В последние годы обеспечение жителей Донецкой области (как, впрочем, и других областей Украины) медикаментами оставляет желать лучшего. Все это происходит в регионе, где уровень потребления лекарств составляет 15% от общеукраинского, что обусловлено высокой плотностью населения, концентрацией опасных производств, большим количеством профзаболеваний и другими причинами. Нет, лекарства в аптеках есть, но не все могут себе позволить их купить. Связано это как с резким снижением уровня жизни населения, так и с тем, что возросли цены на лекарственные препараты. Причем, не только импортного производства, но и отечественного.
С развитием рыночных отношений, в том числе и в медицинской отрасли, общегосударственная сеть снабжения медикаментами - приказала долго жить. Ее нишу заполнили посредники. В той же Донецкой области в настоящее время работает около 300 посреднических фирм, в которых оптовая наценка доходит до 50%. Во многом это связано с тем, что аптеки были разобщены, у них отсутствовали финансовые возможности, чтобы работать с заводами по прямым договорам и таким образом отстаивать интересы населения области перед крупными оптовиками.
Еще четыре года назад в Донецкой области насчитывалось 600 государственных аптек. За прошедшее время половина из них приватизировалась. Кроме этого, не стоял на месте процесс создания коммерческих аптек и аптечных ларьков, число которых уже приблизилось к 700 и этот процесс далек от завершения. В 1998 году силами специалистов Донецкой облгосадминистрации, с привлечением работников облстатуправления, управления здравоохранения, ОПО «Фармация» был проведен анализ коммерциализации розничной аптечной сети. В итоге был сделан вывод о том, что на фоне слабого государственного регулирования это привело к отрицательным последствиям. В аптеках возросли наценки. Временами они доходят до 80%, вследствие чего многие лекарства стали недоступными для малоимущих слоев. Возникли сложности с созданием и сохранением оперативного запаса медикаментов на случай чрезвычайных ситуаций.
Чтобы улучшить ситуацию по обеспечению медикаментами граждан, пользующихся льготами и социально незащищенных слоев населения, в июле того же года областной совет утверждает «Программу улучшения медикаментозного обеспечения населения Донецкой области».
Одним из пунктов программы было определено рекомендовать городским и районным советам рассмотреть вопрос о передаче аптек, находящихся в коммунальной собственности территориальных громад, в собственность территориальных громад, находящихся в управлении областного совета, с целью создания областной аптечной холдинговой компании. На сессиях облсовета не было возражений против такой передачи. Решительное «Нет!» поначалу сказали только депутаты г. Дебальцево, но спустя несколько месяцев они пересмотрели свою позицию. Еще в двух городах к этому вопросу отнеслись «специфически» - Мариуполь решил выступить соучредителем холдинга и внес свои аптеки в его уставный фонд, а в Донецке решили создать свое собственное «Городское аптечное объединение».
В январе текущего года ООО «Областная холдинговая компания» регистрируется и вплоть до начала мая проводит реорганизацию коммунальных аптек области в дочерние предприятия. Все это время основателям холдинга пришлось заниматься не только реорганизацией аптек (около 15% которых убыточны, часть находится в состоянии банкротства, а размер дебиторской задолженности по состоянию на апрель 1999 года составлял 2,6 млн. грн.), но и отбиваться от всевозможных проверок.
Рассказывает Михаил Нестерчук - член наблюдательного совета ОАО «Областная аптечная управляющая компания» - один из тех, кто стоял у истоков создания холдинга:
- Первым «кирпичом», который полетел в холдинговый «огород», стала статья в областной газете «Донбасс» «Аптечный холдинг - путь к банкротству», опубликованная в марте месяце, в которой заведующий государственным предприятием «Центральная районная аптека № 216» г. Енакиево высказал свои сомнения в том, что централизованное руководство вряд ли обеспечит успех управления аптечной сетью области и т. д. Следует заметить, что вверенная ему аптека - единственная в области, которая наотрез отказалась войти в холдинг. Довольно странное выступление, если учитывать, что в решении сессии областного совета, которым был определен перечень аптек, подлежащих передаче в уставный фонд холдинговой компании, 216-й аптеки - нет. Как можно войти туда, где тебя не ждут?
Дальше - больше. Последовали обращения к Президенту Украины (в которых коллектив аптеки и ее заведующий намекали главе государства, что в преддверии выборов экономические вопросы переходят в политическую плоскость и он рискует потерять голоса 100 0000 избирателей), депутатам Верховной Рады от Донецкой области, которые, не разобравшись в вопросе, стали загружать своими письмами Генеральную прокуратуру.
В результате всех этих «боевых действий», еще не начав толком работать, холдинг пережил проверку специалистами Антимонопольного комитета, комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, финансового управления облгосадминистрации. Итог - нарушений не выявлено, все действия осуществляются в соответствии с законодательством.
Что касается обвинений заместителя председателя облгосадминистрации, то в ООО «Областная аптечная холдинговая компания», по решению областного совета, он является полномочным представителем совета в высшем органе управления обществом. Ст. 5 закона «О коррупции» регламентирует, что государственный служащий может осуществлять функции по управлению акциями, частями, паями, которые принадлежат государству, и представлять интересы государства в совете общества, наблюдательном совете или ревизионной комиссии хозяйственного общества. Таким образом, с его стороны нет никаких нарушений закона.
Несмотря на все препятствия, холдинг уже четыре месяца продолжает доказывать свое право на существование. Заключены прямые договора с фармзаводами на поставки лекарств в аптеки холдинга, осуществлены закупки медпрепаратов на сумму более 3 млн. грн. (в отпускных ценах заводов), что позволило наполнить аптечную сеть дешевыми лекарствами и увеличить их ассортимент. Причем отпускаются они в аптеки по самым низким ценам и с отсрочкой платежа до двух месяцев, а не на условиях предоплаты, как это сейчас принято. В планах предусмотрено, что ежемесячно будут закупаться лекарства на сумму свыше 3 млн. грн., чтобы довести к декабрю ассортимент медикаментов до 2,5 тыс. наименований. Несмотря на дефицит бюджетных средств, «Областная аптечная холдинговая компания» смогла своими силами полностью возместить расходы аптек на льготные и бесплатные рецепты. Так, по состоянию на июнь 1999 года областной бюджет возместил лишь 40% расходов аптек, а 60% (около 650 тыс. грн.) холдинг возместил аптекам из собственных средств.
- Главная наша цель, - сказал в заключение М.Нестерчук, - в течение одного-двух лет снизить розничные цены на лекарства в области на 10-15% и повысить более чем в три раза уровень обеспечения медикаментами ветеранов войны, участников боевых действий, инвалидов и лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС. И мы этого обязательно добьемся. При условии, что каждый будет заниматься своим делом: холдинг - работать; депутаты - принимать законы, а не заниматься предвыборной демагогией; аптека - обеспечивать жителей родного города лекарствами и в честной конкуренции доказывать, кто лучше работает - она или аптека холдинга, которая обязательно будет открыта в Енакиево.