ВЗРОСЛАЯ НАУКА ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА

Поделиться
Подхожу на днях к компьютеру и вижу: машина занята, на ней младший брат гоняет какую-то игрушку. Понимая, что поработать в ближайшее время не смогу, подсел к нему и смотрю...

Подхожу на днях к компьютеру и вижу: машина занята, на ней младший брат гоняет какую-то игрушку. Понимая, что поработать в ближайшее время не смогу, подсел к нему и смотрю. Игра интересная такая — выступаешь в роли знаменитейших полководцев человечества, стремясь изменить ход колеса истории. Брат как раз пытался сохранить жизнь Орлеанской деве. По привычке всех «взрослых», решил устроить малому экзамен: «А ты знаешь, кто такая Жанна д’Арк?» — на что тот, не отрывая глаз от монитора, ответил: «Ага... писательница...»

В конце концов, оснований для негодования у меня не было, поскольку эту тему в школе они еще не проходили, как заявили родители, вставая на сторону брата. Тем не менее меня удивило не столько незнание — ребенок есть ребенок, — сколько полное отсутствие заинтересованности.

Мой брат довольно неплохо учится, но привык делить мир на школу и то, что вне ее. Так вот, «вне школы» нет места никаким наукам и дисциплинам, и любые попытки нарушить этот порядок он воспринимает по крайней мере с удивлением: в конце концов, он добросовестно зубрит математику и правила правописания, должен же он хоть когда-нибудь отдыхать. Ему почти не приходит в голову объединять школьную грамоту и окружающий мир, настолько несовместимыми они кажутся: там — сухая и серая наука, а здесь — полнокровная жизнь.

Современных школьников очень часто обвиняют в том, что, имея столько каналов информации, не доступных еще родителям, таких, как Интернет, интерактивные компьютерные энциклопедии, качественные иллюстрированные учебники и тому подобное, они почти полностью их игнорируют. Но если разобраться, они в этом и не виноваты. Им просто неинтересно. Нельзя же обвинять ребенка в недостатке любопытства.

Не секрет, что наше среднее образование пока находится не в наилучшем состоянии. Но почему-то принято считать, что только школа должна заботиться о воспитании молодого поколения. Не подумайте, что я ставлю под сомнение авторитет школы. Нет, ее определяющая роль остается вне сомнений, но нельзя перекладывать всю ответственность лишь на ее плечи. Не следует недооценивать и то, где школьник в свободное время бывает, что смотрит по телевизору, что он читает.

Волна тотальной коммерциализации СМИ не обошла и юношескую прессу, большинство изданий для учащейся молодежи четко сориентированы только на получение как можно большей прибыли, а потому кормят своих читателей непритязательной информационной жвачкой самой ходовой тематики: музыка, компьютеры, секс, мир шоу-бизнеса, спорт. Конечно, развлекательная пресса — это не так уж и плохо, но только если она не захватывает весь рынок.

Традиции научно-популярных изданий, таких, как «Квант», «Техника молодежи», «Знание—сила», которыми в свое время зачитывался весь Советский Союз, в современной Украине забыты. Сами издания можно пересчитать на пальцах одной руки, особенно если говорить об изданиях для молодежи. Понятно, самостоятельно выдержать конкуренцию с развлекательными монополистами им не удается. И точка. Никому не приходит в голову, что государство обязано дотировать эти издания. Причем даже дважды обязано: как альтернативное средство массовой информации и как составную образовательной системы. Кстати, не стоит скептически улыбаться, читая о государственной поддержке, это — распространенная практика во многих государствах, в тех же Франции, Швеции или даже соседней России.

У нас, к сожалению, имеем то, что имеем. Довольно показательный пример научно-популярного журнала для юношества «Країна знань», вышедшего на рынок молодежных изданий в 2001 году. У его истоков стояли ведущие ученые Украины, в том числе такие личности, как академик НАН Украины, академик-секретарь отделения физики и астрономии НАН Украины А.Наумовец, академик НАН Украины, академик-секретарь отделения общей биологии НАН Украины Д.Гродзинский, академик НАН Украины, президент Малой академии наук В.Кухар и многие другие. У них, талантливых ученых и небезразличных граждан, вызывают серьезное беспокойство несколько усилившихся в последние годы тенденций.

Во-первых, это оторванность школьных программ от живой науки. Основные процессы, которыми сегодня живет не только наука, но и весь цивилизованный мир, а именно реализация концепции устойчивого развития, нанотехнологии, генная инженерия, опасность инвазионных организмов и т.д., не могут прорваться ни в учебные программы, ни на страницы школьных учебников. Не все учителя имеют возможность следить за новыми веяниями в науке, а потому многие журнальные материалы необходимы именно для них.

Не меньше тревожит ученых и неудержимый поток псевдонаучных публикаций, которые в последнее время заполонили страницы многих печатных изданий и не дают прорваться туда серьезным научным материалам.

Стратегия научно-популярного журнала для учащейся молодежи «Країна знань» состоит в том, чтобы представлять каждую науку не как замкнутую в себе систему, а как составную человеческого знания, которое постоянно и ежедневно обогащается, углубляется, но неизменно остается связанным с понятием гуманизма. Усилиями главного редактора Т.Белых, ученого-математика, кандидата технических наук, журнал смог прорваться на рынок и выходит с устоявшейся периодичностью и более-менее серьезными тиражами. Но парадокс в том, что журнал, созданный для школы, до школ не доходит. Школьные бюджеты слишком скудны для подписки изданий, государство отказывается платить за журнал для школ, а учителей-энтузиастов очень мало.

Так и живем — отдельно школа, отдельно журнал, отдельно и где-то совсем далеко государство, а дальше всех от всего этого школьники, среди которых и мой брат. Кстати, теперь он знает, кто такая Жанна д’Арк.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме