Минобразования во времена министра Табачника напоминало закрытую от посторонних глаз раковину, лежащую на дне моря и время от времени выдающую на-гора розовые пузырьки: "Как все прекрасно!". А что там внутри, скрытое от посторонних глаз, можно было только догадываться. Конечно, общественность знала, что не все благополучно в образовании. Программы, учебники, концепции обучения были предметом горячих дискуссий. Но выдернуть какую-то другую информацию из этой раковины было крайне трудно. Сами же чиновники не рассказывали о реальных проблемах с реализацией реформ, не били в набат, а занимались очковтирательством.
Теперь против некоторых руководителей МОН открыто уголовное производство. А в распоряжении ZN.UA имеется интересный документ: представление генерального прокурора "Об устранении нарушений прав детей на образование". Генпрокуратура изучала нарушения законодательства об образовании, выполнение государственных и региональных программ в сфере среднего и дошкольного образования и обеспечение равного доступа к нему за 2013-2014 гг.
Представление подписал в мае 2014 г. генеральный прокурор О.Махницкий. Он же обязал Минобразования рассмотреть выводы прокуратуры и "привлечь к дисциплинарной ответственности служебных лиц департаментов общего среднего и дошкольного образования, профессионально-технического образования министерства, Института инновационных технологий и содержания образования". Именно при их молчаливом согласии и услужливости творились безобразия в образовании.
История имела предусмотренное законом продолжение: Минобразования дало областным управлениям образования и департаменту образования столицы задание на каникулы - изучить документ и прислать ответ относительно нарушений, определенных прокуратурой. Потом свело воедино все выводы и аргументы. Таким образом, у нас есть уникальная возможность составить представление о ситуации в образовании, соединив два документа - представление и ответ.
Предметом особой гордости Минобразования была Государственная целевая программа внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий "Сто процентов". Как обещал министр Табачник, она должна была "вывести украинскую школу на новую образовательную орбиту". На парламентских слушаниях о среднем образовании экс-министр бодро рапортовал о достижениях в ее реализации.
Однако, по информации Генеральной прокуратуры, гордиться нечем. Каждый восьмой компьютер, используемый сегодня в школах, технически неисправен. Половина общеобразовательных учреждений не имеют доступа к скоростному Интернету. Две тысячи вообще не подключены ко Всемирной сети. "При таком положении дел большинство учебных заведений не имеют возможности использовать электронные учебные материалы, создавать условия для получения дистанционного образования детям с ограниченными возможностями, наладить электронную связь с соответствующими специалистами, что предполагалось "Государственной целевой программой внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий "Сто процентов" на период до 2015 г.".
По информации, поступившей в Минобразования из регионов, проблемы с подключением к Интернету связаны с отсутствием технических возможностей (устаревшие телефонные линии или коммутированное соединение, не позволяющее должным образом использовать Всемирную сеть) и недостатком средств. Как оказалось, целевая программа "Сто процентов" была профинансирована государством лишь на 19% от запланированного объема.
Прокурорская проверка также показала, что во многих регионах 40% школ не обеспечены украинизированной версией программного продукта (Microsoft Office). Региональные управления образования объясняют это отсутствием украиноязычного интерфейса в офисных программах Microsoft Office 2000, 2003, поставляемых с учебными компьютерными комплексами, начиная с 2000 г.
Сегодня выполнение программы "Сто процентов" вообще прекращено. Согласно постановлению Кабмина "Некоторые вопросы оптимизации государственных целевых программ и национальных проектов, экономии бюджетных средств и признания утратившими силу некоторых актов Кабинета Министров Украины" от 5 марта 2014 г. №71.
Государственная целевая социальная программа "Школьный автобус" выполняется с 2003 г. По выводам прокуратуры, до сих пор не достигнуты ожидаемые результаты по обеспечению стопроцентной бесплатной перевозки учащихся, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями, к месту обучения. Прокуратура выявила почти 30 тыс. детей, лишенных такого права.
Интересно, что еще в январе на одной из пресс-конференций Д.Табачник рассказывал журналистам, что министерство планирует завершить выполнение программы "Школьный автобус" в 2014 г. Но, как сообщает Минобразования, в Госбюджете-2014 средства на реализацию этой программы вообще не предусмотрены.
С целью оптимизации сети образовательных учреждений местные органы власти в прошлом году прекратили деятельность 147 общеобразовательных школ, где обучались 3 тыс. школьников. Вопреки требованию ст. 11 Закона Украины "Об общем среднем образовании", решение о закрытии отдельных учреждений принято без согласия территориальной общины или неуполномоченным органом. Иногда исключительно по решению райадминистрации.
Развитие дошкольного образования оставляет желать лучшего. По итогам 2013 г., дошкольными учебными заведениями охвачены 81,1% детей дошкольного возраста. На очереди для устройства в детсады состоят 100 тыс. детей. В некоторых районах Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Львовской, Сумской, Тернопольской областей эти учреждения перегружены вдвое.
При том, что мест в детсадах катастрофически не хватает, прокуратура выявила факты передачи помещений в аренду или отчуждения и использования не по назначению. Нарушена ст. 63 Закона Украины "Об образовании" - неединичны случаи, когда имущество учебных заведений использовалось не по назначению. Например, в Ивано-Франковской области помещение школы было передано предпринимателю под парикмахерскую.
В Киеве, где не хватает мест в детсадах, 59 помещений дошкольных учреждений используются не по назначению. Их занимают всевозможные структуры - частные фирмы, общественные организации, отделы министерств, нотариальные конторы и т.п. При этом сами помещения числятся в сети дошкольного образования.
В коммунальных учреждениях Волынской, Кировоградской и Черновицкой областей выявлены случаи, когда с родителей взимались средства за обучение. Прокуратура приводит пример, когда заведующая дошкольным учреждением в одном из районов Черновицкой области получила плату от родителей за посещение их детьми детсада.
В нарушение требований ст. 21, 22 Закона Украины "Об образовании" в трети общеобразовательных учебных заведения не обеспечены психологическая поддержка учащихся и их социально-педагогический патронаж. Укомплектованность школ психологами составляет 67%, социальными педагогами - 62%. И это при том, что, по оперативной информации Минобразования, в 2013 г. зафиксированы 140 случаев суицида среди школьников, а в первом квартале 2014 г. - 27.
Внешкольным образованием в Украине охвачены лишь 40% детей. "Отсутствие содержательного досуга подростков является одной из предпосылок совершения ими правонарушений, - считают в Генпрокуратуре. - В прошлом году почти 9 тыс. несовершеннолетних совершили преступление. В этом году - уже почти 2,2 тыс., каждый четвертый - повторно".
В Украине насчитывается 1,5 тыс. внешкольных учебных учреждений и 623 ДЮСШ. Большинство из них не имеют надлежащей материально-технической базы, инвентаря. Некоторые - в аварийном состоянии. Фактические расходы местных бюджетов на развитие этих учреждений втрое меньше запланированных (60,3 млн вместо 197, 3 млн грн). "Таким образом, Государственная целевая программа развития внешкольного образования на период до 2014 г. не выполнена", - подводит итог Генпрокуратура.
Разоблачены 60 фактов присвоения и растраты бюджетных средств, выделенных на содержание детсадов, школ, профтехучилищ, злоупотребления служебным положением или служебной небрежности должностных лиц при их использовании.
Несмотря на ненадлежащее финансирование учебных заведений, распорядители бюджетными средствами не обеспечили их эффективного расходования и соблюдения требований Закона "Об осуществлении государственных закупок". Так, в Одесской области районный отдел образования заключил соглашение на приобретение продуктов для учебных заведений на сумму 827 тыс. грн вообще без проведения тендера. Орган образования одного из районов Сумской области провел пять процедур открытых торгов по закупке продуктов на сумму 1,7 млн грн по завышенным ценам. Аналогичные факты выявлены во многих других областях.
Реагируя на замечания Генпрокуратуры, департаменты образования в регионах обещали бороться с недостатками. Причем старыми проверенными методами: для обеспечения контроля над... издан приказ "Об усилении контроля над..."; организована профилактическая работа; вопросы находятся на постоянном контроле. Это и понятно - на местах осталось немало управленцев, при царствовании которых и творились многие безобразия. Правда, иногда встречались и конкретные действия - "по фактам невыполнения законов и других нормативно-правовых документов, за которые предусмотрены дисциплинарные взыскания, проведены служебные расследования". И это вселяет надежду.
В самом Минобразования уволен с должности директор департамента среднего общего и дошкольного образования Олег Ересько и отстранен от выполнения обязанностей директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод. Об этом речь идет в министерском ответе на представление Генпрокуратуры.