Пандемия в буквальном смысле искалечила образовательные системы во всем мире. Закрытие школ в прошлом году нарушило образ жизни сотен миллионов детей и угрожает многим из них длительными негативными последствиями. По состоянию на сегодняшний день во многих странах мира количество случаев заболевания ковидом стремительно растет, и школы закрываются вновь. То же самое мы наблюдаем и в Украине.
Отсутствие «очного» обучения негативно сказывается на качестве образования, безопасности и самочувствии учеников, хуже всего влияя на детей из социально уязвимых категорий населения. Это также влечет неблагоприятные социальные и экономические последствия для общества. Правительства Британии, Китая, США, Южной Африки и не только, подсчитали экономические последствия закрытия школ и дистанционного обучения. Для Китая это, например, 15,5 трлн долл., для Южной Африки — 540 млрд долл.
Выходом из ситуации может стать вакцинация учителей и школьного персонала. Ее обеспечение — жизненно важный шаг, который поможет уменьшить беспрецедентный уровень потерь в обучении и благосостоянии детей и постепенно вернуться к нормальному учебному процессу.
О большом значении вакцинации учителей заявляют ЮНЕСКО и Education International, глобальная федерация образовательных профсоюзов. В декабре 2020 они призвали правительства и международное сообщество как можно быстрее провести вакцинацию работников школ и рассмотреть их как приоритетную группу для вакцинирования.
«Защита следующего поколения начинается с защиты тех, кто отвечает за открытие будущего для него», — заметила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Форе. Несмотря на это, в большинстве стран работники школ не входят в приоритетные группы. Особенно в развивающихся странах, включая Украину. Частично это объясняется медленными темпами вакцинирования.
Многие государства определяют приоритетные группы для вакцинирования, учитывая возраст или уязвимость конкретных групп населения, некоторые — определяют приоритеты по профессии. Важно подчеркнуть, что аргументы в пользу определения учителей как приоритетной группы для вакцинирования против COVID-19, не являются однозначными. Работа учителем — одна из многих общественно важных профессий, к которым также можно отнести, например, пожарников и полицейских. Определение приоритетных групп для вакцинации по профессиям может привести к дискуссии, какие профессии более достойны, что потенциально может подорвать доверие к национальным программам вакцинирования.
Там, где существуют четко определенные планы вакцинирования, большинство стран, как правило, предоставляют приоритет медицинским работникам, людям преклонного возраста и лицам с уязвимым состоянием здоровья.
В марте этого года ЮНЕСКО исследовало образовательные системы 150 стран, чтобы проанализировать, где вакцинация учителей является приоритетной. Исследование показало, что лишь 17 стран из нескольких регионов отнесли учителей к приоритетной группе вакцинации против COVID-19. Среди них, в частности, Ямайка, Марокко, Катар, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Китай, Россия, Беларусь, Камбоджа, Вьетнам, Гамбия, Республика Конго, Руанда, Уганда и Объединенные Арабские Эмираты. Во Вьетнаме, например, учителям дается высший приоритет для вакцинирования в той же группе, что и гражданам преклонного возраста и людям с хроническими заболеваниями.
Одной из стран, довольно успешно реализовавшей на данный момент свою программу вакцинации учителей, является Чили. Чилийское правительство на ранних стадиях включило учителей и просвещенцев в массовую вакцинацию, чтобы как можно скорее вернуться к нормальному учебному процессу. Президент Чили Себастьян Пиньера 31 марта торжественно открыл 2021-й учебный год после того как в стране больше года не проводили очных занятий из-за COVID-19. До середины марта в Чили получили вакцину больше половины из 513 тысяч учителей и работников образования.
Всего 20 стран в мире отнесли учителей ко второй приоритетной группе после медицинских работников и уязвимых групп населения. Это касается ряда стран Европы, включая Германию, Мальту, Испанию, Индонезию, Бангладеш и Южную Африку, где зафиксированы многочисленные случаи смертей учителей. США также попали в этот список государств после того как с помощью лоббирования педагогических союзов президента Джо Байдена удалось убедить изменить приоритетность учителей в списке групп для вакцинации.
В марте этого года правительство Индонезии начало вторую фазу вакцинирования против COVID-19, которая включает работников государственной службы, людей преклонного возраста и учителей. По словам индонезийских членов правительства, вакцинация педагогов является способом сдерживания и предотвращения учебных потерь, вызванных пандемией, особенно для тех детей, которым тяжело дается дистанционное обучение. Что касается самих учителей в Индонезии, они положительно относятся к вакцинированию, и отказов среди них почти нет.
В Великобритании учителя также отнесены ко второй приоритетной группе вместе с категориями работников, необходимых для реагирования на пандемию, в частности, военными, работниками системы правосудия, транспортными работниками и государственными служащими. В ответ на это учительница из Дербишира начала онлайн-петицию об отнесении учителей и персонала школ и садиков к первой группе вакцинирования. Петиция получила 508 827 подписей, но правительство Великобритании ее не поддержало, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что у работников детских заведений и учителей выше риск смертности.
На первый взгляд может показаться, что существует взаимосвязь между странами, где учителям предоставлен приоритет в вакцинировании, и странами, где учительствование рассматривается как занятие с высоким статусом. Например, Китай, Россия, Индонезия и Турция отнесли учителей к приоритетным группам 1 и 2, и эти страны, согласно опросу Фонда Варки в 2018 году, также принадлежат к тем, где к учителям испытывают самое большое уважение.
Но несколько иная ситуация сложилась в Великобритании, где учителя имеют относительно высокий статус, но там список приоритетных групп для вакцинирования базируется на возрасте и уязвимости категорий населения. Похожая ситуация в Канаде и Новой Зеландии, где профессию учителя также очень уважают. Несмотря на это, эти страны не отдали приоритет в вакцинировании учителям, в то время как Уганда и Испания, где преподавание имеет относительно низкий статус, отнесли учителей к приоритетным группам.
Всего 20 стран отнесли учителей к приоритетной группе вакцинации на третьем этапе. Среди них и Украина. Так поступили и в ряде стран Латинской Америки, таких как Бразилия, Эквадор, Гватемала и Венесуэла, а также странах с высоким уровнем дохода, включая Ирландию и Италию.
Дорожная карта по внедрению вакцины от COVID-19, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Украины, определяет девять приоритетных групп для вакцинации, среди которых есть и учителя. Этот документ содержит критерии и факторы определения приоритетности для вакцинации каждой из групп. В частности, учителя были отнесены к приоритетной группе в рамках третьего этапа вакцинации на том основании, что они выполняют функции по поддержке жизнедеятельности государства.
По словам министра здравоохранения Украины, МЗ хочет сделать прививку от коронавируса всем работникам образования до начала нового учебного года, хотя по календарному плану вакцинации это должно произойти в сентябре-октябре 2021 года. Украинские педагоги, скорее всего, еще не определились с отношением к вакцинации. Среди основных факторов, которые могут сдерживать их желание вакцинироваться, недоверие к вакцине и сомнения в ее эффективности.
В апреле этого года приоритетную возможность вакцинироваться от COVID-19 получили работники образования, привлеченные к проведению внешнего независимого оценивания, которое стартует 21 мая. Таких учителей будут вакцинировать китайской вакциной CoronaVac, которая утверждена и используется в 22 странах мира, среди которых Мексика, Пакистан, Индонезия, Турция и другие.
По данным ЮНЕСКО, 54 страны не предоставили приоритет учителям в своих планах вакцинирования населения или же такие планы все еще на стадии разработки. Это касается большого количества стран с низким уровнем дохода, таких как Ангола, Буркина-Фасо, Чад, Мадагаскар, Мали, Нигер и Сьерра-Леоне. Учителя также не отнесены ни к одной из приоритетных групп в Японии, Мьянме и Филиппинах, в Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии и Швеции.
Интересно, что европейские учителя, как правило, изъявляли большее желание, чем их американские коллеги, продолжать работать с учениками физически в классах во время пандемии коронавируса. Так, в Бельгии учителя работали в классах в течение большей части учебного года, в том числе, когда уровень инфицирования в их стране был самым высоким в мире в октябре 2020 года. Поэтому решение правительства оставить учителей вне списка приоритетов и вместо этого сперва вакцинировать сотрудников полиции и работников других профессий, стало неожиданностью для многих педагогов. Бельгийские учителя, оставшиеся вне списка приоритетных групп для вакцинирования, заявили о возможности забастовки, если не получат дозу. В ответ на это члены правительства сослались на данные, которые свидетельствуют, что школы не являются главными двигателями пандемии. Некоторые исследования о распространении коронавируса среди детей свидетельствуют, что у них приблизительно вдвое меньше шансов заразиться, чем у взрослых. Следовательно, по словам политиков Бельгии, в ситуации, когда количество вакцин очень ограничено, приоритетнее вакцинировать другие общественно важные профессии.
Интересно, что кампанию по вакцинации учителей поддерживает бизнес. Так, компания Uber обязалась обеспечить 1 миллион бесплатных поездок для учителей до пунктов вакцинации и обратно, чтобы на глобальном уровне поддержать восстановление работы школ в рамках Глобальной образовательной коалиции. Этот миллион поездок будет доступен учителям в 20 странах — Украине, Аргентине, Бангладеш, Бразилии, Канаде, Чили, Коста-Рике, Египте, Германии, Индии, Японии, Кении, Мексике, Нигерии, Пакистане, Саудовской Аравии, ЮАР, Шри-Ланке, Великобритании и США. Uber и ЮНЕСКО будут сотрудничать с местными неправительственными организациями и правительственными органами, чтобы распределить поездки, когда в этих странах начнется вакцинирование учителей.
Подытоживая, многие страны с низким уровнем дохода, среди которых и Украина, вряд ли получат достаточное количество доз для вакцинации учителей в течение определенного времени. В частности, недавнее исследование свидетельствует, что без усиленного международного сотрудничества более 85 бедных стран не будут иметь широкого доступа к вакцинам против коронавируса до 2023 года. Учитывая это, надо обеспечить во всех украинских школах неуклонное соблюдение правил безопасной работы, а невакцинированным учителям — доступ к психологической и социально-эмоциональной помощи, больничным листам и поддержке руководителей школ и органов районного и центрального уровней.