Для тех, кому судьба отказала в праве на жизнь, а закон - в праве умереть, каждый день существования становится адом
«Моя жизнь превратилась в боль. С недавних пор она не покидает меня ни на миг. Иногда сквозь эту боль прорываются воспоминания, мысли о семье - дочери, внучке. Надежды больше нет, нет желания надеяться. Круглые сутки в голове бьется: «Больно, больно, больно, больно, больно...» Моя жизнь - адская боль. Хочется покоя, умереть бы... Я долгое время верила, что это испытание, теперь - не знаю. В любом случае, оно мне не под силу. Эта боль, лекарства и отсутствие надежды постепенно превращают в животное. Еще недавно боялась смерти, теперь молю всех - убейте меня».
Галина Сергеевна, 59 лет, последние три года - пациент онкологического отделения одной из клиник Киева.
Эвтаназия (в переводе с греческого - легкая смерть) - это умышленное ускорение наступления смерти больного с целью прекращения его страданий*. Речь идет об эвтаназии как удовлетворении просьбы безнадежно больного человека ускорить его смерть, в том числе посредством прекращения искусственных мер по поддержанию жизни, - исключительном праве больного, а не праве врача, учреждения, государства или третьих лиц.
Достижения современной медицины значительно расширили границу между жизнью и смертью. Но у этого, несомненно, положительного факта есть и обратная сторона. Увы, нередко безнадежным больным, находящимся в предсмертном состоянии, но еще не ушедшим в лучший мир, напоминают об их принадлежности к миру живых лишь невыносимые страдания. Поэтому все большее значение приобретает сегодня проблема эвтаназии, моральные, этические, юридические и медицинские аспекты которой часто становятся предметом обсуждения на страницах зарубежной прессы. Человечество предстало перед дилеммой: с одной стороны, жизнь человека следует поддерживать до последнего, несмотря ни на что. С другой - зачем продлевать муки безнадежно больного человека, если он сам сознательно отказывается от этого?
В 1922 году Уголовные кодексы РСФСР и УССР предусматривали, что убийство, совершенное из сочувствия по требованию убитого, не карается по закону. Желание убитого расстаться с жизнью являлось обстоятельством, исключающим уголовную ответственность. Однако это положение просуществовало недолго. В соответствии с действующим законодательством Украины, убийство, совершенное по просьбе самого потерпевшего, квалифицируется по статье 94 Уголовного кодекса Украины как умышленное убийство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сергей Р., 34 года, врач-онколог:
- Я не принадлежу к преобладающему большинству моих коллег, которые активно против эвтаназии. Мой опыт работы с онкобольными убедил меня в том, что такая позиция - не более чем стремление уйти от проблемы, оставив больного, теряющего рассудок от боли и наркотиков, один на один с нечеловеческими испытаниями, прикрываясь высокими словами о долге врача.
Я знаю о нескольких случаях самоубийств таких больных. Один из них в результате неудачной попытки свести счеты с жизнью повредил позвоночник. Через полгода страшных мучений он все же довел дело до конца. Верующим немного легче, они видят в своих страданиях особый смысл. Но вера далеко не каждого выдерживает такие испытания.
Уверен, что в том случае, если эвтаназия будет разрешена законом, тех, кто не на словах, а на деле захочет воспользоваться этой возможностью, будут единицы. В человеке, даже находящемся в таком состоянии, очень сильна надежда. И если он еще способен терпеть, он будет терпеть до последнего. Но тот, кто не может выдержать, должен иметь возможность покончить с этим.
- Прибегают ли к эвтаназии ваши коллеги?
- Никто ничего не знает наверняка, но у меня есть основания полагать, что такие случаи действительно были. И думаю, что не соображения меркантильного характера играли здесь решающую роль. Что бы там ни говорили, редкий врач действительно равнодушен к страданиям больного, другое дело, что это не выражается в слезах и истериках.
Что касается возможных злоупотреблений в том случае, если эвтаназия была бы узаконена, то это не аргумент - просто должен быть разработан нормальный правовой механизм. Я бы сказал, что наоборот, в условиях, когда это запрещено законом и делается тайно, опасность того, что будут нарушены права умирающего, будет гораздо реальнее.
При каких условиях эвтаназия может считаться допустимой? Как избежать возможности злоупотреблений при ее применении? Как изменятся отношения врача и больного, если эвтаназия станет неотъемлемой частью медицинской помощи в терминальном состоянии (пограничном состоянии между жизнью и смертью)? Существует опасение, что в случае узаконивания эвтаназии врачи-онкологи, которые не имеют достаточных знаний о диагностике и терапии депрессий, могут согласиться помочь больному расстаться с жизнью даже в тех случаях, когда больной на самом деле нуждается в лечении депрессии. Чрезвычайно важна оценка действий, проводимых в рамках эвтаназии, с точки зрения права. Во главе угла должна находиться всесторонняя охрана прав и законных интересов человека на последнем отрезке его жизни. Выдающийся русский юрист А. Кони, который был сторонником эвтаназии, считал ее допустимой при соблюдении ряда условий:
- сознательное и настоятельное требование больного и невозможность облегчить его страдания;
- точная и безусловная доказанность невозможности спасти жизнь, единогласно установленная коллегией врачей;
- предварительное уведомление прокуратуры.
Итак, человечество постепенно идет на определенные уступки в своем некогда непримиримом отношении к эвтаназии. Лечебной практике Великобритании известен случай, когда медики приняли решение не возвращать к жизни женщину-наркоманку, которая до того около 20 раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Последняя неудачная попытка привела к травме позвоночника. Действия врачей были признаны правомерными. Сегодня в одном из штатов США действует закон, позволяющий безнадежно больным людям отказаться от искусственных средств для поддержки жизнедеятельности организма, подписав завещание в присутствии двух свидетелей. Парламент Голландии рассматривает возможность принятия закона, позволяющего добровольную активную эвтаназию, то есть смертельную инъекцию неизлечимо больным людям, которые тяжело страдают. Мировая практика уже выработала основные аргументы в пользу отказа от продолжения лечения: его бесперспективность с медицинской точки зрения, отказ от лечения самого больного, его убежденность в том, что жизнь после или во время лечения будет невыносимой.
Чуть более года тому назад в США были опубликованы результаты социологических исследований, темой которых стало отношение онкобольных, онкологов и других категорий граждан к эвтаназии. Вот о чем свидетельствуют результаты исследований. Реже, чем респонденты других групп, высказывались в пользу эвтаназии врачи. Неприемлемой ни при каких условиях эвтаназию считали опрошенные католического вероисповедания из всех групп. Больные старше 50 лет значительно реже, чем респонденты других возрастных групп, положительно относились к медицинскому содействию в прекращении жизни. Онкологи гораздо чаще, чем респонденты других групп, считали, что обсуждение возможности медицинского содействия в прекращении жизни больного может существенно снизить доверие больного к врачу. Более чем к половине онкологов, участвовавших в опросе, ранее обращались больные с просьбой об осуществлении эвтаназии, оказании помощи при самоубийстве. Причем 1,8% онкологов осуществили эвтаназию, а 13,5% указали, что они содействовали самоубийствам больных по их просьбе. В этом отношении большое значение имела религиозность врача - процент участия в самоубийствах верующих врачей весьма низок (0,5%).
Другим результатом, привлекшим внимание исследователей, явилась связь серьезных размышлений онкологических больных об эвтаназии с наличием у них признаков депрессии. Это не означает, что каждый больной, который хочет прекратить свою жизнь по определенным причинам, страдает депрессией. Но в случае обнаружения симптомов депрессии это свидетельствует о необходимости оценки серьезности намерений больного расстаться с жизнью только после проведения адекватной антидепрессивной терапии.
По просьбе корреспондента «ЗН» об отношении церкви к проблеме эвтаназии рассказывает патриарх Киевский и Всея Руси-Украины Филарет:
- В последние десятилетия на всеправославных совещаниях, где обсуждались разные вопросы, которые волнуют сегодня церковь, поднимался, конечно, и вопрос эвтаназии. Но, к сожалению, пока что по этому вопросу еще нет четко сформулированного общеправославного решения. Однако церковь придерживается той точки зрения, что никто не имеет права отнимать жизнь, потому что Владыкой Жизни является Бог. И несмотря на то, что человек страдает, тяжело страдает, церковь считает, что врач не имеет права отнимать жизнь. По этой же причине церковь осуждает самоубийства. А эвтаназия сродни самоубийству, просто больной человек, который не может выдержать страданий, просит сделать это другого человека. Если исходить из богословской точки зрения, то поскольку все зависит от Бога, ему, видимо, угодно, чтобы этот человек перенес страдания. Но не просто страдания ради страданий, а, очевидно, для того, чтобы через них он очистил свою душу перед переходом в вечную жизнь, искупил свою вину за те или иные грехи. Потому что только в страданиях человек начинает вспоминать о Боге, думать о своей жизни, давать оценку своим действиям.
Может быть, с человеческой точки зрения бессмысленными были страдания Иисуса Христа на Голгофе как праведника, как святого, безгрешного. Но в очах Божьих именно через эти страдания Господь искупил человеческий род от греха и от смерти.
- Ваша святость, существует ли для церкви принципиальная разница между активной и пассивной эвтаназией?
- Существенной разницы нет. Врач призван помогать и облегчать страдания человека.
- Кто может дать официальную формулировку позиции церкви в отношении эвтаназии?
- Вообще этот вопрос, как и другие вопросы общеправославного, общехристианского значения, должен решаться соборным разумом, на всеправославном соборе. Но это решение скорее должно быть только сформулировано и обосновано, потому что в жизни, в традиции церковь не благословляет такие действия. Так же, как и самоубийство, которое является грехом и ради борьбы с которым церковь даже не разрешает хоронить наложивших на себя руки на кладбищах и отпевать их по христианскому чину. Исключение делается лишь для тех, кто совершил этот грех будучи психически больным человеком или находясь в состоянии аффекта, когда он не контролировал себя.
Директор Украинского института социальной и судебной психиатрии профессор Анатолий Чуприков:
- Эвтаназия действительно существует в разных странах - в Австралии, в одном из штатов США. Если подходить к этому вопросу с точки зрения ситуации, сложившейся сегодня в нашей медицине, и тех законов, которыми мы руководствуемся в своей деятельности, то отношение к эвтаназии совершенно однозначное - она недопустима. Все мы, врачи, давали клятву Гиппократа, в которой есть такие слова: «никогда не дам средство, ускоряющее смерть». Кроме того, исходя из позиций действующего законодательства, любая помощь врача в плане ускорения смертельного исхода - уголовно наказуемое деяние, и украинский врач исходит прежде всего из этого. Я думаю, что пока что ни наше законодательство, ни мы сами совершенно не готовы к тому, чтобы вводить эвтаназию.
Вообще обсуждая сегодня проблему эвтаназии как самовольного ухода из жизни, можно лишь чисто гипотетически говорить о том, что, возможно, в отдаленном будущем отношение нашего государства к ней изменится. Но к этой проблеме следует отнестись необычайно серьезно. Нужен соответствующий закон, очень серьезная процедура, которая гарантировала бы от ошибок и злоупотреблений. Эта процедура в обязательном порядке должна включать в себя принятие соответствующего решения специальной медицинской комиссией, в состав которой должны входить психолог и психиатр. Это должна быть комплексная комиссия, способная в полной мере оценить все обстоятельства, в том числе необратимость наступления смерти и тяжесть мучений человека.
- Примерно в половине штатов США узаконено право человека самому определять объем помощи, которая будет предоставляться ему в безнадежном состоянии. Может быть, следовало бы предусмотреть такую возможность и у нас?
- Что касается нашей страны, то в большинстве случаев пределы оказываемой больному помощи определяет его финансовое положение. Увы, если карман пуст, то помощь такому человеку может быть оказана в весьма ограниченном объеме.
Кроме того, если мы говорим о добровольном уходе из жизни, например, онкобольных, то сначала следует взвесить, все ли мы сделали для этих людей. Например, так называемых хосписов, где доживают свои дни смертельно больные люди и им обеспечен уход и медицинская помощь, у нас существует крайне мало. А такие места, где с больными проводилась бы, кроме всего прочего, мощная психотерапевтическая работа, оказывалась бы психологическая поддержка, в том числе религиозная, необходимы. Ведь, наверное, память большинства из нас хранит воспоминания о последних минутах жизни близких людей, умиравших от онкологических заболеваний, их мучения, одуряющую боль и наркотики, отравляющие больного, лишающие его человеческого облика.
* * *
Вне всякого сомнения, за жизнь человека следует бороться до последнего. Но если ставка в этом состязании - только вопрос времени, а по сути - продление мучений, то, может быть, возможность определить момент, когда следует сложить оружие, нужно предоставить тому, ради чьей жизни ведется борьба? Думаю, обеспечив максимально совершенные юридические и медицинские гарантии, общество должно предоставить возможность безнадежно больному и невыносимо страдающему человеку право на достойную смерть. Каждый человек надеется, что ни ему, ни его близким не придется решать страшную дилемму. И все же, если случится непоправимое, каждый должен иметь возможность уйти из жизни, как подобает человеку, лично я хотела бы иметь такое право...
*Различают два вида эвтаназии: активная - когда с целью прекращения страданий безнадежного больного прибегают к определенным действиям, цель которых - ускорить наступление смерти (например, инъекция). Пассивная эвтаназия заключается в прекращении мероприятий, содействующих поддержанию врачом жизни больного.
Из истории эвтаназии
1935 г. - образовано «Добровольное общество легкой смерти» в Англии, впоследствии получившее известность как «Выход».
1936 г. - по неофициальным сведениям, английский король Георг V прибегает к эвтаназии при содействии лорда Доусона.
1974 г. - доктор Георг Мейер публикует «Признания хирурга», в которых описывает механизм осуществления эвтаназии, практиковавшийся в его клинике.
1976 г. - добровольные общества легкой смерти созданы в Японии и Германии. В Токио состоялась первая международная конференция организаций такого рода.
1980 г. - опубликовано первое в мире пособие по самоубийствам «Как умирать с достоинством».
1995 г. - Верховный суд Ирландии принимает решение об удалении трубки кормления у женщины, которая не приходила в сознание в течение 20 лет.
1996 г. - девять окружных судов США отстаивают конституционность самоубийства при содействии врача.
В австралийском штате Северная территория был принят законодательный акт под названием «Права неизлечимо больных». В нем оговариваются следующие условия: лицо, требующее эвтаназии, старше 18 лет, испытывает невыносимые физические и моральные страдания, его недуг не поддается лечению. Кроме врача, к которому обратился пациент, свою подпись под диагнозом должен поставить еще один специалист того же профиля и психиатр. Задача последнего - убедиться, что желание пациента покончить с собой не вызвано депрессией или стрессом. Первый акт эвтаназии в Австралии был осуществлен с помощью управляемой при помощи компьютера системы введения в организм летальной медикаментозной дозы. «Если вы не принимаете добровольную эвтаназию, не прибегайте к ней! Но не лишайте меня такого права...» - это слова из предсмертного послания Боба Дента, первого австралийца, решившегося на эвтаназию после принятия закона.
1997 г. - Сенат штата Мичиган (США) запретил «самоубийство при содействии врача» через день после того, как известный поборник эвтаназии Джек Кеворкян помог расстаться с жизнью одной из жительниц штата. За последние 10 лет Джек Кеворкян, известный под прозвищем «Доктор Смерть», помог расстаться с жизнью примерно сотне больных. По некоторым сведениям, среди них были и люди, хотя и выразившие желание расстаться с жизнью, но не страдавшие неизлечимыми болезнями. Джек Кеворкян четырежды представал перед судом, однако ему ни разу не был вынесен обвинительный приговор.