Университетские рейтинги и новые запросы общества
Ознакомившись с Обращением президента Украины Виктора Януковича к украинскому народу, я выделил очень важное заявление о намерении государства иметь среди 500 университетов мирового класса несколько своих университетов. Считаю это очень важным сигналом, поскольку наличие таких университетов говорит об уровне развития страны. На страницах «ЗН» я уже приводил суждения некоторых известных политиков по поводу университетов, чья критическая масса талантов и исследований дает им право входить в группу университетов мирового класса. Например, Говард Ньюби, бывший главный исполнитель совета финансирования высшего образования Англии, говорил, что «при таком уровне инвестирования в Соединенном Королевстве есть только пять или шесть университетов мирового класса с передовыми исследованиями и около 25—30 учебных заведений, отвечающих высокому уровню (pockets of excellence)». Почти так же откровенно высказался о некоторых подобных высших учебных заведениях президент Американского совета по образованию Дэвид Уорд. Он считает, что «сегодня Европа может поддержать только 30—50 высококлассных университетов, поскольку предельная стоимость поддержки одного такого учреждения в Европе составляет около полутора миллиардов долларов США в год и два миллиарда, если в университете есть медицинский факультет и своя клиническая больница».
Это действительно так. Поэтому, учитывая, что указанные суммы государственной поддержки только одного университета мирового класса соизмеримы с бюджетом финансирования всей системы высшего образования Украины, считаю, что на данном этапе учебные заведения страны в большинстве своем должны ориентироваться на другие цели. Это не означает, что им следует отказаться от исследовательской деятельности. Крупных ученых можно встретить и в менее престижных вузах, и при этом производительность отдельного ученого (определяемая, например, количеством опубликованных научных работ) не всегда прямо связана с уровнем учебного заведения, в котором он работает. В этом контексте «университет мирового класса» может и даже должен играть роль научного центра и академического лидера для всей системы высшего образования в преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Страна, имеющая такие центры передовой мысли и науки, только по этому критерию будет автоматически отнесена к группе развитых стран мира.
В течение последнего десятилетия мировое сообщество начало вырабатывать инструменты оценивания деятельности университетов и определения их уровня. Появились различные международные и национальные университетские рейтинги, вырабатываются правила и принципы их проведения (Берлинские принципы, принятые международными экспертами в 2006 году), сформировались международные координирующие органы по проведению таких рейтингов.
Такими органами стали международная экспертная группа по определению рейтингов университетов (IREG) и наблюдательный совет IREG по академическим рейтингам. IREG первый раз собралась в Варшаве в 2002 году. Последующие конференции и встречи группы проходили в Вашингтоне в 2004 году (IREG-1), в Берлине в 2006 году (IREG-2), в Шанхае в 2007 году (IREG-3) и в Астане в 2009 году (IREG-4). Следующая конференция (IREG-5) состоится в Берлине в октябре 2010 года, а затем (IREG-6) в Тайбэе (Тайвань) в 2012 году.
Возрастающая важность университетских рейтингов и стремление повысить их качество привели к изменению организационной структуры IREG и ее преобразованию в международную ассоциацию Наблюдательный совет IREG по академическим рейтингам (IREG Observatory). Организация была зарегистрирована в 2009 году в Брюсселе. Местом расположения секретариата стала Варшава, и этот выбор международных экспертов подтвердил высокую оценку качества рейтингов польского Фонда образования «Перспективы» и его международной деятельности.
Первая генеральная ассамблея наблюдательного совета IREG состоялась в Варшаве 8 марта 2010 года. Принимая во внимание возрастающую важность, которую представляют рейтинги для общества, а также тот факт, что рейтинги влияют на принятие финансовых решений правительственными органами, отвечающими за высшее образование, наблюдательный совет решил проводить по запросу аудит некоторых ведущих международных и национальных рейтингов с целью определения степени их соответствия высшим методологическим стандартам. Критерии аудита университетских рейтингов, принятые в Варшаве, в основном базируются на Берлинских принципах, выработанных и утвержденных на конференции в Берлине в 2006 году. На генеральной ассамблее в Варшаве обсуждались проблемы, связанные с более точным учетом гуманитарных и общественных наук в международном ранжировании. Было также удовлетворено заявление Московского государственного университета им. Ломоносова о приеме его в состав Наблюдательного совета IREG.
Подобно университетам, которые порой существенно отличаются друг от друга, рейтинги также различаются по своим целям, целевым группам, методологиям, индикаторам и, что не менее важно, по своему качеству. Поскольку широкая общественность больше всего заинтересована в результатах («кто есть номер первый») и меньше в методологии проведения рейтингов, последней уделяется недостаточно внимания. Аудит рейтингов, проводимый IREG с использованием прозрачных критериев и присуждением сертификата («одобрено IREG») может стать важной мерой, способствующей усилению прозрачности процесса. Поскольку рейтинги очень противоречивы, и часто рейтинги высокого качества подвергаются критике наряду с рейтингами низкого качества, такой аудит мог бы способствовать укреплению доверия к рейтингам в целом.
Проект «Топ 200 Украина» проводится в четвертый раз. Его методика по аналогии с Шанхайским рейтингом позволяет сравнивать университеты разных профилей на множестве общих критериев. Эта методика рассматривалась экспертами IREG на их берлинской встрече (IREG-2) в 2006 году и в Астане (IREG-4) в 2009 году. С учетом мнения экспертов IREG и отзывов научной и образовательной общественности Украины методика совершенствовалась после каждого тура проведения рейтинга. При этом Международный наблюдательный совет проекта «Топ 200 Украина» считает, что использование 80% регистрируемых данных и 20% данных, основанных на экспертных оценках, является сильной стороной проекта и соответствует опыту некоторых известных международных рейтинговых систем, прежде всего шанхайской. Дальнейшее совершенствование украинского рейтинга может состоять, прежде всего в эволюционном улучшении критериальной базы системы оценивания и в повышении достоверности исходных данных. Последнее обстоятельство является очень существенным для Украины в связи с плохим состоянием веб-сайтов университетов и, как правило, отсутствием на них достоверных данных о показателях деятельности.
Тем не менее за последние четыре года Украина проделала огромную работу по созданию системы рейтингования университетов и проведению ежегодного оценивания их деятельности. Это, несомненно, сделало систему высшего образования страны более прозрачной и понятной для общества, что неотвратимо приведет к ее дальнейшему совершенствованию.
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
