственном бюджете». То есть, с одной стороны, прописана конституционная гарантия предоставления гражданам медицинской помощи на бесплатной основе, а с другой — существует реальный уровень ассигнований на здравоохранение согласно закону о госбюджете. Как тут быть? Только Конституционный суд вправе вынести вердикт, какая из названных статей является доминирующей. Если КС решит, что приоритет за статьей 95, то тогда, исходя из объема финансирования на текущий год, мы формируем базовый пакет бесплатной медицинской помощи. И тогда можно будет принимать законы, проекты которых уже наработаны, в частности изменения к Бюджетному кодексу, что позволит качественно изменить механизм финансирования первичного звена медицинской помощи.
— Вы уверены, что это удастся осуществить в короткие сроки? Для этого в парламенте должно быть мощное медицинское лобби, которого, к сожалению, у нас нет.
— Вы правы. Сегодня отношение к здравоохранению у большинства парламентариев остается прежним.
— А разве, чтобы навести порядок в обеспечении больных сахарным диабетом инсулином, тоже нужны какие-то новые законы? Эта категория больных (по данным МЗ, в стране около миллиона больных сахарным диабетом, из них 126 тыс. инсулинозависимых) обеспечивается жизненно необходимым препаратом бесплатно. На самом деле зачастую люди вынуждены сами покупать инсулин или же получать его непосредственно из рук районного эндокринолога за определенную мзду. Кому выгодна система выдачи препарата из тумбочки врача? Почему нельзя сделать так, чтобы больные получали инсулин по бесплатному рецепту в аптеке? И далее. Проверкой Генеральной прокуратуры, проведенной в 2005 г., установлены серьезные нарушения в деятельности Минздрава по реализации программы «Сахарный диабет», в частности бесконтрольность должностных лиц за распределением закупленных в рамках программы препаратов, отсутствие государственного реестра больных сахарным диабетом.
— Мы планируем ввести так называемую ваучерно-рецептурную систему, то есть препараты будут выдаваться через аптечную сеть. Нужно откровенно признать: такая система еще не готова. Сегодня, учитывая то, что уже разработан механизм межведомственной координации, о котором я уже упоминал, мы планируем передать препараты лечебным учреждениям, сделав систему распределения более прозрачной. Создана рабочая группа по доработке реестра больных сахарным диабетом. В этом году выделены средства также на закупки сахароснижающих препаратов.
— В мире известны четыре модели (системы) здравоохранения. Какую медицину мы хотим построить? Бюджетно-страховую? (Сегодня имеем разве что бюджетно-теневую.) Кое-кто из нашей медицинской элиты высказывается за бюджетно-коммерческую.
— Я — за бюджетно-страховую. Мне пришлось ознакомиться с разными моделями, но по душе больше итальянская, при которой до 90 процентов средств в охрану здоровья населения вкладывает государство. Подобные модели успешно зарекомендовали себя и в других странах, как, например, в Швеции. Это достаточно затратная модель, но весьма эффективная.
— Вы предложили принципиально иной подход к закупкам лекарств за бюджетные деньги. С этой целью создан национальный перечень лекарственных средств, который вызвал бурное обсуждение среди фармпроизводителей.
— Дело в том, что раньше, согласно приказу №169 Минздрава, участие тех или иных производителей на фармрынке Украины регламентировалось и ограничивалось. К участию в тендерах закупок за государственные средства допускались далеко не все, причем преимуществом пользовались отдельные производители, что вызывало вполне справедливые нарекания. Сегодня национальный перечень составлен не по патентованным названиям, а по действующему веществу. Например, но-шпа – это торговое название, а действующее вещество – дротаверин. И в перечне – дротаверин, таким образом, туда вошли все препараты «но-шпа»: но-шпалгин, но-шпа форте и т. д. И сейчас при государственных закупках мы будем указывать только действующее вещество. А дальше – конкуренция. У кого лучше и дешевле, у того и будем покупать.
— Для некоторых минздравовских чиновников это была така-а-я кормушка…
— Думается, теперь посетителей с чемоданами в Минздраве станет меньше.
— 27—28 февраля состоится всеукраинская конференция медицинских работников. Какие вопросы выносятся на ее обсуждение?
— Основной вопрос — это обсуждение «Национального плана…» Собственно, проводится эта конференция по требованию медицинских ассоциаций. Сейчас проект этого стратегически важного для отрасли документа изучается в регионах, общественных врачебных организациях. Знаю, есть критические замечания. Полагаю, будет очень интересно и полезно обменяться мнениями.
— Вкратце хотелось бы также затронуть вопрос повышения авторитета медицинских ассоциаций. Есть мнение, с которым трудно не согласиться: чиновники Минздрава не проведут реформу — никто не станет рубить сук, на котором сидит (или ножку министерского кресла).
— На Втором съезде медицинских работников, который состоится уже после выборов (дабы не было упреков, что это политическая акция), будет принят устав Всеукраинской врачебной ассоциации. Ей предполагается передать много функций — регуляторных, лицензионных и др. Мы открыты для дискуссий. План реформы не на моем письменном столе рождался — он «обкатывается» вот уже десять лет.
В заключение считаю важным подчеркнуть: никогда ранее со стороны высшего руководства государства не наблюдалось такого внимания к проблемам здравоохранения, как сегодня, и стремления обеспечить нашим соотечественникам достойный уровень медицинской помощи.