Валентин Зайчук: «НАМ НЕ НУЖНЫ РЕФОРМЫ РАДИ РЕФОРМ»

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 28 мая-4 июня

Министерство образования Украины возглавил человек, являющийся нe новичком в отрасли. Всю свою тр...

Министерство образования Украины возглавил человек, являющийся нe новичком в отрасли. Всю свою трудовую жизнь, начиная с учительства в сельской школе на Киевщине и кончая должностью первого заместителя министра образования, Валентин Зайчук связал с педагогической деятельностью. Потому ему есть о чем поделиться мыслями относительно различных проблем в образовательной сфере. Итак, министр образования Валентин ЗАЙЧУК

О профессии педагога

- Прежде всего мы должны поддержать учителя, преподавателя. Уже сделаны первые конкретные шаги в этом направлении. Скажем, по поручению Президента Украины решен вопрос о доплате учителю за проверку тетрадей и классное руководство. Это касается не только общеобразовательной школы, но и профессионально-технических училищ и высших учебных заведений первого-второго уровней аккредитации. Конечно, это небольшая помощь, но в нашей сложной ситуации с финансированием образования и эти копейки превращаются в большие суммы, которые нужно выделить из госбюджета. Поддержка педагога - без сомнения, самая важная и актуальная на сегодня проблема. И потому она находится под пристальным вниманием государства. Об этом свидетельствует хотя бы тот же ежегодный конкурс «Учитель года», основанный указом Президента.

...Недавно я побывал на Дне открытых дверей в Национальном педагогическом университете имени М.Драгоманова. Ректор вуза академик Николай Шкиль очень переживал по поводу того, придут ли на мероприятие дети. Мол, и профессия на сегодня не престижная, и оплата труда низкая... Но, к удивлению, в зале, как говорится, яблоку негде было упасть. Это говорит о том, что профессия учителя не может быть «модной» или «не модной», поскольку живого человека, передающего свои знания, опыт, невозможно заменить никакой техникой, какой бы совершенной она ни была...

О платности и бесплатности в образовании

- Государственный заказ на специалистов был, есть и будет. Следовательно, бесплатность обучения остается приоритетной в образовании. Но общение с детьми, родителями, учителями убеждает в том, что в наше время, когда схема поступления, благодаря появлению альтернативных негосударственных вузов, стала более «прозрачной», на государственный заказ идут дети, которые могут поступить, обладая лишь хорошими знаниями. А значит, в будущем они станут и хорошими специалистами. Такие дети должны получать помощь государства, в частности сельская молодежь. С этой целью был выдан указ Президента, предусматривающий выделение квоты на подготовку специалистов для агропромышленного комплекса. Но поскольку инфраструктура последнего требует иных, актуальных сегодня, специальностей, льготы были пересмотрены. Теперь сельские дети будут иметь направления местных администраций и при поступлении в вуз пользоваться правом внеконкурсного зачисления с тем, чтобы после окончания учебы работать для села.

...И все же платность учебы, как одна из возможностей получить образование, к нам, как говорится, пришла, что вполне закономерно для стран с рыночной экономикой. Иное дело, что этот процесс нужно, во-первых, контролировать, а во-вторых, искать пути для урегулирования некоторых его аспектов. Скажем, одна из проблем в этом плане - контрактники. Дети, поступившие учиться на контрактной основе, должны иметь возможность кредитовать свое обучение... Например, при условии, что ребенок хорошо окончил 1-й курс, он может получить кредит от государства на все последующие годы обучения, чтобы после окончания учебы постепенно возвратить этот кредит отчислением из зарплаты по месту работы. Может быть и другой механизм платного обучения: например, студенты-отличники после 1-го курса должны платить, скажем, на 10-20% меньше.

О реформах...

- Вы обеспокоены тем, что я, как министр образования, обращая большое внимание на хозяйствование в отрасли, могу выпустить из поля зрения реформирование в образовании... Когда-то расхожей была аббревиатура НОТ, то есть «научная организация труда». Но НОТ ведь начинается с НЭПа, что означает «навести элементарный порядок». Именно это обстоятельство даст возможность рационально использовать и научный потенциал, и опыт всех работников образования для того, чтобы реформы, предложенные министерством и оформленные указами Президента, четко выполнялись. Но тут я хотел бы подчеркнуть еще одну важную деталь. Нам не нужны реформы ради реформ, поскольку это не лозунг, а работа. Идея - хорошая вещь, но мы четко должны видеть цель этой идеи: ради чего делаем, что нам оно дает в конечном результате?.. К примеру, изменился общественный строй нашего государства - и мы, работники образования, должны пересмотреть идеологические аспекты учебных планов. Мы это сделали. Возможно, их кто-то не так воспринимает, как бы нам хотелось, возможно, кто-то не понимает... Но идея государственности пронизывает учебный план, и это реальность жизни...

С идеей государственности, что является, без сомнения, главной в учебном процессе, тесно переплетается проблема морально-этического воспитания подрастающего поколения. И тут мы, к сожалению, из одной крайности бросились в другую. Если раньше общество держалось на заидеологизированности, то теперь оно, как говорится, шарахнулось в другую сторону. Но и через это, как свидетельствует опыт других стран, мы, к сожалению, должны пройти...

О заведениях негосударственной формы собственности

- Согласен, что некоторые из них превратились в обыкновенные бизнес-структуры. И это не тайна, поскольку юридически они и зарегистрированы как таковые. Но Минобразования обязано контролировать, обеспечивает ли заведение учебный процесс. Для этого и существует Государственная аттестационная комиссия, которой даны соответствующие полномочия. Вот и недавно мы отказали в лицензии одному частному учебному заведению, которое, чтобы показать, что оно выполняет одно из условий лицензирования - имеет 10-процентный профессорско-преподавательский состав, - взяло и уволило 10 человек... На это никто сразу не обратил внимание, потом, как говорится, докопались. Выяснилось, что увольняются преподаватели без звания… Кто от этого страдает? Конечно же, в первую очередь дети - они не смогут получать нужных знаний. Кстати, меня часто спрашивают родители: куда отдать ребенка учиться, где из него сделают хорошего специалиста? Я отвечаю: конечно же, в государственных учебных заведениях, поскольку они имеют отработанную годами систему обучения, а значит, и большой опыт. Скажите мне, пожалуйста, какие вузы в мире считаются престижными? Оксфордский в Англии, Кембриджский в США, Болонский в Италии... И это именно те университеты, которые имеют «за плечами» несколько десятков, а то и сотни лет работы на образовательной ниве. К таким учебным заведениям относится и наш Национальный университет имени Т.Шевченко, Львовский имени И.Франко, основанный, кстати, еще в XVII столетии, и другие... И это закономерно. Ведь разве можно стать престижным - в понимании качественного обучения, - проработав каких-то несколько лет в образовании? А именно такой срок имеют практически все негосударственные вузы? Хотя среди таких заведений имеются у нас сегодня и достаточно солидные, работающие в образовании на высоком профессиональном уровне. А есть действительно как вы говорите, бизнес-структуры, занимающиеся в основном зарабатыванием денег...

Об общеобразовательной школе

- Недавно Верховной Радой Украины во втором чтении принят закон «Об общем среднем образовании». Мы ждали этого момента с нетерпением. Но то, о чем я сейчас буду говорить, не имеет законного поля действия, поскольку не утверждено соответствующим указом Президента. То есть возможны поправки, дополнения.

Итак, по нормам нового закона, начиная с 2001 года, общеобразовательная школа станет 12-летней. Этот переход будет длиться 12 лет. Такой срок обучения принят во многих странах Европы и мира. В Украине его увеличение преследует еще и цель сохранения здоровья детей, которые, как показали исследования, страдают от перегрузок. Статистика на этот счет говорит, что из 80% здоровых детей, идущих в школу, таковыми к концу учебы остаются 20%.

Согласно закону, система общего среднего образования состоит из трех уровней: начальной, основной и старшей школы. Мы хотим, чтобы во всех школах был введен 5-дневный режим обучения. Кроме того, желательно, как это делается во всем цивилизованном мире, перейти на более длительный срок обучения в начальной школе. То есть, значительная часть детей начнет учиться с шести лет. Беря во внимание большую нагрузку в старшей школе, начиная с 9-го класса также будет логичным увеличение времени обучения. Она станет трехлетней. Будет изменяться в некотором смысле и содержание учебы.

Наконец, какие изменения грядут в общеобразовательной школе уже с 1 сентября этого года? Это комплектация классов не более чем 30 учениками и переход на продолжительность одного урока у первоклассников - не более 35 минут, 2-4-х классов - 40, а начиная с 5-го класса - 45 минут. И еще один нюанс. Узаконены такие учебные заведения, как гимназия, лицей, коллегиум.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно