Реформа системы образования с приходом на должность министра В.Кременя оценивается многими как «самая смелая за все годы независимости». Действительно, чего стоит только введение 12-балльной шкалы оценивания знаний и ликвидация вступительных экзаменов в вузы.
Что принесут эти перемены высшей и средней школе Украины, чем они были обоснованы и когда, собственно, реформы планируется завершить, рассказывает сам Василий Кремень.
— Как воспринимаются реформы на местах, в регионах. Нет ли непонимания предпринимаемых шагов?
— Любые изменения всегда воспринимаются по-разному. Кто-то их поддерживает полностью и сразу, кто-то не сразу и не в полной мере. Есть те, кто вообще не поддерживают проводимые реформы. Изменения в системе образования, сфере, затрагивающей интересы миллионов людей, конечно, не могут быть сразу же восприняты однозначно позитивно.
— Если не секрет, с чьей стороны вы испытывали недопонимание?
— Было определенное недовольство части учителей, особенно тех, кто привык десятки лет работать по одним стандартам оценок. Непонимание чувствовалось и со стороны некоторых родителей, отдельных руководителей районного и даже областного уровней. Но мы убеждены: те шаги, которые мы совершаем, правильные. Изменение отношения к этим нововведениям за последний год подтвердило эту нашу уверенность.
— Кто наиболее позитивно оценил такую радикальную меру, как переход на 12-балльную шкалу оценивания?
— Учащиеся. Они в абсолютном своем большинстве поддерживают и органично воспринимают новую систему оценивания. После проведения определенной разъяснительной работы среди учителей преимущества 12-баллки оценили и преподаватели. Уверен, сегодня абсолютное большинство участников образовательного процесса поддерживают нововведения последнего года.
— Чем вообще была вызвана необходимость введения двенадцатибалльной системы оценивания?
Тем, что все дети разные, каждый ребенок — личность. Пытаясь уравнять всех в жизни, то же самое мы делали в образовании. Наша пятибалльная система оценок этому всячески способствовала: средний, немного хуже, немного лучше. В жизни так не бывает, люди очень разные, разные их таланты и способности.
Мы должны способствовать дифференциации, причем не искусственно, а объективно обусловить эту дифференциацию. Не отбрасывая ученика, а помогая ему.
— Какие еще реформаторские шаги будут предприняты в ближайшее время?
— Мы должны позаботиться о том, чтобы в последних трех классах школы давалось больше специальных знаний для подготовки профессионалов.
— Часто приходится слышать, что преподавательский состав в Украине слабый. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление.
— Иосифу Сталину приписывают интересную фразу. Как-то одного спортивного деятеля направили секретарем парткома в Союз писателей. Через время встречает он Сталина и тот спрашивает как у него дела, как писатели. Спортсмен жалуется, говорит, мол, с писателями «нельзя работать», на что Сталин отвечает: «У меня для вас других писателей нет». У нас такие преподаватели, какие есть. Единственное, что меня действительно беспокоит, так это то, что у нас 60% учителей — люди пенсионного и предпенсионного возраста.
— А какие, на ваш взгляд, следует предпринять меры для повышения уровня наших педагогов?
— Думаю, учителям имеет смысл заняться изучением иностранных языков, чтобы впоследствии иметь возможность изучать международный опыт, таким образом не замыкаться только на отечественной практике преподавания. Недавно при Минобразования был создан Совет педагогического образования. Он должен принять конкретные рекомендации по подготовке учителей, которые помогут повысить уровень их компетенции.
— Кроме безусловно прогрессивной 12-балльной системы оценивания знаний, вы ввели еще одно яркое и важное новшество — экстернат в вузах.
— Я как сторонник многогранности во всем, в том числе и в видах образовательной деятельности, выступаю как за экстернат, так и за дистанционное обучение. Кстати, мы не ввели экстернат как таковой, а лишь реанимировали эту форму обучения, поскольку в недалеком прошлом она успешно использовалась.
— Как обстоят дела с подготовкой нового поколения учебников для школ и вузов?
— Сегодня в Институте педагогики создается лаборатория учебниковедения, и эта проблема решается.
— Проводится ли какая-либо работа над тем, чтобы украинские дипломы котировались в других странах?
— Мы уже заключили соглашения о взаимном признании дипломов высшего образования почти с двадцатью странами. Среди них — Россия, Польша, Азербайджан, Грузия, Армения. Подготовлено подобное соглашение с Болгарией, думаю, уже в этом месяце мы его подпишем. Украина в свое время подписала Лиссабонскую хартию о взаимном признании дипломов на Европейском континенте. В контексте этой хартии мы ведем работу с конкретными странами.
— Как вы относитесь к преподаванию в школах Закона Божьего и основ христианства?
— Я абсолютный противник приближения духовности к религии. Духовность и религия — разные вещи. Я с глубоким уважением отношусь к религии, ко всем вероисповеданиям. Но как нельзя дважды вступить в одну реку, так и нельзя возвратить общество в начало ХХ века, сделать его таким же религиозным, каким оно было сто лет назад. Я за свободное развитие религии, но не за стремление пронизать все общество религиозным взглядом. Поэтому считаю: безусловно, дети должны знать о христианстве, но мы не должны пытаться сделать верующими всех учащихся в школе ребят.
— Как вы считаете, что сегодня является основной проблемой образования?
— Мы сами. Мы, украинцы, должны перестать ощущать себя второсортными, обвинять кого-либо в наших бедах. Нет такого украинского патриота, который бы не нашел виноватого в том, что он плохо живет. Но это же позор для патриота! Мы должны быть гордыми и прежде всего уважать себя сами.