Никого не удивишь тем, что во время сессии профессора университетов принимают экзамены и зачеты у своих воспитанников. Однако новость о том, что украинские преподаватели оценивают знания и выставляют оценки студентам в Нью-Йорке - стала настоящей сенсацией в медицинском образовательном мире.
Три дня специальная комиссия Тернопольского государственного медицинского университета имени И.Горбачевского (ТГМУ) работала в одном из колледжей Нью-Йорка, на базе которого организовали проведение выпускного экзамена медсестер-бакалавров. Почти полсотни медицинских сестер - младших специалистов, работающих по специальности в американских клиниках и госпиталях, на протяжении двух лет получали образование в Институте медсестринства ТГМУ, воспользовавшись дистанционной формой обучения. Поскольку одновременно собрать всех их для экзамена в Тернополе было весьма сложно - ведь у каждой свой график работы, координаторы проекта предложили компромиссный вариант - пусть украинские профессора приедут к своим студентам. К тому же это позволит американским коллегам посмотреть, чему за два года научились будущие бакалавры в украинском медуниверситете.
Трудно сказать, кто больше волновался перед этими экзаменами - американские студенты или тернопольские преподаватели, ведь в Нью-Йорке оценивали работу и тех, и других.
«Экзамен состоял из двух частей: теоретической, которая заключалась в выполнении тестовых заданий по основным разделам медсестринства, и практической, - объясняет директор Института медсестринства ТГМУ Светлана Ястремская. - Студенты должны были ответить на 150 тестовых вопросов. Знания оценивались объективно и прозрачно, ни от кого не было никаких нареканий. Вторая часть государственного экзамена специфическая - выпускник должен продемонстрировать практические навыки. Согласно программе в экзаменационные билеты включили вопросы по пяти предметам: «Клиническое медсестринство в терапии», «Клиническое медсестринство в педиатрии», «Клиническое медсестринство в акушерстве и гинекологии», «Клиническое медсестринство в хирургии», «Инфекционные болезни». Студенты тянули билеты и выполняли доставшуюся им практическую задачу - это могла быть постановка медсестринского диагноза, определение алгоритма действий медсестры в конкретной клинической ситуации, демонстрация выполнения манипуляции на манекенах и тренажерах.
- Что, кроме инъекций, они должны были делать?
- Инъекции - это задания для младших медсестер, а мы принимали экзамен у бакалавров, которые должны уметь намного больше. Они показывали, например, как поставить внутривенную инфузию с определенной скоростью капания, как подключить подкожную помпу, поставить катетер Фолея, наблюдать за трахеостомой и т.п. Это более сложные манипуляции, к тому же требующие и крепкой теоретической базы, - ведь медсестра должна уметь оценивать состояние больного, оперативно и адекватно реагировать на изменения состояния его здоровья.
- Какое впечатление осталось после экзамена? Как реагировали американские коллеги?
- На экзамене присутствовали координаторы проекта, сотрудники колледжа, которые особенно пристально присматривались к тому, как наши выпускники выполняют практические задачи. Как правило, наилучшие знания и навыки студенты демонстрировали именно по тем разделам медсестринства, с которыми они чаще всего имеют дело во время профессиональной деятельности в госпиталях и клиниках. Мы были приятно удивлены высоким уровенем медсестринства, который продемонстрировали выпускники, особенно те, кто уже имеет опыт практической работы. Были случаи, когда, выполняя задание, они говорили, что до сих пор проводили манипуляции другим способом, однако просмотрев наши видеоматериалы и пообщавшись с преподавателями, поняли, что есть лучший вариант, и освоили новую методику».
Наверное, непросто было выставлять экзаменационные оценки под пристальными взглядами иностранных коллег и студентов, с которыми общались лишь дистанционно. Украинские преподаватели продемонстрировали профессиональный подход и принципиальность - каждый бакалавр получил именно то количество баллов, которое заработал, выполняя теоретическое и практическое задания. Это подчеркнул Игорь Мысула, руководитель экзаменационной комиссии, первый проректор ТГМУ: «Вообще экзамен продемонстрировал хороший уровень знаний и умений. «Отлично» получили 7% выпускников, «удовлетворительно» - 4%, а остальные - «хорошо». После окончания экзамена мы собрали всех выпускников, чтобы обменяться впечатлениями, узнать, какие есть замечания или, возможно, претензии. Критических замечаний не было, отклики об обучении положительные, никто не жалел, что потратил два года на получение уровня бакалавра в Тернопольском медуниверситете. Часть выпускников изъявила желание продолжить обучение у нас на магистерской программе.
В Нью-Йорке у нас были встречи с координаторами проекта, представителями медицинских колледжей и компаний, с которыми обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества в рамках программы дистанционной формы обучения студентов из США в Институте медсестринства ТГМУ. Ожидается, что количество студентов, которые будут приобретать у нас образовательно-квалификационный уровень бакалавра или магистра медсестринства, уже в ближайшее время значительно увеличится».
Подготовку медсестер, фельдшеров и акушеров в Тернополе начали еще 17 лет назад - сначала это был факультет в мединституте, потом колледж І-ІІ уровней аккредитации, в котором учились преимущественно тернопольчане. Позже колледж вырос в Учебно-научный институт медсестринства. Это единственный в Украине институт медсестринства, который является структурным подразделением медуниверситета, что позволяет привлекать к работе в нем ведущих специалистов ТГМУ, а также пользоваться учебными и клиническими базами университета. Институт должен искать и прокладывать свой путь, ведь конкуренция в этой сфере значительная - в области действуют несколько медицинских колледжей, имеющих и авторитет, и традиции.
Когда ТГМУ заявил о намерении готовить бакалавров и магистров медсестринства, было много скептиков, не веривших, что это удастся быстро реализовать. Еще больший резонанс в образовательных кругах вызвал проект «Международная медсестринская школа», в рамках которого планировали организовать обучение студентов из далекого зарубежья. Даже из США. Следующим шагом стала программа внедрения дистанционной формы обучения, на которую в мире существует огромный спрос.
«Уже много лет активно сотрудничаем с университетами США, Канады и Европы по вопросам медсестринского образования», - рассказывает Леонид Ковальчук, профессор, ректор ТГМУ. - «После подписания межправительственного соглашения между Украиной и США об обучении иностранных студентов на базе отечественных высших медицинских учебных заведений Тернопольский медуниверситет был определен как базовый для организации такого обучения. Впервые в Украине мы начали образовательный проект, предусматривающий подготовку специалистов по медсестринству из числа иностранных граждан по специальным учебным планам, которые базируются на опыте лучших американских медсестринских школ. Сначала желание учиться у нас изъявили всего десять студентов-иностранцев, а в этом году контингент уже составляет почти 300 человек. Их привлекает не только англоязычная программа, подготовленная по американским учебникам, но и возможность со временем продолжить обучение на бакалаврате в медсестринской школе им. Мэри Блэк (Университет Южной Каролины, США).
Именно в этом университете наши преподаватели детально изучали особенности организации дистанционной формы обучения, которая сегодня является довольно востребованной во всем мире. Оценив ее перспективы, мы решили внедрить такую форму подготовки медсестринских кадров в ТГМУ, поскольку уже имеем опыт работы с иностранными студентами, создали соответствующую учебную базу, приобрели специальное программное обеспечение. К тому же все учебные материалы, лекции, тестовые задания, которые готовятся для студентов и размещаются на веб-странице университета, подаются сразу на трех языках - украинском, русском и английском.
Наконец-то в 2008 году, согласовав свои планы и программы в Министерстве здравоохранения и Министерстве образования и науки, мы ввели дистанционную форму обучения для подготовки медсестер-бакалавров. Это было не только сложно, но и ответственно - до нас в Украине этого никто еще не делал. Со временем мы организовали дистанционное обучение и для магистров медсестринства».
Дело это, безусловно, перспективное, хотя и чрезвычайно сложное. Для нас оно еще и новое, хотя дистанционное обучение довольно часто приравнивают к заочной форме, известной еще с советских времен. На мой взгляд, сейчас эти два способа обучения не имеют ничего общего, за исключением разве того, что соискатель квалификационно-образовательного уровня бакалавра или магистра одновременно учится и работает по специальности. Считается, что заочное
образование - не для медицинской сферы. Очевидно, по этой причине дистанционная форма и вызвала жесткую критику в медицинских кругах. Однако рациональное использование достижений технического прогресса в учебном процессе способно творить настоящие чудеса. До позднего вечера в окнах Института медсестринства горит свет - там работают не только студенты в компьютерном зале, но и профессора и доценты. В одном кабинете идет запись лекции, которую потом получат студенты-дистанционщики, в другом - преподаватель с помощью Skype общается с будущим бакалавром, проверяет, как тот усвоил тему и выполнил контрольные задания.
В институте приложили много усилий, чтобы создать солидную библиотеку, подготовили свыше 700 лекций в электронном виде, сняли ряд видеороликов, демонстрирующих последовательность выполнения практических действий, на веб-сайте можно найти любую тему по программе, которая содержит теоретическую часть, тестовые задачи, рисунки, схемы, полезные ссылки и т.д.
Студенты, которые учатся на стационаре, имеют возможность заранее подготовиться к следующему занятию, отработать с преподавателем вопросы, которые кажутся им непонятными и сложными. А как быть тем, кто избрал дистанционную форму? Опыт убеждает, что в процессе обучения невозможно обойтись без контактов преподаватель-студент. Решить эту проблему частично помогает Интернет - преподаватели постоянно проверяют выполнение заданий, консультируют своих подопечных, а при необходимости - встречаются лично. С украинскими студентами, конечно. А как быть с теми, кто живет за океаном? Подготовили такой курс видеолекций, который позволяет студенту не только слушать материал, но и видеть преподавателя. Все это создает эффект живого общения и присутствия, помогает лучше усваивать учебную программу. Незаменимым в этом деле стал Skype, однако для полноценного общения пришлось искать компромиссы, ведь когда в Украине день, то в США - ночь. Правда, это не влияет на процесс - студенты обязаны своевременно выполнить все задания по теме и ответить на контрольные вопросы.
Дистанционную форму обучения избирают как украинские медсестры, так и зарубежные. Диплом бакалавра или магистра открывает путь для карьерного роста и достойной зарплаты. К сожалению, последнее больше касается зарубежных специалистов. А на что могут рассчитывать украинские медсестры с высшим образованием?
«Я не занимаюсь вопросами, касающимися работы медицинских сестер», - объясняет профессор Мирослав Гирняк, главный врач Тернопольской университетской больницы (это единственная в Украине университетская больница, которая была создана на базе областной клинической. - Авт.). - «Все это в компетенции моего заместителя по медсестринству Татьяны Скарлош, которая не только закончила магистратуру, но и преподает в медуниверситете. У нас активно работает сестринский совет, который решает многие проблемы и отвечает за все, что касается работы медсестер нашей больницы. Ежегодно мы принимаем на работу 20-25 выпускниц, но берем не всех - отбор осуществляется в три этапа. Первый, самый ответственный, проводит именно заместитель главного врача по медсестринству - в ходе собеседования она определяет уровень теоретической подготовки и решает, что делать дальше.
В общем, уровень подготовки студентов в Институте медсестринства нас удовлетворяет, там дают не только теорию, но и хорошо отрабатывают практические навыки. Мы очень радуемся, когда к нам приходят люди с искоркой в глазах, они усердно работают, легко находят общий язык и с коллегами, и с больными и их родственниками».
Можно долго спорить, для чего необходимо нашей медицинской сестре высшее образование, учитывая уровень заработной платы в системе здравоохранения, перспективы карьерного роста и т.п. В развитых странах продолжение образования давно уже стало нормой, ведь оно открывает новые перспективы и возможности для тех, кто повышает свой образовательный и профессиональный уровень. И этому есть немало доказательств. Американские студенты сами оплачивают счета за дистанционное обучение в украинском медуниверситете. Они охотно применяют полученные знания и навыки в своей работе, что не остается незамеченным - есть множество случаев, когда работодатели частично или даже полностью компенсировали медсестрам их затраты на обучение. Очевидно, результат стоит того.
Из года в год во всем мире быстрыми темпами растет дефицит медсестринских кадров. Несмотря на это, требования к ним не снижаются, а наоборот, становятся все выше. В Нью-Йорке, например, на работу приглашают специалистов с дипломом бакалавра или магистра, медсестры-младшие специалисты получают не только значительно меньшую зарплату, но и статус бесперспективных.
Наша выпускница, получив диплом бакалавра или магистра, имеет шансы стать старшей медсестрой отделения, заместителем главного врача по вопросам медсестринства, руководить хосписом, интернатным заведением и т.п. Но самое главное то, что обучение в институте изменяет взгляды на профессию, отношение к своей работе и к пациентам. Медицинская реформа, по большому счету, должна была бы начаться с изменений в организации работы медсестер. Первичная помощь, уровень которой уже второй год пытаются поднять в пилотных регионах, собственно, начинается именно с медсестры - она не только оказывает первую помощь больному, проводит манипуляции и процедуры, круглые сутки дежурит возле пациента, но и во многих случаях заменяет врача, особенно в сельской местности, где их остро не хватает. Когда речь идет о приближении медпомощи к населению, о ее доступности и качестве - кто, как не медицинская сестра, ближе всего к пациенту?! В мире давно уже используют понятие «медсестринский диагноз», делегируют медсестрам некоторые обязанности врачей, прислушиваются к их мнению, воспринимают их как младших партнеров. Такая организация лечебного процесса эффективна еще и потому, что помогает разгрузить врача, позволяет ему сосредоточиться на более сложных проблемах, выкроить время, чтобы прочитать профессиональную литературу, поискать необходимую информацию в Интернете.
Преподаватели Института медсестринства ТГМУ изучали опыт в Канаде и США, в Нидерландах, Австрии и других европейских странах. Сначала смущались, когда их расспрашивали: кто вы? откуда вы? Сейчас таких вопросов им не задают - Тернопольский медуниверситет знают далеко за пределами Украины. И знают с лучшей стороны. Первый выпуск медицинских сестер-бакалавров, учившихся на дистанционной форме в ТГМУ, состоялся в Нью-Йорке в прошлом году - дипломы получили 22 выпускницы. В течение всего трех месяцев все дипломы были подтверждены аккредитационными агентствами и госпиталями США.
Во многих зарубежных госпиталях и клиниках работают медсестры, учившиеся в Тернополе, много информации появилось в Интернете, представителей института постоянно приглашают на международные конференции, где они имеют возможность рассказать о своем опыте подготовки медицинских кадров и, конечно же, послушать коллег.
Обучение иностранных студентов заставило тернопольчан по-новому посмотреть не только на программы, но и на весь образовательный процесс. Особое внимание стали уделять работе будущих медиков на тренажерах, с манекенами, ввели специальные матрикулы - аналог зачетных книжек, куда ставят оценки за отработку практических навыков. Будущая медсестра должна не только продемонстрировать умение проводить ту или иную манипуляцию, но и объяснить больному (пока что это манекен), что и для чего она делает, какими будут последствия, на что надо обратить внимание. Это правило позаимствовали из американской системы, обязывающей медсестру общаться с больными и его родственниками.
- Мы работаем не только со студентами, но и с практикующими медсестрами, которым хотим передать новую информацию, - говорит Светлана Ястремская. - Проводим тренинги, во время которых информируем, что нового есть в медицинском мире. Большой интерес вызывают практические занятия, когда, например, рассказываем и показываем, как ставить подкожные и внутривенные катетеры и т.п.
- Не секрет, что отечественные больницы проигрывают зарубежным в плане технического обеспечения. Если клинические базы не имеют современного оборудования и инструментария, где брать новинки для обучения?
- Сначала выручала спонсорская помощь: наши бывшие студенты время от времени присылали подарки: инструменты и расходные материалы, которые используются в западных клиниках. Со временем мы разыскали зарубежные фирмы, где смогли заказать все необходимое для обучение и тренингов, ежегодно пополняем материальную базу. Радует то, что после тренингов медсестры добиваются, чтобы новинки появлялись и в больницах, где они работают.
- Вас не упрекают, что институт готовит медсестер для зарубежья? Речь идет не только об иностранных студентах, но и об украинках, которые, получив образование, едут работать за границу.
- Нас знают в мире, признают наш диплом - ТГМУ внесенный в базу учебных заведений, готовящих специалистов данного направления. Это реальность, с которой необходимо считаться. Многие наши выпускники, выходцы из стран Азии и Африки, легализировали свои дипломы за границей и успешно работают, и не только у себя на родине, но и в европейских странах. К нам уже обращались медицинские сестры из стран Евросоюза - Португалии, Греции, Испании, - которые хотят получить диплом бакалавра, обучаясь дистанционно. Получить такое образование за границей очень дорого и сложно - из-за большого количества желающих существуют очереди на обучение.
Подготовка иностранных студентов позволяет нам развиваться, использовать то лучшее, что наработано в других странах. Эти знания получают и украинские студенты. Мир открыт - многие люди едут работать за границу, потом возвращаются домой. Наших выпускниц охотно берут на работу не только бюджетные больницы, но и частные клиники, их можно встретить и в маленьких городках, и в Киеве, ведь сегодня профессия медсестры - чрезвычайно востребована.