- Все наши учебники замечательны, только они несут на себе печать устарелости... В них мало знаний для сегодняшней жизни, - отметил, в частности, президент образовательной корпорации «Гранд» Владимир Спиваковский на втором заседании «круглого стола» «Общество и государство: диалог для развития образования», посвященном современной образовательной книге. Как уже сообщалось ранее, регулярное обсуждение текущих и стратегических проблем в области образования в широком кругу представителей общественных и государственных структур - это новая инициатива международного фонда «Відродження».
Каким требованиям должен соответствовать современный учебник, какие критерии его качества? Должна ли сохраняться монополия государства на учебники? Что необходимо предпринять правительству для развития современной образовательной литературы? На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники встречи, которых, кстати, оказалось больше, чем предполагалось вначале.
Известно, что сегодня в Украине существует монополия государства на издание учебников. Но поскольку главной проблемой в этой сфере остается финансовая, а от образования сегодняшних детей зависит, какое будет «завтра» (в т.ч. и то, насколько оно будет влиять на размеры пенсий тех, кто сегодня причастен к этой проблеме), нужно разумно и без предубеждений подойти к решению вопроса издания учебной литературы. Ведь ни одна развитая страна не печатает учебники только за государственный счет (обычно на бюджетные деньги издается около 30% учебной литературы). Ныне существует много негосударственных предприятий, которые делают это качественнее, быстрее и удачнее. Кстати, десятки миллионов учебников лежат сегодня на складах (кто-то не успел продать, кто-то не купил). А ведь все течет, меняется. «Мы могли бы в течение нескольких лет решить этот достаточно серьезный на сегодняшний день вопрос, - сказал дальше в своем выступлении Владимир Спиваковский.
- Я знаю десятки путей, как, не затрачивая огромных усилий, не вкладывая сумасшедших денег решить этот вопрос. На мой взгляд, это достаточно просто. Наше государство не должно делать проблему там, где ее нет. Конечно, история Украины - святое дело. Но что касается других предметов... К примеру, биологии. Тычинки, вакуоли и пестики одинаковы в разных странах. Можно было бы воспользоваться чужим опытом... По крайней мере, мы привлечем нецентрализованные, небюджетные средства...»
Совсем другого мнения придерживается директор издательства «Освіта» Ирина Подолюк: «Нужно создавать свои оригинальные учебники. На сегодня их уже больше 70. Ложная мысль - брать учебники других государств и приспосабливать их к нашим школам». Но в то же время, по ее мнению, монополия государства на издание учебников не должна сохраниться.
Еще один выступающий прокомментировал это по-своему: «Любая наука интернациональна, а обучение должно быть национальным».
После обмена мнениями прозвучала, по-моему, одна из самых главных мыслей: «Мы не научили своих детей самостоятельно думать». Дети, студенты подхватывают кем-то уже не раз сказанное, прозвучавшее в средствах массовой информации. Поэтому, по словам замминистра образования Александры Савченко, «современный учебник должен быть ближе всего к ребенку... Учебник в перспективе - это умение выбирать (уже сейчас на 700 тыс. первоклассников приходится 8 букварей). В образовании должно быть два крыла: ребенок, способный к саморегуляции, и учитель, готовый дать надежную социализацию для ребенка, который в силу изменившейся жизни должен готовить себя к многоролевой деятельности».
Действительно, ребенок выходит в жизнь абсолютно не подготовленным, подобно ветхому суденышку в бушующее море. Ведь его учили в школе, как выигрывать олимпиады, но не учили самому главному - как заработать на жизнь.
Изданием учебников для школы сегодня занимаются около 30 издательств, из них - только шесть государственные. Разницы между негосударственным и государственным издательством уже практически давно нет. Различия чисто формальные. Все они платят за помещение, у них одинаковые накладные расходы. Однако на государственных издательствах лежит еще огромный груз отчислений на нужды вышестоящих госструктур. Поэтому они давно уже хотят вырваться из «теплых» объятий государства.
Попытки организовать издание школьных учебников за счет кредитов не принесли результатов. Ибо тираж, например, учебника по географии в один миллион экземпляров обошелся в 150 млрд. крб. (по ценам 1995 года). Ни один банк не берется финансировать подобные проекты. Этот сложный вопрос решает сейчас Минобразования через Нацбанк, Кабинет министров и Президента. Принято постановление о 20-процентной оплате за учебники (в среднем это 5-10 гривен за год). Полученные деньги должны войти в фонд оборотных средств по выпуску учебников на следующий год. Нравится это кому-то или нет, но, следует реально смотреть на вещи, эра бесплатного учебника подходит к концу. Продержаться на доплате учебник может еще год. Через два года Украина перейдет на платные учебники. Хотя Верховная Рада и не поддерживает такую позицию, это неизбежно.
Ныне больше 80 учебников действуют как экспериментальные, хотя и выпущены массовым тиражом. А ведь самый страшный эксперимент - это эксперимент над детьми.