Академический рейтинг университетов «Топ-200 Украина»
Эволюция высшего образования: от регионального масштаба к глобальному
Ян Садлак, председатель международного наблюдательного совета рейтинга «Топ-200 Украина», председатель наблюдательного совета IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence
Существующие системы ранжирования университетов отличаются своей методологией, уровнем агрегации данных (глобальные, национальные, специализированные, региональные), целевой аудиторией. Сегодня в мире презентовано 10 глобальных рейтингов, более чем 50 национальных, и это только середина пути, поскольку не наблюдается тенденций снижения их востребованности и популярности. Необходимость в простой, понятной, легко интерпретируемой информации о деятельности учебных заведений является совершенно очевидной. Широкое представление рейтингов требует более детального анализа наиболее популярных из них, выявления лучших практик и методик, формирования политики и механизмов ответственности в сфере ранжирования вузов.
Более шести лет я непосредственно связан с разработкой, становлением и развитием академического рейтинга «Топ-200 Украина». Это масштабный проект, который интегрирует в себе международные и национальные подходы к оцениванию деятельности вузов Украины. С целью более полного отражения тенденций в сфере высшего образования и удобства сопоставления с глобальными рейтингами реализация проекта происходила поэтапно и предполагала внесение соответствующих корректив в методику. Сейчас академический рейтинг «Топ-200 Украина», с одной стороны, сориентирован на украинскую общественность, а с другой - он узнаваем за пределами страны.
Сегодня в сфере ранжирования университетов актуальной проблемой является интеграция национальных рейтингов в глобальные. Этой проблеме были посвящены многочисленные форумы, конференции и встречи Международной группы по ранжированию университетов (IREG) в 2010–2011 годах. В ходе этих обсуждений возникал важный вопрос: по какой причине университет, который может гордиться своими достижениями, как в своей стране, так и за ее пределами, не попадает в глобальные рейтинги? В большинстве случаев ответ был следующим: использование несопоставимых критериев для сравнения и отсутствие полной исходной информации для анализа. Один из путей разрешения данной проблемы состоит в использовании сопоставимых данных при создании глобальных и национальных рейтингов. В этом контексте большая ответственность возлагается на создателей национальных рейтингов. Хочу отметить, что команда проекта «Топ-200 Украина» активно работает в этом направлении. Выбор сопоставимых исходных данных для сравнения, их агрегация по согласованной методике, учет прогресса вуза в целом отражают идеологию глобальных рейтингов и в то же время позволяют получить адекватное представление о продуктивности и эффективности системы высшего образования Украины и ее университетов.
Подобные кросс-национальные измерения будут способствовать выявлению «сильных» и «слабых» сторон в сфере высшего образования в разных странах, параллельно открывая «проблемные аспекты» образования в отдельно взятой стране. Однако, по ряду причин, не все приветствуют нарастающую потребность доступа к полной информации об учреждениях высшего образования и результатах их деятельности. И я рад, что в Украине многие университеты, руководствуясь принципом transparency, все шире открывают данные о своей деятельности, в первую очередь в таком важном информационном ресурсе, как Ranking Web of Word Universities (or Webometrics Ranking), презентуя свою работу.
Безусловно, рейтинги университетов являются одним из важных инструментов формирования их бренда. Успех рейтингов будет зависеть от доверия к ним общественности, работодателей, академического сообщества, политиков. Соответственно, процесс ранжирования должен основываться на взаимной ответственности университетов, ренкеров и политиков в сфере образования. Шесть последних лет моей работы с системой высшего образования Украины показывают несомненный прогресс в этом направлении.
По пути европейской интеграции
Олеся Леновицкая, руководитель проекта «Топ-200 Украина»
В течение шести последних лет международная группа экспертов в сотрудничестве с Европейским центром по высшему образованию (ЮНЕСКО СЕПЕС) и центром «Євроосвіта» представляет академический рейтинг вузов «Топ-200 Украина».
Целью данного проекта является предоставление достоверной, объективной, сопоставимой информации о качестве предлагаемых образовательных услуг высшими учебными заведениями Украины на национальном уровне. Система по своим принципам близка к международным аналогам (в частности, к т.н. шанхайскому рейтингу, ежегодно определяемому университетом Цзяотун, или национальному рейтингу американских университетов, публикуемому журналом US News & World Report) и дает возможность с одной стороны сравнивать между собой вузы разных профилей, с другой - проводить сравнение с вузами других стран. Внешняя экспертиза проекта «Топ-200 Украина» осуществляется специалистами наблюдательного совета международной экспертной группы по определению рейтингов университетов (IREG Observatory).
Методика рейтинга соответствует международным принципам ранжирования университетов и предполагает проведение сравнительного анализа достижений вузов различных типов на основе использования группы универсальных критериев (см. «Зеркало недели», №22, 2010 г.). Результаты проекта «Топ-200 Украина» ежегодно презентуются на международных форумах и конференциях IREG Observatory по академическому ранжированию и достижениям. Можно сказать, что данный проект в определенной степени отражает преобразования в сфере высшего образования и позволяет сформировать достаточно полное представление о конкурентоспособности вуза, его образовательном и научно-исследовательском потенциале.
Академический рейтинг «Топ-200 Украина» формируется на основе агрегированного показателя деятельности вуза по четырем комплексным критериям: экспертное оценивание представителями рынка труда деятельности учебного заведения и его академическая репутация, качество научно-педагогического потенциала, качество обучения, международное признание, присутствие в глобальном информационном пространстве (в т.ч. на основе учета рейтинга Webometrics).
По результатам шестилетнего исследования флагманами в сфере высшего образования в Украине остаются Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» и Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, демонстрирующие стабильно высокие показатели по всем направлениям своей деятельности.
Рейтинговую таблицу третий год подряд возглавил НТУУ «Киевский политехнический институт», получивший наивысшие оценки качества подготовки кадров представителями отечественного и зарубежного рынка труда (по данным международных экспертов только в одной корпорации Microsoft сейчас работают свыше 500 выпускников КПИ). КПИ имеет наивысшее международное признание (вместе с Донецким национальным университетом он вошел в 4% лучших университетов мира по рейтингу QS World University Ranking 2011/12). Он лидирует по количеству программ двойных дипломов. Среди вузов Украины КПИ имеет наиболее широкое присутствие в глобальном информационном пространстве (он вошел в 5% лучших университетов мира по рейтингу Webometrics). Второе место занял Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. Он является неоспоримым лидером по качеству профессорско-преподавательского состава, по количеству публикаций и по индексу цитирования в наукометрической базе Scopus.
В пятерке лидеров прочно заняли позиции Харьковский национальный университет им. В.Каразина (третье место), национальный университет «Киево-Могилянская академия» (четвертое место), Национальный медицинский университет им. А.Богомольца (пятое место).
По направлениям лидируют: среди классических вузов - Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, технических - НТУУ «Киевский политехнический институт», экономических - Киевский Национальный экономический университет им. В.Гетьмана, медицинских - Национальный медицинский университет им. А.Богомольца, педагогических - Национальный педагогический университет им. М.Драгоманова, юридических - Национальный университет «Юридическая академия Украины им. Я.Мудрого», строительных - Киевский национальный университет строительства и архитектуры, транспортных - Национальный авиационный университет, частных вузов - Университет экономики и права «Крок».
Анализ результатов рейтингового оценивания университетов за последние шесть лет показал основные направления, по которым лидеры украинского высшего образования улучшают свои позиции на рынке образовательных услуг, а соответственно и в рейтингах. Это, прежде всего, усиление научно-исследовательского потенциала вуза, интернационализация образования, активное взаимодействие с международным научным сообществом. Так, в 2011 году более 50 проектов 7-й рамочной программы ЕС по исследованиям стартовали в университетах Украины; лидирующие позиции в этом секторе занимают КНУ им. Т.Шевченко, НТУУ «КПИ», НАУ им. Н.Жуковского «Харьковский авиационный институт», Национальный университет «Львовская политехника», Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Одесский национальный университет им. И.Мечникова, Харьковский национальный университет им. В.Каразина.
За время выполнения проекта «Топ-200 Украина» увеличилось количество украинских вузов, ставших участниками европейских и других международных ассоциаций; только за прошлый год более 10 вузов подписали Большую хартию университетов. В передовых вузах Украины сформированы прочные связи с ведущими зарубежными университетами, активно внедряются совместные образовательные программы, расширяются программы двойных дипломов. Более ста образовательных проектов «Темпус» реализуются в ведущих университетах страны. В Одесском национальном университете им. И.Мечникова, НМУ им. А.Богомольца все 100% выпускников получают приложение к диплому европейского образца.
Проведение целенаправленной работы по позиционированию вузов в мировом образовательном пространстве позволило ряду ведущих украинских университетов значительно улучшить позиции в мировом рейтинге Webometrics (НТУУ «КПИ» - 957 место, НУ «Львовская политехника» - 1248 место, НПУ им. М.Драгоманова - 1747 место, КНУ им. Т.Шевченко - 1934 место).
Следует отметить повышение внимания университетов Украины к проведению активной имидж-информационной политики. На веб-ресурсах многих вузов представлена полная, актуальная информация, отражающая университетскую жизнь, презентована статистическая отчетность по основным параметрам деятельности университетов. Это важный шаг к обеспечению «прозрачности» и «открытости» вузов для общественности.
В заключении отметим, что ведущие университеты страны повысили требования к управленческой культуре, к качеству человеческих ресурсов, начали уделять больше внимания научно-исследовательской работе и инновационной деятельности, стали в большей степени ориентироваться на высокие академические стандарты, проявлять стремление быть в авангарде высшего образования.
Полная информация о рейтинге «Топ-200 Украина» представлена на сайте www.euroosvita.net
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
